Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Курчинская Марина Дмитриевна

Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_razvitie_rechi_tvorcheskie_sposobnosti.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

ЦЕЛЬ:        Познакомить воспитателей с играми, упражнениями, направленными на развитие речи детей посредством элементов ТРИЗа и РТВ.

I этап

ВВОДНЫЙ

Приветствие: Игра «Ладушки»

Цель:        Установление контакта с партнёрами, сплочение группы, положительный, эмоциональный настрой в начале совместной работы.

Ведущий:        А сейчас я, Фея, превращу вас в детей, и вы будете просто Наташами, Леночками.        

II этап

ОСНОВНОЙ

Цель:         Познакомить воспитателей с играми, упражнениями, направленными на развитие речи детей посредством элементов ТРИЗа и РТВ.

1. Создание мотивации.

Воспитатель:        Дети, вы слышали о корабле,

        самом прекрасном на всей Земле?

        Этот корабль называется так:

        «Сангл-бангл-тингл-так».

        Ребята, внимание! Каждый из вас

        Может попробовать хоть сейчас

        Сказать без запинки «сангл-бангл-тингл-так».

        Кто может сказать  «сангл-бангл-тингл-так»,

        Тот может прямо в Африку плыть,

        Может даже трубку курить

        И важничать, как заправский моряк,

        На корабле «Сангл-бангл-тингл-так».

                                       (По Д.Радович)

        … На этом замечательном корабле, который называется …

Дети:        «Сангл-бангл-тингл-так».

Воспитатель:        … к нам в гости приехала девочка Масмело.

Масмело (кукла): Маздраввствуйте! Мая Масмело! Мая маафриканка. Марасскажите мадетям маоб маАфрике.

Воспитатель:        С тобой трудно разговаривать. Ребята, вы поняли, что она говорит?

Дети:         Она просит рассказать об Африке.

Воспитатель:        Как вы догадались, о чём говорит Масмело?

Дети:        Она добавляет к каждому слову слог «МА-».

2. Развивающая игра «Придумай имя»

Цель:         Закрепление умения делить слова на слоги и составлять из слогов новые слова.

Масмело:        Мавы маочень мадогадливые. Попробую я говорить по-русски. У меня есть подруга Мадола (выставляет карточку с этим именем).

ДО – значит, добрая, ЛА – значит, ласковая. МА - ДО – ЛА.

Догадайтесь, почему меня зовут МА – СМЕ – ЛО.

Дети:         Смелая. Ловкая.

Масмело:        Каждый может придумать себе африканское имя. попробуйте. Можно первую часть оставить от своего имени.

     Воспитатель выставляет части, дети узнают, от каких они слов:

- «сме» - - (лый); «хра»-- (брый); «уме»-- (лый); «ло» -- (вкий); «бы»--(стрый); «сча»--(стливый); «ла»--(сковый); «ра»--(достный); «спо»--(койный); «чу»--(десный); «бо»--(гатый); «си»--(льный); «не»--(жный); «лю»--(бимый); «бы»--(стрый); «ве»--(жливый).

Лиля:        Я – Лирадо (Лиля – радостная, добрая).

Саша:        Я – Сасчабо (Саша – счастливый, богатый).

Воспитатель:        Сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в Африку, поговорим об африканских животных и выведем новую породу фантастического животного.

3. Дидактическая игра «Какой? Какое? Какая?»

Цель:        Закрепление согласования существительных с прилагательными в женском, мужском и среднем роде.

Воспитатель:         Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг - то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой,… ни воды, ни кустика зелени. Это – Африка!

Масмело:        Представили?! Это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Поиграем в игру: «Какой? Какое? Какая?» Хотите, я покажу вам фокус? А вы мне в этом поможете. (Достаёт 3 банки  с чистой водой). Ты, водица белая, ты, вода студёная, стань, как африканское небо… Ребята, скажите – какое?

Дети:        Высокое, знойное, жаркое, мглистое, голубое… (ср.р.)

Масмело:        Голубою! Раз! Два! Три! (вода в банке взбалтывается и становится голубой при помощи голубой краски). Ты, водица белая, Ты, вода студёная, стань, как африканский песок…

Дети:        …мелкий, жёлтый, нежный, горячий… (м.р.)

Масмело:        Жёлтою! (Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в жёлтый цвет) Ты, водица белая, ты, вода студёная, стань, как африканская трава, зелень

Дети:        … большая, непроходимая, зелёная, дремучая…(ж.р.)

