Главные вкладки

    Перспективное планирование. Второе полугодие Авторы: Баева Ольга Николаевна,Пузырева Дарья Николаевна
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Баева Ольга Николаевна

     

    В пособии отмечены особенности организации наблюдений, подобраны подвижные игры на свежем воздухе, а так же оздоровительные мероприятия. Материал удобен в использовании, так как состоит из перспективного плана на неделю (оздоровительная работа подобрана в соответствии с лексическими темами) и приложения, которое содержит дидактический материал (подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения по оздоровительной работе).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yanvar.docx58.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Январь. Первая неделя «Зимующие птицы».

    Наблюдения:

    1. Какой снег? – продолжить наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, падает снежинками или хлопьями, которые тают на руках, лице – становятся капельками воды. Продолжить знакомство со свойствами снега.

    2. Гололёд – показать образование гололёда: жидкая вода меняет на морозе своё состояние и превращается в лёд (а не в снег). Познакомить с природным явлением. Напомнить правила безопасного поведения при гололедице и меры предосторожности, принимаемые дворниками.

    3. Лес – учить замечать изменения, происходящие в лесу со сменой времени года; формировать представление, что лес – замечательное природное богатство, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной.

    4. Наблюдение за ростом зелени, посаженных корнеплодов в «уголке природы». Воспитывать желание выращивать зелень своими руками.

    5. Птицы – понаблюдать за поведением птиц и объяснить, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. Самостоятельно прислушаться к голосам птиц. Закреплять умение различать зимующих птиц по голосам.

    6. Кормушка – продолжить наблюдение за поведением птиц (если подлетит ворона, то мелкие птицы разлетаются). Почему? Вызывать желание помогать птицам в зимний период.

    7. Улица – наблюдение за людьми переходящими через дорогу. Закреплять знания о правилах перехода улицы с двусторонним движением.

    8. Наблюдение за тем как дворник разбрасывает песок на скользкие дорожки (для чего он это делает). Выяснить необходимость выполняемой работы.

    9. Наблюдение за детьми подготовительной группы (отметить в какие игры они играют, как общаются между собой) – систематизировать правила вежливого поведения.

    10. Наблюдение за трамваем – учить находить различие между трамваем и троллейбусом.

    11. Целевая прогулка на школьный стадион - « зимние развлечения». Приобщать к видам зимнего спорта нацеливая на здоровый образ жизни.

    Подвижные игры.

    «Третий лишний», «Машины на улице», «Палочка-выручалочка», «Колпачок и палочки», Горелки (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Сооружение снежных построек. Разбрасывание песка на скользкие дорожки (помощь дворнику). Смести снег со снежных построек. Подкормка птиц. Поливка водой горки.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнение «Пробеги по бревну и не упади».

    Упражнять в быстром подъёме по ступенькам горки и медленном спуске, сохраняя отклонение туловища назад.

    Упражнять в ходьбе с преодолением препятствий; перешагивание и перепрыгивание.

    Упражнять в подъеме и спуске по наклонной поверхности.

    Упражнять в умении лазать по гимнастической лестнице и перелезании через неё.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Упражнения для глаз «сова».

    2. Дыхательные упражнения с движением.

    3. Массаж «сорока».

    4. Релаксация «внимание».

    5. Гимнастика на дыхание № 6.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Снегири», «Воробей» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика:

    «Кормушка», «Воробьи», (приложение № 4).

    Вторая неделя «Зимующие птицы».

    Наблюдения:

    1. Снегопад – отметить, когда сыплет густо, крупными хлопьями, когда падает редкими снежинками. Полюбоваться тем, как снег блестит на солнце. Учить видеть красоту зимы, как времени года.

    2. Снежинка – показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на тёмном фоне: рисунок снежинок не повторяется он разный. Рассказать детям, отчего хрустит снег под ногами. Закрепить знания о свойствах снега, расширить представление о многообразии форм и рисунка снежинок.

    3. Лес – лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года; тот, кто любит лес, наполняется хорошими, добрыми чувствами. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

    4. Огород на окне – наблюдение за всходами овса. Учить ухаживать за растениями.

    5. Птицы – обратить внимание на следы птиц на снегу и на то, что происходит (когда они взлетают – цепочка следов обрывается). Крестиков много значит, кормились несколько птиц. Следы видны только на свежевыпавшем снеге, а на утоптанном следов не видно. Закреплять умение определять птиц по оставшимся на снегу следам.

    6. Птицы – покормить голубей крошками хлеба и семечками. Рассмотреть их внешний вид, отметить разнообразие оперения (от чёрных, до рябых). Обратить внимание на то, что зимой птицы доверчивее, подходят очень близко к человеку, но они всегда настороженны и в любую минуту могут улететь. Вызывать желание проявлять заботу о пернатых.

    7. Продолжить знакомить с различным транспортом – провести наблюдение за машиной скорой помощи (для чего нужны такие машины, почему на этих машинах установлена сирена?).

    8. Наблюдение за тем как воспитатель поливает водой ледяную дорожку и снежные постройки. Формировать умения и навыки создания снежных построек.

    9. Наблюдение за движением транспорта и работой водителя – каждый водитель должен внимательно следить за сигналом светофора. Расширить представления о назначении светофора для водителей.

    10. Наблюдение за людьми, идущими на рынок (как они выбирают продукты, как выстраиваются в очереди, общаются между собой). Формировать умение культурного поведения в обществе.

    11. Целевая прогулка – рассматривание ветвей разных растений. Учить отличать деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях.

    Подвижные игры.

    «Гуси, гуси», «Не скажу, покажу», «Выше ноги от земли», «Добежим до дерева», «Цветные автомобили» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Украшение ёлки новогодними поделками с выставки. Подкормка птиц. Стряхивание снега с кустарника. Поливка водой ледяной дорожки. Уборка участка от природного мусора.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице и переходе на её другую сторону не спускаясь на землю.

    Закреплять умение метать мелкие предметы (шишки) вдаль.

    Учить, быстро переходить от прыжков к бегу преодолевая препятствия (перепрыгнуть через снежный бугорок и добежать до следующего).

    Учить прыгать боком, через палку, лежащую на земле.

    Закреплять умение резко останавливаться, добегая до предмета.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Упражнения для глаз № 24.

    2. Гимнастика на дыхание № 4.

    3. Массаж глаз.

    4. Дыхание, в положении лёжа – 6 фаза.

    5. Релаксация № 2.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Филин», «Воробьи как проснутся», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Шла кукушка» (приложение № 4).

    Третья неделя «Дикие животные».

    Наблюдения:

    1. Сугробы – измерение глубины в разных местах участка. Учить делать выводы на основе своих исследований.

    2. Талая вода – показать и рассказать детям, что снег, принесённый в тёплое помещение, постепенно тает, образуется талая вода (она содержит мусор, грязь). Знакомить со свойствами воды в разных температурных условиях.

    3. Ёлка – продолжить наблюдение за ёлками, сравнить растущую, с выброшенной после новогоднего праздника. Вызвать сочувствие к загубленной ели, сожалеть о том, что её срубили.

    4. Огород на окне – посадить лук, отметить в календаре природы день посадки (в землю и в воду). Учить выделять происходящие изменения и отмечать их в календаре наблюдения.

    5. Птицы – рассмотреть ворону и воробья в сравнении (внешний вид, повадки, передвижение, голос). Предложить детям насыпать корм в разных местах: чтобы ворона не обижала воробья. Закреплять умение находить характерные отличия разных птиц.

