Конспект НОД по автоматизации звука «Р» в словах и связной речи у детей с дизартрией. "Мы идем сегодня в цирк"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хазипова Елена Игоревна

Конспект НОД составлен для работы с детьми с нарушением речи. Материал будет полезен для логопедов и воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_idem_segodnya_v_tsirk.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №296» г.Перми

Конспект НОД

по автоматизации звука «Р» в словах и связной речи у детей с дизартрией.

(подготовительная к школе группа)

Мы идем сегодня в цирк

                                                 

Составила

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №296» г. Перми

 Хазипова Е.И.

                 

Октябрь, 2013г.


Тема: «Мы идем сегодня в цирк»

Цель: автоматизация звука [р] в словах, предложении, стихах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р], упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, предложении, стихах; закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику; снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой;  развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве.

Образовательные: формировать и расширять активный словарь по теме «Цирк». Пополнить словарь словами - названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др.        Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к артистам, выступающим в цирке, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности,  желание принимать участие в театрализованных представлениях. Формировать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: Экран, диапроектор для слайд-шоу, мяч, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки с изображением животных: рысь, морж, бобр, крот; четыре схемы слова с позицией звука, сухой бассейн с игрушками для клоуна: забор, грузовик, корова, арбуз, груша, градусник, рыба, карандаш; четыре игрушки – машины, план-карта дороги в цирк, воздушные шары, пять баночек с водой для фокуса, платок, четыре индивидуальных зеркала, пиктограммы эмоций (радость, удивление, грусть, недовольство), план-схема артикуляции звука «Р».  

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Слайд № 1. Звучит музыка «Цирк» О.Попов.  Логопед встречает пришедших детей у порога. 

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед:

Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!

 Дети рассматривают нарядное, украшенное шарами помещение.

Логопед: Ребята, а вы любите цирк?

Дети: Да.

Дети стоят полукругом.

                Слайд № 2.

Логопед: И я люблю. Ведь

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

II. Объявление темы занятия

Логопед: Вы, наверное, услышали, какой звук я произнесла выразительнее остальных?

Дети: Звук «Р».

Логопед: Да, и это не случайно, ведь мы сегодня побываем в цирке самом необычном и волшебном. Ведь только в таком цирке можно не только увидеть артистов, но и самому побыть магом, клоуном и акробатом. А только настоящий артист всегда умеет говорить красиво, четко и неторопливо.

III. Логопедическая зарядка

Логопед: Чтобы быть хорошим артистом, нужно хорошенько подготовиться.

Дети присаживаются за столы с зеркалами.  

  • Артикуляционная гимнастика

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

Логопед сопровождает артикуляционную гимнастику показом соответствующих картинок.

Упражнение «Заборчик»

     Цирковое представленье

     Нам повысит настроенье!

      (Широко улыбаемся.)

Упражнение «Качели»

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

На качели дружно сели,

Вверх под купол полетели.

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

(язычок  поднимается к носу и опускается к подбородку).

 На арене выступает цирковой оркестр.

          Упражнение «Гармошка»

На гармошке я играю,

Всех в цирк я приглашаю.

Упражнение «Барабанщик»

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

    Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
   Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
   Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,

      Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
     Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
      Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

        Упражнение «Лошадка»

          А спортсменка-акробатка

         Ловко  скачет на лошадке.

        (Пощелкаем кончиком языка.)

Упражнение «Кучер»

Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, (третий, четвёртый) и все вместе.

  • Самомассаж лица и шеи. 

Логопед: Перед представлением артистам нужно немного отдохнуть и расслабиться.  

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

  • Развитие мимики

Логопед: Кто был в цирке, тот знает, что зрители испытывают много различных эмоций.  Они смеются и мы смеемся, они удивляются и мы удивляемся, иногда грустят и даже сердятся и мы сними, но чаще всего зрители радуются и мы радуемся.

Логопед демонстрирует карточки с эмоциями.  

Логопед:

Вот с таким радостным настроением мы отправляемся.

IV. Характеристика звука [р]

Дети по-очереди проговаривают правильный алгоритм произношения звука, дают характеристику звука.  

V. Произнесение изолированного звука [р]

Логопед: Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а дорогу найти вам поможет в пути вот эта карта. Посмотрите внимательно, мимо каких мест вам надо проехать, чтобы попасть в цирк.  

Дети по карте-схеме ищут дорогу к цирку за столами.

Логопед: Вот мы и в цирке.

Показ слайда № 3.

VI. Автоматизация звука [р] в словах

Логопед: Итак, цирковое представление начинается.  Дети стоят полукругом.

          - Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

Показ слайда № 4

- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

Показ слайда № 5.

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

Показ слайда № 6.

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

Показ слайда № 7.

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

  Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Показ слайда № 8

- Палочкой помашет –хищники пляшут.

  Нахмурит лицо – лев прыгнет в кольцо.

  Он что, регулировщик? Нет, это…(дрессировщик)

 Показ слайда № 9

Назовите, каких цирковых артистов вы запомнили.

Ответы детей.

