Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Рибчинская Марина Валентиновна

Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

 с детьми подготовительной к школе группе

Тема: «Мой город»

Цель: формировать представление об истории г. Плавска, его прошлом и настоящем.

Задачи:

Образовательные:  познакомить детей с историей возникновения села Сергиевского, с ролью князей Гагариных в развитии села, с достопримечательностями нашего города; закрепить названия деревьев и умение узнавать их по плодам и листьям; закрепить счет в пределах 10 и знание цифр от 1 до10, закрепить знание правил дорожного движения, дорожных знаков, правил поведения в общественных местах и в транспорте.

Развивающие:  развивать  монологическую речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, память, внимание, наблюдательность, умение слушать;

Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей малой родины, любовь к ней, гордость за свою малую родину, дисциплинированность, чувство ответственности.

Словарь: плавчане, кочевники, слобода, машиностроительный завод, сепаратор

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: экскурсия по улицам  г. Плавска, экскурсия в краеведческий музей, экскурсия в музей Б.Ф.Сафонова, рассматривание фотографий с видами города, беседы о профессиях родителей, чтение стихотворений о родном крае местных поэтов.

Оборудование: слайды с видами  г. Плавска в прошлом и настоящем, дорожные знаки, картинки с изображением деревьев  и листьев для игры «Найди свое дерево»,  наборы цифр от 1 до 10 на каждого ребенка, плюшевое сердце, магнитофон, аудиозапись мелодии «Автобус». 

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Там, где ветры в полях голосили,

Где стекает в Плаву холодок,

В самом сердце бескрайней России

Наш любимый лежит городок.

О каком городе я прочитала вам стихотворение?  (о городе Плавске).

На берегу какой реки он стоит? (на берегу реки Плавы).

Как вы думаете, как  нам нужно относиться к родному городу?  (наш город нужно любить, беречь, содержать в чистоте, украшать к праздникам).

Когда люди хотят выразить свою любовь, они изображают красное сердце. Я приготовила для вас вот такое красивое мягкое сердечко. Сейчас мы будем передавать его друг другу и говорить хорошие слова о нашем городе. Давайте начнем так: «Я хочу, чтобы мой город был…»  (дети передают друг другу сердце и говорят по одному предложению-пожеланию: я хочу, чтобы мой город был самым красивым, зеленым, веселым, чистым, богатым, ярким, праздничным и т.д.). 

Вы сказали очень много хороших слов о Плавске.

Как называют жителей Плавска? (плавчане).

Для того, чтобы быть настоящим плавчанином,  любить свой город, нужно знать его историю. Я предлагаю вам занять места в нашем зрительном зале (воспитатель вместе с детьми вспоминает правила поведения в кинотеатре).

Основная часть

Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов): Много-много лет назад, когда наша Россия называлась Русью, часто на ее богатые земли нападали свирепые племена кочевников. Для защиты русских земель на реке Плаве была построена Крапивенская крепость, воины которой храбро сражались с завоевателями.

Наступило мирное время и Крапивенская крепость превратилась в Крапивенскую слободу (слобода - поселение, жители которой были заняты на государственной службе), хозяином которой стал князь Сергей Васильевич Гагарин. Он построил церковь, которая стала носить имя великого святого человека Сергия Радонежского. И с тех пор Крапивенская слобода стала называться село Сергиевское.

 Потомки Сергея Васильевича, князья Гагарины сделали очень много хорошего для нашего города. Говорят, что они были сказочно богаты, но не забывали заботиться о простых людях, живших на их земле: на их средства были построены школа для обучения детей всех сословий,  по настоянию княгини Веры Федоровны Гагариной - больница для бедных людей, была вымощена булыжником  грунтовая дорога, ведущая на Москву. В эти времена в селе Сергиевском хорошо развивалась торговля. Торговцы привозили свои товары на телегах, запряженных лошадьми.  (Для сравнения воспитатель демонстрирует виды г.Плавска в прошлом и в настоящее время)

Еще много лет спустя село Сергиевское переименовали в город Плавск.

Беседа об увиденном:

 - Как вы думаете, почему древняя крепость называлась Крапивенской? (предположение: в этих местах росло много крапивы)

- Кто такие кочевники?