    6. Вспомнить, а затем рассмотреть на проезжей части знаки разрешающие переход улицы (светофор, «зебра», пешеходный переход). Закреплять правила дорожного движения, предписанные пешеходам.

    7. Наблюдение за тем, как завхоз берёт продукты из овощехранилища или погреба (почему овощи хранятся там, где низкая температура и в чём завхоз отвозит их на кухню). Расширять представление об обязанностях завхоза.

    8. Наблюдение за работой продавца рыбы на рынке (объяснить его действия). Подвести к пониманию того: насколько разнообразна сфера деятельности продавца.

    9. Экскурсия на реку – отметить природные изменения. Закреплять умение аргументировать свои выводы.

    Подвижные игры.

    «Два мороза», «Самолёты», «Третий лишний», «Сантики-фантики», «Светофор»

    (приложение № 1)

    Трудовая деятельность.

    Уборка участка от снега, утаптывание снега на дорожках, сгребание снега в кучи (подготовка к строительству), сгребание снега к стволам деревьев, уборка участка от крупных веток.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Метание мешочков вдаль одной рукой снизу.

    Развивать умение ходить и бегать по наклонной поверхности, сохраняя равновесие.

    Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом.

    Сбивание мешочком городков: познакомить с фигурой пушка.

    Упражнять в прыжках в высоту на двух ногах, доставая до предмета.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз «белка».

    2. Дыхательные упражнения с движениями.

    3. Мимические упражнения – «жаба».

    4. Массаж лица «бурундук» - карточка.

    5. Упражнения дыхательной гимнастики «ёж».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2)

    Физминутки.

    «Маленький кролик», «Две лягушки» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Сидит белка на тележке» (приложение № 4).

    Четвёртая неделя «Дикие животные».

    Наблюдения:

    1. Снег – отметить, что снег бывает разным (липким, рассыпчатым, лёгким, тяжёлым). Предложить собрать его в кучи, для будущих построек. Продолжить знакомство детей со свойствами снега.

    2. Состояние погоды (пасмурно или солнечно, силу ветра). Учить самостоятельно, определять погоду, прогнозировать на следующий день.

    3. Рассмотреть выброшенную ёлку – вызвать чувство жалости к засохшему дереву. Приучать детей не вредить окружающей природе.

    4. Огород на окне – учить видеть изменения, произошедшие со всходами овса.

    5. Голуби – приучать заботится о птицах зимой, не пугать голубей; воспитывать любовное отношение ко всему живому.

    6. Наблюдение за птицами на кормушке – закреплять знания о повадках разных птиц.

    7. Познакомить с четырёхсторонним светофором, который устанавливают на перекрёстке – он работает одновременно для машин, идущих в разных направлениях и для пешеходов. Расширить представления о назначении светофора на дороге.

    8. Наблюдение за дворником (уборка участков после снегопада). Для чего это необходимо делать? Расширить представление о сезонной работе дворника.

    9. Наблюдение за проходящим транспортом (определять вид транспорта и выделение характерных отличий). Расширить знания детей о наземном транспорте.

    10. Наблюдение за работой дворника – выяснить обязанности дворника в зимнее время года, на основе ранее полученных знаний.

    11. Целевая прогулка – наблюдение за тем, как дети подготовительной группы обыгрывают снежные постройки на своём участке. Вызвать интерес к играм и деятельности более старших детей.

    Подвижные игры.

    «Караси и щука», «Вершки-корешки», «Мы весёлые ребята», «Снег-метель-вьюга», «Светофор» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Строительство вала, смести снег с построек, уборка природного мусора, сметание снега с лавочек и стола, утаптывание снега на дорожках.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Приучать скользить по ледяной дорожке на полусогнутых ногах в группировке.

    Упражнять в прыжках ноги врозь, ноги скрестно.

    Учить изменять направление толчка при спрыгивании с предмета: прямо, справа, слева.

    Упражнять в сочетании замаха и броска при метании вдаль малого мяча снизу одной рукой.

    Закреплять умение выполнять подтягивание на скамейке с помощью рук.

    Оздоровительные мероприятия:

    1 Упражнения для глаз № 28.

    2. Этапы диафрагмального дыхания – этап № 3.

    3. Упражнения дыхательной гимнастики «снег».

    4. Массаж кистей рук.

    5. Профилактика близорукости № 1.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Лесные жители», «Хомячок», «У медведя дом большой»

    (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Как на горке», «Игра с ёжиком» (приложение № 4).

    Февраль. Первая неделя «Домашние птицы».

    Наблюдения:

    1. Метель – наблюдение за метелью. После неё обойти участок, найти новые сугробы. Объяснить детям, что такое метель – идёт снег и дует ветер, разметая снег в разные стороны, поднимая его с земли и крыш. Познакомить детей с одним из явлений природы зимнего сезона.

    2. Продолжительность дня – отметить увеличение продолжительности дня. Делать выводы, основываясь на ранее полученных знаниях.

    3. Лес – напомнить, что мы гости и должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь леса. Закреплять правила поведения на природе.

    4. Срезать несколько веточек берёзы, тополя и поставить в группе для дальнейшего наблюдения (когда начнут набухать и распускаться почки). Сделать вывод, что деревья зимой спят, но в тепле сразу просыпаются и начинают активный рост. Учить делать выводы на основе поведённого опыта.

    5. Сравнить ворон и воробьёв с попугаями – описать внешний вид и поведение. Учить находить различия во внешнем виде, связывая со средой обитания.

    6. Продолжить наблюдение за поведением птиц на кормушке – учить детей быть заботливыми, вызывать у них чувство жалости, любви к живым существам.

    7. Улица – уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения.

    8. Наблюдение за снегоуборочной машиной – рассмотреть её части и как водитель ею управляет. Для чего убирается снег с проезжей части дороги? расширять представления о специальных машинах.

    9. Найти опасные места на участке – предостеречь от травм и неприятностей во время прогулки.

    10. Учить пониманию многообразию социальных ролей, выполняемых взрослыми (мама, папа на работе, дома и т.д.).

    11. Целевая прогулка – «деревья нашего участка». Закреплять умение узнавать знакомые деревья по внешним признакам. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Подвижные игры.

    «Снег-метель-вьюга», «Затейники», «Караси», «Да и нет», «Цветные автомобили»

    (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Строительство переходов и мостов из снега, расчистить дорожки от снега, довешать ещё одну кормушку, покормить птиц, смести снег с горки щёткой.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнять в регулировании силы отталкивания в зависимости от задания при спрыгивании (до черты).

    Обучение при ходьбе на лыжах.

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице с переходом на другую сторону.

    Упражнять в прыжках боком через канат (черту).

    Упражнять в быстром беге с места и резком торможении.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Упражнения для глаз № 20.

    2. Гимнастика на дыхание «куры».

    3. Массаж глазниц - карточка.

    4. После пробуждения № 1.

    5. Речевое дыхание «снегопад».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Домашние птицы» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Уточка», «Десять цыплят» (приложение № 4).

    Вторая неделя «Домашние животные».

    Наблюдения:

    1. Сосульки – показать детям, что сосульки появляются из талой воды, вспомнить, можно ли пить талую воду и почему нельзя брать сосульки в рот. Предостерегать детей от поступков связанных с опасностью для здоровья.