Масмело:        Зелёною! (Манипуляции повторяются, и вода окрашивается в зелёный цвет)

4. Дидактическая игра «Какой это человек?»

Цель:        Понимание переносного смысла выражений, имеющих отношение к характеристикам некоторых человеческих качеств.

Воспитатель:                Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ест, ведёт себя с другими… Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение). Итак, начали.

        … Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?

Дети:        О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос.

Воспитатель:        Крокодиловы слёзы.

Дети:         Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слёзы.

Воспитатель:        Слоновый топот или топает, как слон.

Дети:        Это человек с тяжёлой походкой.

Воспитатель:        Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?

Дети:        О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.

Воспитатель:        Обезьяньи ужимки.

Дети:        Так говорят о том, кто любит кривляться.

Воспитатель:        Черепаший шаг.

Дети:        У человека, который очень медленно ходит.

Масмело:        Очень интересно! а кого из животных жарких стран вы видели и где?

     Дети рассказывают  том, кого они видели в зоопарке.

Масмело:        А я не люблю зоопарк. Все любят свободу, и звери тоже. Дома я играю в мяч с малышами-зверятами. Хотите поиграть со мной?

Дети:        Да.

5. Физминутка. Дидактическая игра «Кто у кого?»

Цель:        Изменение существительного единственного и множественного числа по образцу.

     Масмело бросает мяч всем детям по очереди. Она начинает предложение, а ребёнок, который поймал мяч, заканчивает его.

Масмело:        У львицы…

Ребёнок:        ..львёнок, львята.

Масмело:        У тигрицы…

Ребёнок:        …тигрёнок, тигрята.

Масмело:        У слонихи…

Ребёнок:        …слонёнок, слонята.

Масмело:        У жирафа…

Ребёнок:        …жирафёнок, жирафята.

Масмело:        У крокодила…

Ребёнок:        …крокодильчик, крокодильчики.

Масмело:        У черепахи…

Ребёнок:        …черепашонок, черепашата.

Масмело:        У верблюдицы…

Ребёнок:        …верблюжонок, верблюжата.

Масмело:        У кенгуру…

Ребёнок:        …кенгурёнок, кенгурята.

Масмело:        У зебры…

Ребёнок:        …зебрёнок, зебрята.

Масмело:        Молодцы! Я очень рада была с вами поиграть, но мне пора возвращаться к себе домой, в Африку гулять.

6. «9-экранка»

Цель:        Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о жизни, внешнем виде, особенностях поведения слона в зависимости от среды обитания.

  1. Открывается экран  система настоящего времени (Картина-слон)

Воспитатель:         Угадайте, в каких словах спрятались 3 слона?

«С-лон--". Этот слон белоголовый, на столе живёт в столовой.   (солонка).

«С---ло-н--". Этот бдительный всегда, он разводит поезда.   (стрелочник)

«----с-лон»». Этот огненного цвета, в час заката и рассвета.  (небосклон)

  1. Экран – подсистема настоящего времени. (Частица тела слона)

Рассказать о ногах, о пасти с клыками, о зрении, слухе, нюхе).

  1. Экран-надсистема настоящего времени.

Воспитатель:        Кого видите? Где? (Картины:слоны в зоопарке, стадо слонов, слоны перевозят грузы).

    Рассказ о жизни слонов.

  1. Экран – система прошедшего времени.

Воспитатель: Кем был слон? (Слонёнком) Сравните его со слоном.

  1. Экран – подсистема прошедшего времени..

С. Маршак «Слон»

Африканец молодой обливается водой,

Вымыл голову и ухо – и в лоханке стало сухо.

Для хорошего слона речка целая нужна.

Уберите-ка лоханку, принесите-ка Фонтанку!

Воспитатель:        Почему слонёнку нужна целая речка?

       Многофункциональность хобота.

  1. Экран – надсистема прошедшего времени.

Слонёнок в стаде.

  1. Экран – система будущего времени.

Старый слон.

  1. Экран – подсистема будущего времени.

Части тела старого слона..

  1. Экран – надсистема будущего времени.

Слон в стаде.

7.Игра «Чудесные вещи»

Цель:        Придумать фантастическое слово, используя «Морфологический анализ».

        Развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их. (В игре «Хорошо-плохо»).