- Что такое слобода? Кто стал хозяином Крапивенской слободы?

- Почему Крапивенская слобода стала называться селом Сергиевским?

- Что сделали для села Сергиевского князья Гагарины?

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему городу. На чем можно отправиться? (можно отправиться пешком, поехать на автобусе)

Повторение правил дорожного движения ( воспитатель демонстрирует дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети», «Остановка автобуса»;  дети объясняют значение каждого знака и повторяют правила поведения в автобусе).

Дети строятся парами, изображая автобус, и идут под музыку по кругу.

Первая остановка Школа №1.  (на экране изображение школы)

Воспитатель: Зачем дети ходят в школу? (учатся читать, писать, считать, получают новые знания, встречают новых друзей).

Представим, что вы ученики, а я учитель.  Начнем наш урок. Я вам даю задание: разложить цифры по порядку (дети подходят к столам, достают цифры от 1 до 10 из конвертов и раскладывают их по порядку, воспитатель проверяет правильность выполненного задания и предлагает снова «садиться» в автобус).

Вторая остановка Городской парк  ( на экране изображение парка)

Воспитатель: для чего нашему городу нужен парк? ( деревья очищают воздух города, парк – это место отдыха жителей нашего города: можно гулять по аллеям, отдохнуть на скамейке у фонтана; детям можно поиграть на Поляне сказок, на площадке по Правилам дорожного движения, на игровой площадке.)

Воспитатель: давайте назовем деревья, которые растут в нашем парке ( обращает внимание на изображение деревьев, дети их называют). Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свое дерево»: каждый из вас возьмет листочек и по команде подбежит к тому дереву, с которого этот листок.  (Дети выполняют задание)

Воспитатель: мы говорили, что деревья дают нам кислород, давайте глубоко подышим в парке (дыхательная гимнастика: дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят фразу «Какой свежий воздух!» или «Как легко дышать!»).

Воспитатель: давайте продолжим наше путешествие.

Третья остановка Памятник Б.Ф. Сафонову (на экране изображение памятника)

Воспитатель: кто такой Борис Феоктистович Сафонов? ( военный летчик, наш земляк, дважды герой Советского Союза, погиб в воздушном бою). Какие вы еще знаете памятники героям в нашем городе? (братские могилы погибших жителей г. Плавска и его освободителей, Курган Славы, Могила Неизвестного Солдата)

Воспитатель: продолжаем наше путешествие

Четвертая остановка  Машиностроительный завод «Плава» (изображение завода на экране)

Воспитатель: Что производят НА ЗАВОДЕ «Плава»? (специальные аппараты -  сепараторы, которые используются в молочном производстве и в медицине). Расскажите,  где работают ваши родители? ( дети перечисляют места работы своих родителей)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Садитесь в автобус!

Пятая остановка  Детский сад .(изображение детского сада на экране)

Воспитатель: Как называется наш детский сад? («Березка»)  Зачем вы ходите в детский сад? (Родители идут на работу, а детей   в детский сад, где за детьми присматривают воспитатели, занимаются с ними, дети узнают много нового и интересного, играют) Кто  еще работает в детском саду? ( дети перечисляют работников детского сада).

Итог

Воспитатель: Мы вернулись в детский сад. Что нового вы узнали о нашем городе? Вам понравилась наша экскурсия по Плавску? Что особенно было интересно? Что мы все вместе можем сказать? (дети, взявшись за руки, говорят хором: «Мы любим Плавск!» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В городе профессий»

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, ориентировать в сферах деятельности людей в науке, спорте, искусстве,  в сельском хозяйстве....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Задачи: расширять знания детей о родном городе;закреплять умения узнавать и называть зна...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Путешествие по паркам города Новоалтайска"

Занятие позволит расширить и систематизировать знания детей о скверах и парках родного города....

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "История возникновения города Новоалтайска"

Занятие способствует формированияю патриотических чувств на основе беседы о родном городе, об истории его возникновения....

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Такие разные жители города Новоалтайска"

Занятие способствует формированию представлений о России как о многонациональном государстве, но единой стране....