    2. Солнце – становится ярче, теплее; погреть на солнце ладошки. Закреплять знания детей о происходящих изменениях в природе, связанных с приближением весны.

    3. Рассмотреть почки на деревьях на участке и сравнить их с почками на веточках в группе (что происходит со вторыми). Учить делать выводы на основе проведённого опыта.

    4. Хомяк – провести наблюдение за хомячком принесённым детьми из дома (поведение, окраска). Рассмотреть клетку – домик хомяка (опилки, колесо для бега, лесенки). Вызвать желание заботиться о приручённых животных.

    5. Продолжить наблюдение за хомяком – обратить внимание детей на то, как зверёк дерёт еду лапками, как грызёт овощи, какую принимает позу. Учить выделять характерность в поведении и внешнем виде хомяка.

    6. Продолжить закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.

    7. Продолжить наблюдение за проходящим транспортом – отметить разнообразие машин проходящих мимо детского сада. Развивать ориентировку в окружающем мире и наблюдательность за движением машин по зимней дороге.

    8. Провести наблюдение за луком, что с ним происходит (у лука, посаженного в воду хорошо видны белые корешки). Закреплять представление о том, как растение приспосабливается к росту в комнатных условиях.

    9. Учить выбирать правильную линию поведения по отношению к чужим людям (как себя вести, если тебя позвал незнакомец проходящий мимо д/с.).

    10. Целевая прогулка – «посмотри вокруг» (умение выразить словами увиденное, выражать своё отношение к нему). Воспитывать любовь к родному городу.

    Подвижные игры.

    «Мороз-Красный нос», «Кот и мыши», «Стоп машина», «Волк во рву», «Колпачок и палочки» (приложение №1).

    Трудовая деятельность.

    Смести снег с построек, подсыпать корм в кормушки, собрать крупные ветки с участка, смести снег лавочек, посыпать песком лёд на участке.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Сбивание снежком цели на расстоянии 3 м.

    Учить технике катания на ледянках.

    Учить правильному отталкиванию палками при ходьбе на лыжах.

    Развивать умение выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд на передней части стопы.

    Приучать выполнять скольжение по ледяной дорожке на полусогнутых ногах, сохраняя равновесие.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз № 2.

    2. Мимические упражнения «угости котёнка».

    3. Профилактика близорукости № 2.

    4. Массаж шеи – «козлик».

    5. Формирование носового дыхания.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Как мы поили телят», «Хозяюшка», «Телёнок», «Козочка» (приложение № 3)

    Пальчиковая гимнастика.

    «Дудочка», «Бурёнка», «Котенок шалун», «Мышка и кошка»,

    (приложение № 4).

    Третья неделя «День защитника Отечества».

    Наблюдения:

    1. Снег – подтаивающий снег днём, замерзает при низкой температуре по утрам и вечерам, превращаясь в колючий и хрупкий лёд. Закреплять знания о различном состоянии снега.

    2.Ветер – отметить, что в феврале самые сильные, пронизывающие ветра и объяснить это явление природы детям. Учить определять силу ветра разными способами.

    3. Берёза – учить видеть красоту в засыпанных снегом берёзах (Есенин – Белая берёза под моим окном).

    4.Зимующая трава под снегом, появление проталин – учить связывать с температурными изменениями воздуха.

    5.Собака – закрепить правила поведения с собакой, уточнить какую пользу приносит собака человеку (собаки бывают разные – сторожевые, служебные, декоративные).

    6. Провести наблюдение за попугаями – уточнить хорошие ли условия для птиц, живущих в неволе (удобная жёрдочка, чистый песок, разнообразный корм).

    7. Продолжить учить различать транспорт по назначению: машина ГАИ – на посту, напротив д/с. – закрепить название (уазик), форму, величину.

    8. Продолжить наблюдение за работой восп. мл; группы (какие она организовывает игры, чем ребята занимаются на своём участке). Что будет если оставить их одних, без присмотра? Воспитывать уважение к труду взрослых.

    9. Освоение различных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой.

    10. Экскурсия в библиотеку – познакомить с библиотекой, в которой имеется собрание книг для всех желающих, книги выдаются на дом. Прививать любовь к книге, умение пользоваться ею, как источником знаний. Воспитывать к книге бережное отношение.

    Подвижные игры.

    «Самолёты», «Охотники», «Вороны и воробьи», «Машины на улице», «Добежим до дерева» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Уборка природного мусора, кормление птиц, залить горку водой с помощью воспитателя, собрать крупные ветки, размести дорожки от снега.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Учить загонять льдинку в ворота с помощью клюшки.

    Закреплять умение ходить на лыжах.

    Упражнять в умении сохранять равновесие при передвижении по скользкой поверхности.

    Упражнять в быстром беге зигзагом (между кеглями).

    Закреплять правила скатывания с горки на ледянке.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз №3.

    2. После пробуждения № 2.

    3. Релаксация №1.

    4. Массаж «барабан».

    5. Речевое дыхание «дятел».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Если нравится тебе, то делай так», «Бег со свечами», «Морское путешествие» «Смелый капитан», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Дружные пальчики», «Пять маленьких братцев» (приложение № 4).

    Четвёртая неделя «Профессии».

    Наблюдения:

    1. Таяние снега – (открытые места и тёмные места, защищённые ограждениями). Рассмотреть снег (тёмный, грязный). Учить делать выводы на основе наблюдений и имеющихся знаний.

    2. Сосульки и капель – познакомить с явлением «капель», предостеречь от желания попробовать сосульку, уточнить, чем может быть опасна сосулька для здоровья.

    3.Лес – воспитывать бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

    4. Отметить в календаре природы изменения, произошедшие с веточками берёзы и тополя (на какой ветке быстрее появились первые листочки). Закреплять умение проводить опыты с последующим выводом.

    5. Вороны – наблюдение за поведением этих птиц, выявить закономерность – если вороны сидят высоко, будет тепло и безветренно, если холодно и ветрено – вороны сидят на ветках ближе к земле. Познакомить детей с народными приметами, связанными с поведением птиц.

    6. Птицы – посмотреть, как птицы что-то ищут на проталинах. Расширить представление о поведении птиц, учить замечать происходящие в нём изменения с приближением весны.

    7. Понаблюдать за работой водителей на парковке (как они подъезжают, разворачиваются, пропускают мимо идущий транспорт при выезде с парковки). Почему водители соблюдают все эти правила и что будет, если они станут невнимательны к друг другу? Знакомить с дорожной грамотой.

    8. Наблюдение за рабочими сбрасывающими снег с крыши (выяснить необходимость их действий – обрушение большого количества снега, сосульки обрывающиеся с крыши). Расширить представление о труде взрослых.

    9. Обратить внимание детей на то, как украшают город - связать с праздником защитника Отечества. Вызвать чувство уважения и гордости за отцов и братьев, служивших в армии.

    10. Закреплять правила пешеходов: идти только по тротуару, переходить улицу только по пешеходному переходу. Вспомнить, как выглядит знак «пешеходный переход».

    11. Экскурсия на стадион в школу – продолжить наблюдение за школьниками (отметить зимние виды спорта). Приобщать к зимним видам спорта.

    Подвижные игры.

    «Сантики-фантики», «Мокрая курица», «Жмурки с колокольчиком», «Закончи моё предложение», «Ключи» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Подсыпать корм в кормушки, утоптать снег на дорожках, залить ледяную дорожку водой, собрать крупные ветки, смести снег с построек.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Метание шишками в обруч, лежащий на расстоянии 3м.