Масмело:        Дорогие ребята! Я с вами очень подружился и хотел бы почаще встречаться. Но мои звери очень скучают без меня в далёкой Африке, а я – по ним. Вы – большие фантазёры, умники и умницы. мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли мне вывести новую породу животных жарких стран. Если сможете, пришлите мне письмо и свои рисунки. До свидания!

Воспитатель:        Выполним просьбу Масмело? Тогда за дело! Мы уже  научились составлять новые слова, когда познакомились с Масмело. Может быть, нам это поможет? Например, «зебра» и «крокодил». Объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного. Получится «зеброкодил». Ваши варианты?

1-й ребёнок:        Тигр и верблюд = тигроверб.

2-й ребёнок:        Лев и обезьяна = левобезьян.

3-й ребёнок:        Слон и крокодил = слокрок.

4-й ребёнок:        Зебра + верблюд + черепаха = зеброверепаха.

Воспитатель:        Какой зверь кажется вам самым интересным?

Дети:         Зеброверепаха. Остальные будут его Друзья.

Воспитатель:        Этот зверь фантастический, в жизни такого не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи». Спрячем нашего зверя под шапку-невидимку. (Дети по очереди вытаскивают картинки).

Воспитатель:        Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение»)

Ребёнок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком): Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель:        Чем это хорошо?

Ребёнок:        Когда звероверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высокого дерева любой фрукт.

Воспитатель:        Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребёнок выбирает карточку «ложка»)

Ребёнок:        Она деревянная.

Воспитатель:        Чем это хорошо?

Ребёнок:        Её никто не съест, она невкусная. Она не тонет в воде. Она красивая.

Воспитатель:        Какие звуки она издаёт? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки»)

Ребёнок (выбрал гудок):        Умеет гудеть.

Воспитатель:        Почему это хорошо?

Ребёнок:        У неё хороший слух. Может веселить других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Обманывать врагов. Они будут думать, что паровоз едет.

Воспитатель:        Чем она пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах»).

Ребёнок (выбрал карточку с яблоком) Фруктами.

Воспитатель:        Чем это хорошо?

Ребёнок: Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.

Воспитатель:        А чем плохо?

1-й ребёнок:        Плохо, что звероверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Её может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.

2-й ребёнок:        Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Её может раздолбить дятел или кто-нибудь другой.

3-й ребёнок:        Плохо, что гудит, как дудка,  - мешает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же мелодию.

4-й ребёнок:        Пахнет всё время фруктами – её друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селёдку, а она фруктами пахнет, это неприятно).

Воспитатель:        Чем ей можно помочь?

1-й ребёнок:        Надо научить её прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы её никто не смог съесть.

2-й ребёнок: Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.

8. Задание «Нарисуем зеброверепаху и расскажем о ней»

Цель:        Развитие творческого воображения и связной речи детей

Воспитатель:        Самые интересные рисунки мы пошлём  в Африку вместе с описанием нашего зверя, его привычек, его друзей и врагов.

         Воспитатель и «дети» рисуют и рассказывают о придуманном звере (Показ рисунков, нарисованных детьми подготовительной группы).

III этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель:        Подвести итог проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы рады вам помочь" Мастер-класс по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка»Г. Ртищево    «Мы рады вам помочь!» Мастер класспо развитию элементарных математических пре...

Конспект занятия, направленного на развитие мотивационного компонента школьной готовности детей подготовительной к школе группы.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.Хочется предложить вашему вниманию один из конспектов занятий, разраб...

Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"

Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"...

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, эмпатии у детей, оптимизацию взаимоотношений в группе.

В своей работе использую игры и упражнения для создания благоприятного психологического климата в группе, развития у детей  способности понимать эмоциональное  состояние других, проявлять за...

Занятие по развитию речи "Волшебное семечко"для детей подготовительной к школе группы.

Цель: развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.Образовательные задачи:- Продолжать знакомить детей с процессом появления растения из семян.- Совершенствовать навык составления ...

Мнемотехника – тренажёр для развития речи и творческих способностей в подготовительной к школе группе

В переводе с греческого языка «мнемотехника» - это искусство запоминания. Так что, внося в жизнь своих учеников искусство, мы становимся соавторами их творческой судьбы. Ведь именно мнемот...

Мастер-класс "Речевые игры и упражнения, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"

Цель : повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.2. Познак...