Показ слайда № 10 Звучит музыка фокусника.

Логопед:

 Он, наверное, с другой планеты,

 Раз творит такие чудеса.        

 Никому не говорит секреты,

 Как цветок он получил из колеса.

                                                                                                  (Фокусник)

 Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие  предметы превращать в маленькие:

          Рыба – рыбка

         Пирог – пирожок

          Перо – пёрышко

Забор –заборчик

Морковь –морковка

Торт - тортик

Карандаш - карандашик

Дорога – дорожка

Рука-ручка

Рот - ротик

Игра проводится с мячом.

Логопед:  Ребята, хотелось бы вам научиться показывать фокусы?

Дети подходят к столу. Звучит музыка.

У каждого из вас в руках баночка с водой. Какая вода (прозрачная). У вас получится фокус, если вы скажете волшебное заклинание: «Крибле, крабле, крам-бурань – ты, вода, цветною стань». Что произошло с водой?

Дети: она окрасилась!

Логопед: А теперь вы.

Дети проговаривают волшебные слова по-очереди.

Логопед: Чудеса, вода окрасилась. Фокус удался.

VII. Автоматизация звука [р] в предложении.

Дети стоят полукругом. Показ слайда № 11  Звучит веселая музыка.

Логопед: На арену цирка выходит клоун. 

Как вы думаете, что делает клоун в цирке?

Дети: Клоун смешит в цирке детей.

Логопед: Вот и вас он тоже хочет рассмешить.

Дети подходят к столу.

Логопед: «Клоун, клоун – весёлый народ,

 В сундучок  насыпал оранжевый горох».

 Интересно, а что мы сможем найти под горошинами?

Смешной клоун потерял весь свой реквизит в этом смешном сундуке. Вам необходимо достать предметы и послушать смешную ошибку Клоуна. Не забывайте правильно произносить звук «Р».

Игра «Бывает, не бывает»:

 – Дровами рубят топор.

 – Сахар грызёт Иру.

 – Дорога едет по грузовику.

 – Градусник несёт врача.

 – Крышка накрыта ведром.

 – Забор красит Рому.

Дети исправляют деформированные предложения, выделяя в словах звук [р].

Логопед: Вот и клоуну мы помогли выступить. А теперь антракт!

  • Физминутка

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Вот семейство акробатов

На носках идут ребята.

Друг за другом ровный ряд.

Клоуны на пятках веселят ребят.

Идут медвежата

Неуклюжие смешные

Все забавные такие.

Посмотрите-ка ребятки

Вот красавицы лошадки.

VIII. Звуковой анализ слов.

Логопед: А представление продолжается!

Показ слайда № 12        

На арену выходят дрессированные хищники. По команде дрессировщика животные должны занять место на своей тумбе. Для этого вам необходимо найти место звука [р]  в слове и поставить животного на тумбу с соответствующей цифрой. 

Логопед: Алле-оп!  

Д/и «Определи место звука в слове»:

Ребёнок называет животного и определяет место звука [р] в его названии, затем  помещает животного  на соответствующую тумбу. У доски.

IX. Автоматизация звука [р] в стихах .

Логопед: На арене цирка жонглеры, они жонглируют мячами, а вы, юные артисты, жонглируйте словами. Показ слайда № 13

Дети читают стихи.  

Жонглер.

Эти кольца, эту вазу

Не уронит он ни разу.

Дали мне бы эту вазу,

Вазы не было бы сразу!

Клоуны.

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

-Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

-Оскорбительный вопрос!

Это собственный мой нос!

Цирк!

 В цирке очень хорошо!

Всюду празднично, светло!

Здесь звенит весёлый смех!

Акробаты и жонглёры,

Дрессировщики, танцоры

Приглашают в гости всех.      

Итог занятия:

Логопед: Наше представление подошло к концу. Вам понравилось? Ребята, кто из артистов цирка вам больше всего запомнился? Вы были сегодня хорошими артистами, потому что говорили ясно, четко, красиво и не забывали правильно произносить звук «Р».

Показ слайда № 14-15. Звучит музыка «Цирк» О.Попов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизацию звука [л] в словах, предложениях, связной речи.

Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [л] в словах, предложениях, связной речи. Занятие направлено на решение коррекционно-развивающих задач и воспитательных....

Автоматизация звука [р] в словах и связной речи

Картотека по автоматизации звука [р] в словах и связной речи....

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ, СЛОВАХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ Материал для практикующих логопедов, воспитателей и родителей

ull;Игра «Произнеси на 1 слог больше (меньше),чем я»:•Логопед произносит слог, ребенок внимательно слушает, считает и прозносит на 1 больше(меньше). Если произнес правильно – ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы (ОНР III уровня речевого развития) Тема «Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи с применением приёмов развития межполушарного взаимодействия»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л'] в словах исвязной речи с применением заданий на развитие межполушарного взаимодействия....

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

Автоматизация звука Л в словах, предложениях, связной речи. Лексическая тема "8 марта"

Конспект индивидуально - подгруппового занятия с презентацией....