    Ходьба на лыжах.

    Закреплять правила скатывания с горки.

    Закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд и на одной ноге на месте, обращая внимание на мягкое приземление.

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице, обратить внимание на крепкий захват рукой.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Упражнения для глаз № 16.

    2. Гимнастика на дыхание – «трубач».

    3. Массаж ушей– « на границе».

    4. Мимические упражнения – «артист».

    5. Дыхательные упражнения с движениями – «лыжник».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Лётчик», «Кровельщик», «Маляры», «Спортсмены», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Наша группа», «Напёрсток», «Что принёс нам почтальон», «Едем на машине» (приложение № 4).

    Март. Первая неделя «Профессии».

    Наблюдения:

    1. Обратить внимание на первые признаки весны, отметить состояние погоды, свежести воздуха. Закреплять умение видеть изменение погоды.

    2. Снегопад – обратить внимание детей на то, что снег идёт влажный и сразу тает на земле под ногами и колёсами машин. Закреплять умение находить связь между изменением окружающей среды и температурным режимом.

    3. Обратить внимание детей на молодую травку, на первых проталинках. Познакомить с понятием «озимая». Сказать, что под снегом трава не замерзает, ей тепло.

    4. Лес – что происходит с почками на деревьях (они стали мягкими и начали набухать). Сравнить с веточками в группе. Закреплять представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений. Умет проводить сравнения опираясь на результаты опыта.

    5. Птицы – познакомить детей с явлением «затаивания» птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они неподвижно сидят на ветке (особенно воробьи).

    6. Грачи – формировать конкретное представление о поведении грачей весной (собираются стаями, кричат, делают гнёзда на высоких сильных деревьях, ищут для этого ветки).

    7. Рассмотреть рефрижератор, который привёз товар на рынок (его размеры, удлиненный кузов). Рассказать для чего используют такие машины (негабаритный груз, перевозка на дальни расстояния). Расширять знания о специальных машинах.

    8. Наблюдение за тем, как помощник воспитателя выбивает половики (какие инструменты использует, для чего необходимо периодически их вытряхивать, почему чаще всего это делают с дорожками из приёмной). Воспитывать уважение к труду взрослых, расширить знания об обязанностях помощника воспитателя.

    9. Рассмотреть проезжую часть дороги – закрепить знания детей о том, для чего она разделена на две части, как обеспечивается спокойное 2х стороннее движение, по какому сигналу переходят дорогу.

    10. Наблюдение за работой дворника – отметить изменения в работе дворника и связать их с сезонными изменениями (откалывает лёд и убирает его с асфальта, пробивает канавки для ручейков). Учить отмечать необходимость выполняемой работы.

    11. Пройти по территории детского сада, найти места, где пробивается молодая трава. Побуждать наблюдать за изменениями, происходящими в природе.

    Подвижные игры.

    «Золотые ворота», «Поезд», «Жмурки с колокольчиком», «Ловишки», «Поймай и попади» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Уборка снега и льда. Перевозка снега в указанное место. Уборка веток деревьев. Разбрасывание снега для быстрого таяния. Развешивание скворечников (совместно с взрослыми).

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Закреплять умение вести предмет (снежок, мяч, шайбу) клюшкой в ворота.

    Закреплять навыки ведения мяча правой и левой рукой.

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице чередующимся шагом.

    Упражнять в правильном принятии исходного положения и выполнении замаха при метании вдаль (снизу одной рукой).

    Учить прыжку с места.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз № 17.

    2. Дыхательные упражнения с движением.

    3. Мимические упражнения – «вкусные подарки».

    4. Массаж пальцев «дружба».

    5. Речевое дыхание «три фокуса».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Брёвнышко», «Вьюшки-вьюшки», «Физминутка», «Смелый капитан», «Самолет», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Повар», «Напёрсток», «Веселый цирк», «Веселый оркестр»,

    (приложение № 4).

    Вторая неделя «Город».

    Наблюдения:

    1. Сосульки – продолжить наблюдение. Послушать капель. Почему сосульки «плачут»? закрепить понятие «капель». Учить устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состоянием льда.

    2. Природные явления – обратить внимание на увеличение продолжительности дня: утром, когда идём в садик – светло и вечером позже темнеет. Учить называть характерные признаки весны.

    3. Обратить внимание на зацветающие комнатные растения: бальзамин, герань, бегонию. Объяснить, что с наступлением весны и комнатные растения начинают лучше расти, зацветают. Продолжить знакомство с комнатными растеними.

    4. Весенний лес – формировать экологически правильное поведение в лесу, воспитывать бережное, любовное отношение к природе.

    5. Формировать представление детей об особенностях внешнего вида скворцов, о поведении их весной (подготовка скворечника, высиживание птенцов).

    6. Грач – понаблюдать за поведением прилетевшего грача, составить описательный рассказ о внешности (грач – доктор земли, потому что уничтожает вредных насекомых). Учить узнавать птиц по внешнему виду.

    7. Где можно найти мать-и-мачеху? Развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно-следственные связи: цветы растут, потому, что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, - больше тепла, влаги, почва оттаявшая.

    8. Формировать умение определять состояние погоды и охарактеризовывать его с точки зрения опасности для здоровья и жизни человека.

    9. Наблюдение за работой взрослых на участке (для чего необходимо собирать неперегнившие листья - они остались на земле и мешают расти молодой траве). Вызвать желание помогать взрослым, выполняя посильную работу.

    10. Углублять знания детей об автомобилях – машины бывают разные, дать знания о том, какие специальные машины пользуются преимуществом на дорогах и почему.

    11. Экскурсия по улице – вспомнить, как называется улица, на которой находится д/сад. Следовать по тротуару придерживаясь правой стороны, дойдя до перекрёстка уточнить название этого места. Спросить у детей, как называется незастроенное, большое и ровное место, от которого расходятся в разные стороны улицы (площадь). Закреплять знания дорожной грамоты.

    Подвижные игры.

    «Я знаю пять цветов», «Птицы-гнёзда-птенчики», «Мокрая курица», «Съедобное-несъедобное», «Вершки-корешки» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Уборка участка от сухих веток. Подкормка птиц. Помощь малышам в уборке их участка. Смести природный мусор со стола и лавочек. Разбросать снег, оставшийся от горки.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнять в быстром пролезании в обруч боком.

    Прокатывание мяча между снежками змейкой (клюшкой).

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице приставным шагом.

    Закреплять умение прыгать в длину с места (подняться на носки, руки вверх, присесть, отвести руки назад).

    Знакомить с забрасыванием большого мяча в вертикальную цель от головы двумя руками.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз «письмо носом».

    2.Гимнастика на дыхание № 8.

    3. Речевое дыхание «пузырьки».

    4. Массаж «труба на крыше».

    5. Упражнения дыхательной гимнастики «кораблик».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Моя семья», «Какие бывают часы» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Замок», «Люблю по городу гулять», «Мой домик» (приложение № 4).

    Третья неделя «Дом. Квартира».

    Наблюдение.

    1. Снег – его стало мало, только в тенистых местах. Появляются лужи, ручейки от интенсивного таяния снега. Рассказать, что талой водой хорошо поливать комнатные растения. Продолжить знакомство с природными явлениями.

    2. Солнце – греет сильнее (отметить изменение его пути в течение дня графически). Закреплять умение проводить опыты. Развивать наблюдательность.

