Главные вкладки

    Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, эмпатии у детей, оптимизацию взаимоотношений в группе.
    картотека (подготовительная группа)

    Селиванова Лариса Константиновна

    В своей работе использую игры и упражнения для создания благоприятного психологического климата в группе, развития у детей  способности понимать эмоциональное  состояние других, проявлять заботу и внимание к окружающим людям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_empatii.docx51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, эмпатии у детей, оптимизацию взаимоотношений в группе.

    Задачи:

    -формировать умения различать и называть различные эмоции;

    -формировать способности понимать и активно выражать переживание других людей;

    -формировать умения различать понятия «добро» и «зло»;

    -развивать потребности в самоутверждении на основе воспитания таких качеств, как доброжелательность, чуткость, сочувствие, тактичность;

    -знакомить со способами выражения эмоций в игре;

    -развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

    -воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным;
    -воспитывать уважение и терпимость к другим людям.

    1. Ритуал приветствия «Солнышко»

    Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

    Ход игры:

    Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

    Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

    Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

    Ходит солнышко по кругу

    Дарит деточкам свой свет.

    А со светом к нам приходит

    Дружба – солнечный привет.

    Солнышко, солнышко, в небе свети!
    (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

    Яркие лучики нам протяни.
    (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

    Ручки мы вложим
    (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

    В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
    (Кружатся парами)

    Вместе с тобой мы пойдем на лужок
    (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

    Там все мы встанем дружно в кружок
    (образовывают круг)

    С песнями водим мы хоровод.

    Солнышко снами по кругу идет.
    (Идут по кругу)

    Хлопают радостно наши ладошки,
    (хлопают в ладоши)

    Быстро шагают резвые ножки.
    (Идут быстрым шагом)

    Солнышко скрылось, ушло на покой
    (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

    Мы же на место сядем с тобой
    (тихо, спокойно садятся на свои места)

    2. Игра «Утреннее приветствие»

    Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

    Ход игры:

    Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки. Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша!.. Здравствуй, солнце!» Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга). 

    3. Игра «Сделай как Я»

    Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

    Ход игры:

    Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д. 

    4. «Мое настроение»

    Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

    Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

    Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

    Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

    Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

    5. «Передай улыбку по кругу»

    Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

    Ход игры:

    участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

    6. «Проснись!»

    Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

    Ход игры:

    Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

    Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

    7. «Лягушки»

    Цель: ролевое проигрывание ситуаций, стимулирование эмпатии

    Ход игры:

    а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, лягушки довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

    Б) Две весёлые лягушки

    Ни минутки не сидят,

    Ловко прыгают подружки,

    Только брызги вверх летят.

    Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей.

    8. «Иди сюда!»

    Цель: отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

    Ход игры

    В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии. Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

    9. «Сижу, сижу на камушке»

    Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

    Ход игры:

    Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

    Сижу, сижу на камушке,

    Сижу на горючем,

    А кто ж меня верно любит,

    А кто ж меня сменит,

    Меня сменит-переменит,

    Еще приголубит?

    После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

     

    10. «Эмоции героев»

    Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

    Ход игры:

    Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

    В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

    11. «Интонация»

    Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

    Ход игры:

    Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

    12. «Рисование»

    Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

    Ход игры:

    Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

    13. «Как ты себя чувствуешь?»

    Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

    Упражнение выполняется по кругу.

     Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

    Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

     14. «Волшебные средства понимания»

    Вводная беседа.

    Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

    - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

    -  Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

    -   Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

    - Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

    15. «Лица»

    Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

    Ход игры:

    Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:

    -радость,- удивление,- интерес,

    - гнев, злость, -страх,- стыд,

    - презрение, -отвращение,

    Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

    16. «Маски»

    Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

    Ход игры:

    Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

    17. «Ролевое проигрывание ситуаций»

    Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

    Ход игры:

    Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

    1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

    2) мама пришла с работы, она очень устала;

    3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

    4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

    5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

    18. «Рисование»

    Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

    Ход игры:

    Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания».

    Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

    Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

    19. «Сделаем по кругу друг другу подарок»

    Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

    другого, развитие эмпатии.

    Ход игры:

    Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

    20. «Игрушка»

    Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

    Ход игры:

    Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

    Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

    21. «Настроение»

    Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

    Ход игры:

    Создается «цветопись» настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

    22. «Школа улыбок»

    Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения, чувствования настроения собеседника.

