Долгосрочный проект учителя логопеда по работе над коррекцией звукопроизношения с детьми подготовительной группы.
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Агапова Анна Петровна

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prekt_zanyatiya_na_konkurs.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Долгосрочный проект учителя логопеда по работе над коррекцией звукопроизношения с детьми     подготовительной группы.

        

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы, 
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Актуальность

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе логопедической работы необходимо:        

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Цель проекта: 

1.Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

2.Постановка и автоматизация звука «Р» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи..

3.Определение позиции звука в слове.

4.Развитие фонематического слуха.

5.Развитие мелкой и общей моторики.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в рабочих тетрадях.
  2. Родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Пути достижения ожидаемых результатов.

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях .

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

2 этап — основной (практический).

Задачи:

  • Постановка звука «Р» введение звука в самостоятельную речь.
  • Разработать и апробировать систему конкретных индивидуальных методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • Проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, домашней игротеки, подготовка пособий для индивидуальных занятий с использованием ИКТ технологий.
  • Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • Создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (еженедельно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
  • Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный этап

до 15 сентября

1. Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Обследование детей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Открытое занятие на город

Постановка звука «Р»

Индивидуальное занятие  Презентация прилагается. Индивидуальное занятие  Презентация прилагается.

Учитель-логопед

Январь

Мастер класс для родителей и педагогов детского сада.

 Конспект занятия «Зоопарк» прилагается

 Подгрупповое занятие.

Учитель-логопед

Февраль

Мастер-класс
«Автоматизация звука «Р»

Дидактическое пособие

«Зоопарк»  Материал представлен в презентации.

Для индивидуальных занятий с детьми

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Февраль

Презентация проекта на конкурсе

 

 

 

 

Список литературы:

Т.В. Пятница «Логопедия в таблицах и схемах, цифрах» Ростов-на-Дону «Феникс»2012 год.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков «Р».

Т.А. Ткаченко «Слоговая структура слова». Москва 2008 год.

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Коррекционная педагогика Москва 2010 год.

Н.В. Емельянова Л.И. Жидкова Г.А. Капицина «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта. Санкт-Петербург 2013 год.

Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва 2010 год.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "На полянке" Коллективная работа в технике квиллинг с детьми подготовительной группы

Проект направлен на ознакомление детей с полевыми цветами средней полосы России....

Взаимосвязь учителя – логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения у воспитанников в соответствии в ФГОС ДО

В презентации освещены формы взаимодействия учителя - логопеда и семьи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.  Показаны возможные приемы автоматизации звуков...

Комплексное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми подготовительной группы

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие. Актуализация знаний детей по теме «День матери»...

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции речи с детьми с ТНР»

Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения? Насколько постановка звука - кропотливый труд учителя-логопед, требующий специальных знаний и навыков. Так и автоматизация звуков - сотруд...

Консультации учителя – логопеда: Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организо...

Как учитель-логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения

Консультация для родителей по коррекции звукопроизношения...

Как учитель-логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения

Консультация для родителей по коррекции звукопроизношения...