    3. Берёза – учить определять возраст дерева по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растёт, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Кора защищает ствол и ветки. Чем старше дерево, тем твёрже и толще кора (если дерево болеет - листья вянут, кора трескается).

    4.Трава – рассмотреть первые ростки травы (появляются на открытых, освещённых местах, тех, что сильнее припекает солнце, они очень нежные и слабые). Учить беречь природу.

    5. Насекомые – формировать представление детей о характерных изменениях в жизни насекомых весной (пробуждение после зимней спячки).

    6. Провести наблюдение за птицами, отметить изменения в поведении птиц весной (греются на солнышке, щебечут, дерутся). Воробьи купаются в лужах. Учить различать птиц по голосам.

    7. Понаблюдать за проходящим мимо д/с. транспортом. Учить различать его по назначению.

    8. Светофор – закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

    9. Понаблюдать за работой дворника и завхоза, выяснив у детей, для чего весной белят стволы деревьев (защита от насекомых). Отметить значимость проводимых работ.

    10. Формировать представление о сходстве процессов в организме человека и растения (на примере). Углублять бережное отношение к растительному миру.

    11. Найти опасные места на участке (связать с сезонными изменениями), предостеречь от неприятностей. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

    Подвижные игры.

    «Стоп машина», «Верёвочка», «Чучело», «Горелки», «Друг-дружок, уступи свой дубок» (приложение № 1).


    Трудовая деятельность.

    Сгребание снега лопатками в кучи, строительство крепости (скатывание больших комьев снега), уборка участка от крупных веток, посыпать песком дорожку от участка до крыльца, уборка участка от природного мусора.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Скольжение по ледяной дорожке с сохранением безопасной позы.

    Упражнять в мягком, пружинистом приземлении, при высоком прыжке.

    Упражнять в накидывании колец на кольцеброс.

    Закреплять умение сбивать кегли (снежки) большим мячом.

    Закреплять умение пользоваться ледянкой при скатывании с горы.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз № 19.

    2. Упражнения дыхательной гимнастики «дом маленький,

    дом большой».

    3. Релаксация №1.

    4. Массаж лица «умывание».

    5. Гимнастика на дыхание №7.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Строим дом», «Часы», «Мой домик» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Дом», «Замок», «Дом на горе», «Часы», «Старый дом», (приложение № 4).

    Четвёртая неделя «Мебель».

    Наблюдения:

    1. Небо – обратить внимание на яркую голубизну весеннего неба. Сравнить его с осенним и зимним – выявить различие. Учить делать выводы на основе личного опыта.

    2. Снег – рассмотреть оставшийся на участке снег. Обратить внимание на то, что постройки из снега оседают и исчезают. Отчего это происходит? Закрепить знания о том, что постройки растают, если пригреет солнце.

    3. Почки – дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других (мелкие, крупные, разной формы).

    4. Первоцвет – определить места, где появляются первоцветы (более сухое, тёплое, солнечное). Закрепить знания о травах и цветах, как представителях флоры.

    5. Вороны – понаблюдать, как ворона строит себе гнездо. Рассмотреть его на ближайшем дереве. Учить выделять характерные черты поведения вороны.

    6. Насекомые – учить внимательному, бережному отношению к окружающему миру, предостеречь от укусов насекомых.

    7. Продолжить учить различать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский, специальный. Закреплять названия, форму, величину частей автомобиля. Уточнить, чем опасен автомобиль.

    8. Расширять и закреплять знания детей о дорожных знаках для водителей и пешеходов (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные).

    9. Сколько цветов мать и мачеха на участке? Отметить, что цветов стало больше. Они кучками растут на солнечных местах. Учить связать появление цветов с благоприятными условиями (обилие света, тепла, влаги).

    10. Наблюдение за работой дворника – объяснить детям для чего он разбрасывает снег (для быстрого таяния). Закреплять знания детей о сезонной работе дворника.

    Подвижные игры.

    «Караси», «Садовник», «Волк во рву», «Золотые ворота», «Верёвочка»

    (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Уборка участка от снега, уборка участка от мусора, разбрасывание снега с горки на солнечные места, собрать крупные ветки с участка.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по узкой гимнастической скамейке.

    Знакомить с броском от головы двумя руками при метании большого мяча

    вдаль.

    Упражнять в умении покатывать мяч, задавая ему точное направление (клюшкой).

    Упражнять в выполнении подпрыгивания с целью достать до предмета.

    В скольжении по ледяной дорожке приучать выполнять приёмы падения: в группировке на бок.

    Оздоровительные мероприятия:

    1 Упражнения для глаз № 21.

    2. Дыхание, в положении лёжа – 3 фаза.

    3. Упражнения дыхательной гимнастики «насос».

    4. Массаж кистей рук.

    5. Профилактика близорукости № 1.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Петрушка», «Летит по небу шар», «Буратино» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Много мебели в квартире» (приложение № 4).


    Апрель. Первая неделя «Транспорт».

    Наблюдения:

    1. Облака – появление кучевых облаков – зависимость этого явления от таяния снега. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    2. Состояние погоды – солнце припекает, становится теплее, ветер лёгкий, тёплый – связать со сменой одежды. Продолжать учить делать анализ погоды с последующими отметками в календаре наблюдения.

    3. Берёза – выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе. Обратить внимание на листву (резные листья). Сравнить с листвой других деревьев.

    4. Рассмотреть набухающие почки у тополя, берёзы, сирени, где быстрее распустятся листочки? Закрепить умение узнавать деревья по характерным признакам.

    5. Насекомые – формировать представление об особенностях внешнего вида насекомых.

    6. Где можно найти божью коровку? – учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их представление о внешних особенностях жучка.

    7. Скворцы – поместить скворечник, понаблюдать за поведением птиц (суетятся, готовятся к высиживанию птенцов). Где устраивают себе гнёзда скворцы, для которых не хватило скворечников (в рощах, садах, в дуплах)? Побуждать заботиться о пернатых друзьях.

    8. Закреплять правила для пешеходов, познакомить со знаками «осторожно дети», «подземный переход».

    9. Формировать навыки правильного поведения на улицах города и в транспорте.

    10. Закреплять представление о зависимости одежды людей от погодных условий.

    11. Наблюдение за работой взрослых на территории д/сада – для чего необходимо убрать старые ветки у деревьев и с земли? Воспитывать уважение к труду взрослых.

    Подвижные игры.

    «Классики», «Я знаю пять цветов», «Птицы-гнёзда-птенчики», «Съедобное-несъедобное», «Пятка-нос» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Помощь взрослым в побелке деревьев. Очистка уголка леса. Подкормка птиц. Создание экологической тропы. Уборка участка.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Перепрыгивание через препятствия, отталкиваясь одной ногой.

    Ходьба по гимнастической скамейке боком, сохраняя равновесие.

    Ведение мяча правой и левой рукой с продвижением вперёд.

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице с переходом вправо и лево.

    Упражнять в закатывании мяча в ворота с разного расстояния ногой.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз № 15.

    2. Дыхательные упражнения с движением.

    3. Речевое дыхание – «пароход гудит».

    4. Массаж кистей рук.

    5. Гимнастика на дыхание – «самолёт».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки

    «Ехали – ехали», «Лодочка», Физминутка «Улетаем на ракете» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Есть игрушки у меня», «Едем, едем на машине», (приложение № 4).

    Вторая неделя «Транспорт».