    Вводная беседа:

    - Когда люди улыбаются?

    - Какие бывают улыбки?

    - Попробуйте их показать.

    Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

    - Нарисуйте улыбающегося человека.

     - Улыбающийся человек, какой он?

    1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

    Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

    2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

    3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

    На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

    23. Игра «Постарайся отгадать»

    Цель: Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

    Ход игры:

    Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий - поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут. Водящий пытается отгадать, кто его погладил. Если водящий никак не может отгадать правильно, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил а он просто пытается вспомнить и назвать имя этого ребенка.

    Примечание: Модификацией этой игры является игра «Это Я. Узнай меня». Дети также сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине и говорят: «Это Я Узнай меня». Воспитатель помогает ребенку угадать, называя по очереди имена всех детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего. 

    24. «Комплименты»

    Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

    Ход игры:

    Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

    25.«Доброе слово»

    Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам.

    Ход игры:

    Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе.

    Тот, кто говорит, смотрит в глаза тому, о ком говорит.

    «Танец в парах» (для детей 4—7 лет)

    Задачи:

    - развитие эмпатии (ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта;

    - оптимизация взаимоотношений в группе.

         Взрослый предлагает детям стать парами лицом друг к другу (некоторым детям он помогает образовать пары). Важно, чтобы между парами было достаточное для танцев расстояние — ведущий следит за тем, чтобы пары распределились равномерно по всей площади ковра (свободного пространства игровой комнаты). Затем взрослый дает каждой паре по плотному листу бумаги (у всех должны быть листы одного и того же размера и плотности — обычно используются стандартные листы бумаги формата А4 максимально возможной плотности). Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка (желательно плавная, например, вальс), и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Затем можно предложить детям поменяться парами и продолжить игру.

       С целью внесения элемента новизны можно предложить партнерам удерживать во время танца воздушный шарик или мягкую игрушку.

    «Волшебные руки» (для детей 5—6 лет)

    Задачи:

    -оптимизация взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми;

    - преодоление эгоцентризма, эмоциональной отгороженности у дошкольников.

    Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам:

    — Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с «камнем»?

    Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю...».

        Важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?

    Для организации более тесного телесного контакта целесообразно одновременное выполнение роли камня 2—3 детьми. Желательно участие в игре и взрослых.

    «Ладонь друга» (для детей 5—6 лет)

    Задачи:

    - оптимизация взаимоотношений в группе посредством стимуляции телесного контакта, познания детьми друг друга;

    - преодоление застенчивости, замкнутости.

    В игре принимает участие четное количество игроков, которые распределяются по парам. Они размещаются за столом, на диване, ковре — как удобнее. Можно включить приятную музыку.

    Ведущий. Мы уже знаем, как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке».

    Затем ведущий показывает одному из игроков линии и их пересечения, бугорки и впадинки на своей руке. Так педагог дает образец позитивного взаимодействия с партнером.

    Ведущий наблюдает за ходом игры в каждой паре, при необходимости оказывает различные виды помощи, вербализирует действия игроков, совместно с парой исследует руку одного из партнеров...

    По окончании игры проводится обсуждение по вопросам:

    -Что Вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке?

    -О чем хотелось рассказать, что показать, а что — скрыть, спрятать?

    -Приятны ли были прикосновения партнера?

    -Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера?

    -Что нового узнали?

    -Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом.

         Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба И партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если им удастся поиграть с каждым членом группы.

    Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.

    «Зеркало» (для детей 4—7 лет)

    Задачи:

    -  формирование у детей ориентации на другого;

    - преодоление замкнутости, нерешительности, эгоистических тенденций поведения.

    В группе выделяются 2—3 пары (по считалке или добровольно). Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять несколько попыток до первой ошибки в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3—5 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением, или одному партнеру доставалась только роль отражения.

        Желательно застенчивых, неуверенных в себе, тревожных детей организовывать в пары с наиболее доброжелательными, общительными сверстниками;

    «Тарелка с водой» (для детей 5—7 лет)

    Задачи:

    - развитие между детьми взаимопонимания, оптимизация взаимоотношений в группе; - преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.

    Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.

    Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

    «Тень» (для детей 4—7 лет)

    Задачи:

    - формирование у детей ориентации на другого;

    - развитие наблюдательности, взаимопонимания, внутренней свободы и раскованности.

    Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, за ним (на два-три шага позади) идет «тень», стараясь точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «понюхать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д. 

         Вначале целесообразно привлекать к роли путника детей с наиболее выразительными движениями, богатым воображением, а к роли и тени — наиболее наблюдательных, раскрепощенных дошкольников. Затем важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе детей. На роль тени желательно как можно чаще приглашать эгоцентричных дошкольников, пароль путника — детей, занимающих неблагоприятное положение в группе сверстников.

    «Рукавички» (для детей 5—6 лет)

    Задачи:

    - развитие коммуникативных умений (умений устанавливать контакт, согласовывать свои действия с действиями сверстника, сотрудничать);

    - оптимизация взаимоотношений в группе.

    Для игры предварительно изготавливаются из бумаги рукавички, по одной паре рукавичек для каждой пары участников. На каждой паре рукавичек изображается свой орнамент, но не раскрашивается.

    Ведущий разъединяет пары рукавичек и раскладывает их подальше друг от друга по комнате. По команде ведущего дети выбирают себе по рукавичке и разбредаются по залу в поисках своей «пары». Отыскав

    «Угадай, что изменилось в выражении лица» (для детей 3—6 лет)

    Задачи:

    - развитие умения распознавать эмоциональное состояние другого человека (взрослого, ребенка) по выражению его лица (познавательный компонент эмпатии);

     -преодоление застенчивости, скованности путем стимулирования выразительности мимики у детей;

        

         Взрослый предлагает детям определить, что выражает его лицо (изображаться может любая доступная пониманию детей дошкольного возраста эмоция: радость, удивление, страх и др.). Дети высказывают свои предположения. Когда эмоция определена, ведущий спрашивает, в каких ситуациях лицо человека принимает такое выражение. Затем взрослый

    предлагает детям изобразить данную эмоцию. После этого ведущий закрывает лицо листом бумаги (платком или др.) и говорит: «Угадайте, что изменилось в выражении лица». Затем опускает лист, и дети определяют, что сейчас выражает его лицо (изображается уже другая эмоция). Игра повторяется в той же последовательности. Затем в группах старших дошкольников взрослый предлагает кому-либо из детей выполнять роль ведущего.

       Сначала к выполнению данной роли целесообразно привлекать детей с подвижной нервной системой и наиболее выразительной  мимикой. Позже роль ведущего важно предлагать застенчивым, эмоционально отгороженным дошкольникам.

    «Через стекло» (для детей 5—7 лет)

    Задачи:

    • развитие невербальных средств общения;
    • -преодоление застенчивости, замкнутости.

    Взрослый предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:

    -У меня болит горло.

    -Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.

    -Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

    -Ты хочешь со мной порисовать? и т. д.

         Дети сами могут придумать ситуации для передачи жестами и мимикой. Заранее обсудив ситуацию с взрослым, ребенок может изобразить ее сверстникам, а те попытаются определить, что же это за ситуация. Целесообразно сначала привлекать к изображению ситуаций детей с наиболее выразительными движениями, мимикой, а затем постепенно важно активизировать и застенчивых, замкнутых дошкольников.

    друг друга, пара отходит в сторону и с помощью трех карандашей разного цвета пытается как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички. Побеждает та пара, которая действовала наиболее согласованно, дружно.

    «Гномики» (для детей 4—5 лет)

    Задачи:

    - развитие эмпатии;

    - оптимизация взаимоотношений в группе.

    Для игры нужны колокольчики по числу участников (5—6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

    Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик. Когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный).

    —Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать.

    Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит.

    —Что же делать? У... (имя участника) не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание...
    Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы ... (имя участника) мог позвенеть им и загадать свое желание?

    Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

    Важно стимулировать эмоционально отгороженных, эгоистичных   детей к проявлению внимания, заботы о сверстнике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

    Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

    Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

    Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....

    Презентация на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"

    Представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"....

    Игры и упражнения направленные на социально- коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста

    Упражнения позволяют участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде, а также способствуют созданию комфортной обстановки для  каждого участника....

    5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

            1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...

    Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»

           Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием  ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...