    Наблюдения:

    1. Почва – мокрая, липнет к обуви, вся пропитана талой водой. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    2. Почки – провести наблюдение за распусканием почек, какой листочек появляется из лопнувшей почки. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений.

    3. Рассмотреть цветущие деревья – яблоню, вербу. Потрогать мягкие бутоны. Воспитывать чувство любви к природе.

    4. Муравьи – расширить знания детей о насекомых, учить оказывать природе практическую помощь – оградить место муравейника. Поставить знак «не разоряйте муравейник». Формировать элементарные представления о насекомых.

    5. Птицы – откуда скворцы приносят кусочки шерсти (они выклёвывают шерсть из кожи старых животных – коров, лошадей, овец, а также, вместе с шерстью насекомых и их личинок). Расширить знания детей о жизни и повадках птиц.

    6. Рассмотреть божью коровку – выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой чёрной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, жёлтого) цвета с тёмными крапинками; у жука шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

    7. Наблюдение за прохожими – как изменилось настроение людей (с приходом весны у людей улучшилось настроение, это проявляется в выражении лиц, походке, поведении). Совершенствовать умение составлять короткий рассказ.

    8.Продолжить знакомство детей с разными видами транспорта – рассмотреть машину с прицепом – для чего её используют.

    9. Улица – учить детей определять наиболее безопасный маршрут от дома до детского сада.

    10. Наблюдение за работой дворника – для чего он разметает метлой лужи. Воспитывать уважение к труду дворника, отметить необходимость его действий.

    11. Ледоход – обратить внимание детей на то, что река вскрылась, началось движение льда. Это ледоход. Уточнить, куда плывут льдины и все ли они одинаковы. Льдины наскакивают одна на другую и разбиваются. Предложить детям прислушаться к звукам при столкновении льдин. Познакомить с природным явлением и понятием «ледоход».

    Подвижные игры.

    «Дракон», «Летучий мяч», «Поезд», «Садовник», «Хлопай-топай» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Очистка огорода. Подготовка земли. Вскапывание земли возле кустарника. Уборка участка от природного мусора. Помощь малышам в уборке участка.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Учить прокатыванию мяча клюшкой друг другу.

    Учить вращать короткую скакалку кистью рук.

    Закреплять умение выполнять прицеливание.

    Упражнять в слитном выполнении разбега и толчка в прыжках в длину с разбега.

    Развивать силу мышц рук при выполнении подтягивания на скамейке.

    Оздоровительные мероприятия:

    1 Упражнения для глаз № 29.

    2. Этапы диафрагмального дыхания – этап № 4.

    3. Упражнения дыхательной гимнастики «снег».

    4. Массаж «считалка для мышей».

    5. Профилактика близорукости № 1.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    Физминутка «Мчится поезд», «Зарядка» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Дадим пальцам имена» (приложение № 4).

    Третья неделя «Весна».

    Наблюдения:

    1. Облака – рассмотреть с детьми облака (на что похожи), развивать воображение у детей.

    2. Дождь – наблюдение за первым весенним дождём (он холодный, кратковременный). Солнце после такого дождя яркое. Учить замечать красоту пробуждающейся природы.

    3. Трава – рассмотреть траву на участке (окрепла, подросла, стала более насыщенного цвета, её стало больше – она прорастает даже в менее освещённых местах). Воспитывать бережное отношение к растениям.

    4. Рассмотреть первые ростки многолетних цветов на клумбе, вспомнить, какие цветы посажены на этой клумбе. Познакомить со способом размножения растений. Дать понятие о многолетних и однолетних цветах.

    5. Насекомые – закреплять с детьми правила поведения при встрече с ядовитыми насекомыми, а так же осами, шмелями и пчёлами.

    6.Бабочка – рассмотреть, сравнить бабочек по окраске; отметить, как летают, складывают крылышки, когда садятся. Закреплять умение узнавать бабочку по внешним признакам.

    7. «Чем питается Божья коровка? – рассказать детям о том, что жучок – хищник поедает маленьких букашек – тлей, чем «оздоравливает» растения. В разговоре с детьми уточнить. Что хищник – это всякое животное, которое питается другими животными. Продолжить формирование знаний детей о насекомых.

    8. Рассмотреть знак запрещающий движение определённого транспорта мимо д/сада (грузового). Закреплять знания о назначении дорожных знаков.

    9. Продолжить знакомство детей с работой ГИБДД. Воспитывать уважение к труду взрослых.

    10. Закрепить знания детей о том, что побелка деревьев, это необходимая мера в защите их от вредных насекомых, а уборка листьев даёт возможность свободно расти траве и цветам. При этом участок становится чистым и на нём приятно гулять.

    11. Экскурсия к месту гнездования грачей – выяснить у детей всё, что они знают о птицах (большие, это или маленькие птицы, почему их назвали «грачи», для чего им нужны ветки, что дети думают о силе грачей). У них сильные клювы, селятся большими стаями – «грачёвниками», издают крик «грра».

    Подвижные игры.

    «Пятка-нос», «Коршун и наседка», «12 палочек», «Чучело», «Закончи моё предложение» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Разбрасывание остатков снега, собрать крупные ветки, кормление птиц, сгребание прошлогодних листьев, смести песок с лавочек.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Знакомить с броском пятнашки прямой рукой сбоку.

    Познакомить с техникой прыжков на скакалке.

    Развивать подъёмную силу мышц ног в ходьбе по разновысотным пенькам.

    Развивать умение балансировать при передвижении по шатающейся поверхности.

    Закреплять навыки отбивания и ловли мяча от земли двумя руками.

    Оздоровительные мероприятия:

    1.Упражнения для глаз «солнышко и тучи».

    2. Массаж рук «скворцы».

    3. Мимические упражнения «снеговик тает».

    4 Дыхание, в положении лёжа – 1 фаза.

    5. Профилактика близорукости № 2.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Веснянка», «Зима прошла», «Клён», «Грядка» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Кап, кап, кап», «Звенит капель» (приложение № 4).

    Четвёртая неделя «Весна. Прилёт птиц».

    Наблюдения:

    1. Небо – обратить внимание на яркую, насыщенную голубизну неба, появление белых, лёгких облаков – связать с сезонными изменениями. Закреплять умение проводить связь между природными явлениями и сезонными изменениями.

    2. Погода – учить самостоятельно, наблюдать за погодой и рассказывать о ней; связать погодные условия с видами деятельности (пошел сильный дождь: нельзя бегать по площадке – скользко; нельзя копать землю – очень сырая, тяжёлая, прилипает к лопате).

    3. Берёза – дать представление о том, что такое семена, как цветёт берёза (серёжки).

    4. Найти на участке места. Где растёт мать-и-мачеха. Рассказать детям, что эти цветы распускаются в солнечную погоду и стоят закрытыми в пасмурную. Рассмотреть листья и семена цветов. Познакомить детей с особенностями цветов мать-и-мачехи.

    5. Грачи – сравнить внешний вид грача и вороны. Вспомнить чем питаются грачи, понаблюдать за повадками.

    6. Насекомые – в лесу живут опасные для жизни и здоровья насекомые – клещи, надо правильно одеваться, осматриваться, чтобы предупредить укус. закреплять правила поведения в природе, во избежание вреда здоровью.

    7. Ветер – уточнить знания детей о ветре и его влиянии на человека (при сильном ветре можно простудиться, надо укрываться от ветра, правильно одеваться). Нельзя стоять во время сильного ветра под деревьями.

    8. Рассмотреть дорожные знаки возле больницы (напротив д/с.). Выяснить, что обозначают картинки на этих знаках (больница, пункт первой помощи). закреплять знания детей о назначении дорожных знаков.

    9. Закрепить правило: «Нельзя на улицу выходить без взрослого». Объяснить детям, что бывает с теми, кто нарушает это правило.

    10. Закрепить знания детей об опасности контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми на улице, послушать рассказы детей из их личного опыта.

    11. Наблюдение за тем. Как воспитатель высаживает луковицы многолетних цветов на клумбы (помочь взрыхлить землю, посмотреть на какую глубину садится луковица). Учить рассматривать луковицы многолетних цветов, воспитывать бережное отношение к природе.


    Подвижные игры.

    «12 палочек», «Ловля обезьян», «Лабиринт», «Путаница», «Что могут руки» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Уборка участка, сгребание прошлогодних листьев, вскапывание земли возле кустов, размести дорожку, на выходе с участка, собрать крупные ветки.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнять в правильном выполнении прыжка в высоту с разбега.

    Учить детей подбрасывать волан, вверх не роняя.

    Метание мешочков в мишень с расстояния 4 м.

    Закреплять умение пролезания в обруч боком.

    Упражнять в лазании по гимнастической лестнице с использованием перекрёстной координации –

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Упражнения для глаз № 25.

    2. Упражнения для бровей № 3.

    3 Речевое дыхание – «футбол».

    4. Массаж переносицы – карточка.

    5. Профилактика близорукости № 2.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Мы играем», «Топ-топ», Физминутка «Поднимайте плечики» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Маленькая мышка», «Летят качели» (приложение № 4).

    Май. Первая неделя «Растения».

    Наблюдения:

    1. Состояние погоды – отметить, что стало теплее, солнце светит ярче, дует тёплый ветер. Закреплять умение определять состояние погоды.

    2. Гроза – познакомить с явлением природы – грозой. Дать представление об особенностях грозы (грома, молнии, дождя). Объяснить детям, что весенний гром добрый, что после дождя растения будут лучше расти. Предложить прислушаться к раскатам грома, к шороху дождевых капель. Посмотреть, как меняется погода перед грозой (всё темнеет, небо пронизывается зигзагами молний).

    3. Берёза – показать детям, как красива берёза в весеннем наряде, как весело шелестят её листочки. Берёзке тепло и радостно; воспитывать у детей бережное и любовное отношение к берёзе.

    4. Сравнение цветов мать-и-мачехи и одуванчика. Найти различие и общие признаки цветов. Закреплять умение находить знакомые растения, видеть явное различие и сходство между ними.

    5. Сравнение сорочьего гнезда с вороньим (воронье – плоское – лотком; сорочье – круглое, с крышей). Закрепить умение находить различие в формах гнёзд.

    6. Жук – рассмотреть внешний вид жука, определить, сколько у него крыльев. Вспомнить, на примере божьей коровки, как называются крылья и для чего у жука, их две пары. Закреплять представление о насекомых.

    7. Гроза – познакомить с опасностями, которые могут произойти во время грозы и познакомить с правилами поведения, чтобы их избежать (в помещении и транспорте закрыть окна и двери, на улице не стоять под деревом и электропроводами, на природе нельзя находиться в воде).

    8. Расширить знания о пассажирском транспорте. Выяснить. Что дети о нём знают. Вспомнить правила пользования пассажирским транспортом в городе.

    9. Продолжить знакомить детей с правилами поведения пешеходов и пассажиров (играть можно только в строго отведённых для этого местах, в автобусе не стоять у дверей, чтобы не мешать выходу и входу пассажиров).

    10. Дети наблюдают и помогают воспитателю в посадке семян свеклы, гороха, кабачков, лука, чеснока. Закрепить общее понятие «овощи».

    11. закрепить знания детей, для чего рыхлят землю возле деревьев и кустарников.

    12. Экскурсия на реку – закрепление правил безопасности у реки.

    Подвижные игры.

    «Гиганские шаги», «Мышеловка» (с бегом), «Дракон», «Охотники и утки», «Лабиринт» (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Уборка участка. Рыхление земли на огороде. Посадка на огороде. Создание уголка лекарственных трав. Посадка семян хмеля вдоль забора для создания живой изгороди.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Ходьба по гимнастической скамейке с выносом прямой ноги вперёд.

    Приучать согласовывать вращение скакалки с подпрыгиванием.

    Упражнять в подъёме и спуске по гимнастической лестнице – упражнять в метании мешочков вдаль одной рукой от плеча.

    Упражнять в запрыгивании на скамейку с опорой.

    Упражнять в ходьбе по скамейке приставным шагом с мешочком на голове.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Упражнения для глаз «ёлочка».

    2. Упражнения дыхательной гимнастики «цветочный магазин».

    3. Мимические упражнения «крапива».

    4. Массаж спины «спинка – тростинка».

    5. Релаксация №2.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).


    Физминутки.

    «Путешествие в лес», «Экологический тренинг», «В лесу», «Березка в белом сарафане», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Цветок», «Яблоня», «Цветик-колокольчик» (приложение № 4).

    Вторая неделя «Рыбы».

    Наблюдения:

    1. Дождь – наблюдение за весенним дождём (тёмная туча застилает небо, начинается ливень, гремит гром). Продолжить знакомство с явлениями природы. Учить делать анализ погоды.

    2. Изменения в природе после грозы – светит яркое солнце, лужи, капли дождя на листве деревьев и кустарников, траве. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи.

    3. Первоцвет – различие по запаху, строению и размеру цветов, составление детьми описательного рассказа. Учить различать растения по характерным признакам.

    4.Наблюдение за цветущей акацией (размер цветов, как они растут – одиночным бутоном или зонтиком, какого цвета, имеют ли запах). Расширить представление о мире растений.

    5.Насекомые – поискать насекомых в траве, провести наблюдение за их поведением, Учить различать по внешнему виду, издаваемым звукам. Уточнить какую пользу (вред) они приносят.

    6. Наблюдение за скворцами и их потомством – рассказать детям, куда девают из скворечника скорлупки разбитых птенцами яиц их родители (уносят подальше от гнезда в клюве). Знакомить детей со способами размножения птиц.

    7. Закреплять знания детей о разновидностях пассажирского транспорта, и какой где останавливается (трамвай – на середине улицы, автобус и троллейбус у обочины).

    8. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

    9. Наблюдение за тем, как воспитатель пересаживает комнатные растения – для чего он это делает. Познакомить со способами вегетативного размножения растений.

    10. Учить детей не доверять каждому незнакомому человеку, даже если он понравился, так как внешние данные могут не совпадать с его намерениями.

    11. Целевая прогулка за территорию д/с. – обучать безопасному, осторожному поведению в природе (не трогать жалящих насекомых, не есть незнакомые ягоды, не брать в рот незнакомые грибы, не пробовать их в сыром виде не трогать и не брать на руки бездомных собак и кошек, не дразнить домашних животных, не пить воду из открытых водоёмов).

    Подвижные игры

    «Каравай», «Назови предметы, не повторяясь», «Классики», «Друг-дружок, уступи свой дубок», «Летучий мяч» (приложение № 1).


    Трудовая деятельность.

    Уборка территории участка. Рыхление земли возле кустарников. Заполнение песочницы песком. Смести песок с построек малой формы. Собрать сухие ветки на участке.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Развивать глазомер и правильное метание при сбивании кеглей малым мячом.

    Упражнять в ходьбе приставным шагом боком и вперёд.

    Упражнять в быстром лазании по гимнастической лестнице.

    Упражнять в правильном выполнении прыжков в длину с разбега.

    Учить прыжкам через короткую скакалку.

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Массаж лица – «ёжик».

    2. Мимические упражнения – «облака».

    3. Упражнения для глаз № 26.

    4. Этапы диафрагмального дыхания – этап № 1.

    5. Релаксация № 1.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Аквариум» (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Рыбка», «Жил да был один налим», «Золотая рыбка», (приложение № 4).

    Третья неделя «Насекомые».

    Наблюдения:

    1. Солнце – в полдень поднимается высоко, припекает, на улице становится жарко. Вспомнить какое солнце зимой в ясную погоду. Закрепить умение делать выводы, основываясь на ранее полученные знания.

    2. Облака – обратить внимание на форму облаков, вспомнить, как называются (кучевые, перистые). Знакомство с разновидностью облаков.

    3. Подорожник – продолжить знакомство с лекарственными растениями, рассказать о простейших способах использования подорожника для лечения.

    4. Провести наблюдение за ростом растений в огороде – учить различать их по запаху, строению и размеру цветов.

    5. Наблюдение за пчелой или осой. Уточнить, чем полезна и опасна пчела (оса). Вспомнить правила поведения при встрече с жалящими насекомыми. Закрепить знания о пользе и вреде насекомых.

    6. Наблюдение за лягушкой – рассмотреть внешний вид, окраску, выяснить способ передвижения (прыгает, отталкиваясь задними лапами). Пополнить знания о земноводных.

    7. Провести наблюдение за движением городского пассажирского транспорта (выяснить для чего он нужен), вспомнить правила пользованием пассажирским транспортом.

    8. Познакомить с велосипедом, как с видом транспорта и правилами езды на нём.

    9. Закрепить знание адреса д/сада; заучить с детьми фамилию, имя, отчество родителей, место их работы, номер домашнего телефона. Обойти территорию вокруг д/сада; с целью рассматривания близ лежащих улиц (учить ориентироваться на местности).

    10. Учить детей самостоятельно наблюдать за прохожими с целью оценивания ситуаций.

    11. Целевая прогулка – учить детей определять наиболее безопасный маршрут от дома до д/сада, и обратно.

    Подвижные игры.

    «Коршун и наседка», «Штандер стоп», «Гиганские шаги», «Классики», «Хлопай-топай»

    (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Рыхление земли на грядках. Прополка грядок. Пересадка молодого кустарника. Посадка на клумбы семян цветов. Уборка участка.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Упражнять в сбивании городков малым мячом прямой рукой сбоку.

    Упражнять в умении лазать по гимнастической лестнице с поворотом на высоте.

    Развивать функцию равновесия при ходьбе по скамейке.

    Упражнять в пролезании в обруч разными способами.

    Познакомить с правилами игры «классики».

    Оздоровительные мероприятия:

    1. Гимнастика для глаз № 18.

    2. Дыхательные упражнения с движением.

    3. Гимнастика на дыхание – «жук».

    4. Массаж лица – «пчела».

    5. Речевое дыхание – «пчела».

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Бабочка», «Паучок», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Паучок», «Две сороконожки», «Божьи коровки», «Паучок-ткач»,

    (приложение № 4).

    Четвёртая неделя «Лето».

    Наблюдения:

    1. Дождь – учить детей, самостоятельно определять какой дождь (холодный, тёплый, проливной, моросящий, косой). Чем летний дождь отличается от осеннего дождя. Закрепить знания детей о том, как надо одеваться в холодную, дождливую погоду, чтобы не простудиться.

    2. Почва – обратить внимание на состояние почвы, песка: после дождя они мокрые, образовались лужи, но с появлением солнца вода впитывается (в песок быстрее, чем в землю). Знакомить детей со свойствами песка и земли на основе личных наблюдений.

    3. Одуванчик – знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить, где собираются лечебные травы и цветы (подальше от дорог, лучше за городом в лесу).

    4. Лес – знакомить с весенними явлениями природы: распускаются листья, оживают насекомые, появляется первоцвет. Лес это «многоэтажный дом», в нём живут разные растения. Животные, которые нужны друг другу.

    5. Воробьи – наблюдение за поведением стайки воробьёв (купаются в песке перед дождём, галдят, дерутся из-за корма, очень подвижные, неугомонные). Продолжить учить делать выводы на основе проведённого наблюдения.

    6. Дождевой червяк – перерывает почву, рыхлит, помогает опавшим листьям превращаться в почву, пропуская их через себя с комочками земли. Дать представление о пользе дождевого червя в природе.

    7. Повторить с детьми правила пешеходов, наблюдая, как люди переходят через дорогу.

    8. Продолжить развивать интерес к природе, способствовать умению устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимодействия природных объектов.

    9. Наблюдение за работой поливальной машины – выяснить необходимость полива проезжей части дороги в жаркие, сухие дни (раскаленный асфальт, душно в автотранспорте, пыльно). Расширить знания детей о специальных машинах.

    10. Экскурсия на реку – знакомство с водным транспортом и наблюдение за его движением.

    Подвижные игры.

    «Цепи кованы», «Штандер стоп», «Ловля обезьян», «Каравай», «Да и нет». (приложение № 1).

    Трудовая деятельность.

    Пересадка комнатных растений на клумбы. Уборка территории участка от природного мусора. Смести песок со стола и скамеек. Рыхление земли вдоль забора. Полив вновь высаженных саженцев.

    Индивидуальная работа по развитию движений.

    Учить отбивать большой мяч о стенку и ловить его после отскока.

    Учить перебрасыванию большого мяча через сетку, упражнять в использовании амплитуды вперёд-вверх.

    Закреплять умение прыгать в длину с разбега.

    Разучить выполнение кругового замаха при метании вдаль.

    Закреплять умение ползания на ладонях и коленях по гимнастической скамейке.

    Оздоровительные мероприятия:

    1 Упражнения для глаз № 27.

    2. Этапы диафрагмального дыхания – этап № 2.

    3. Упражнения дыхательной гимнастики «футбол».

    4. Массаж кистей рук.

    5. Профилактика близорукости № 1.

    6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

    (приложение № 2).

    Физминутки.

    «Летняя», «Солнышко», (приложение № 3).

    Пальчиковая гимнастика.

    «Птички и ветер», «Дождик», «Улитка», «Надоедливые мухи», «Знойное лето», «Дождевые червяки», (приложение № 4).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование вторая младшая группа

    СЕНТЯБРЬТемы месяцаФорма организации музыкальной деятельностиПрограммные задачиРепертуарИнтеграция образовательных областей Семья.Осень. Слушание музыкиВосприятие музыкальных произведе...

    Перспективное планирование. Первое полугодие

    В данном пособии отражены вопросы перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста вне занятий. Перспективное планирование составлено на ос...

    Перспективное планирование второй младшей группы на основе примерной образовательной программы "Детство"ФГОС

    Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...

    Перспективное планирование вторая младшая группа

    Перспективное планирование вторая младшая группа...

    Перспективное планирование 1 полугодие Средняя группа

    Перспективное планирование сентябрь- декабрь...

    Перспективное планирование 1 полугодие Средняя группа

    Перспективное планирование 1 полугодие Средняя группа...