О нормальном речевом развитии ребенка. Консультация для родителей
консультация по логопедии по теме

Трифонова Жанна Николаевна

Консультация для родителей о сроках речевого развития ребенка от рождения до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_bukleta.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

О нормальном речевом развитии ребенка

Подготовила

учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Первый крик новорожденного ребенка должен быть ясным, чистым, не хриплым.

Возраст от 2 до 5 месяцев – период гуления. Ребенок активно произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: а-а-а, у-а-а, агу, аха, авя, угу. Гуление не возникает стихийно, оно связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговор с крохой стимулирует его речевое общение.

В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Смех способствует развитию речевого дыхания. Малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивает голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается «комплекс оживления». Ребенок радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на общение.

К 5-6 месяцам младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: ма-му-ма, пу-па, ба-ба-бо. У малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как взрослый произносит звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно  показать ребенка отоларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, «общаясь» со взрослым.

К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи и т.п.

К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий».

К 3 годам из речи уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого почти все согласные произносятся малышами смягченно). Ребенок правильно воспроизводит практически все гласные звуки и все простые согласные звуки (Б, Б`, П, П`, М, М`, Т, Т`, Н, Н`, К, К`, Г, Г`, В, В`, Ф,Ф`), строит простые распространенные и даже сложноподчиненные предложения («Бабушка купила мне новый красивый зонтик», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще много грамматических ошибок («лепить пластилин», «строить кубиком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки С, С`, З, З`, использует в речи сложноподчиненные предложения («Я хочу машину, потому что буду ее катать»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Очень часто желание мамы или папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения, горлового Р.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки Ш и Ж почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 7 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи, ребенок осваивает письменную речь: чтение, письмо.

 

Если ребенок плохо говорит...

В последнее время педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей. Причины следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, неготовности будущей мамы к материнству, осложнениях беременности, родов, периода новорожденности.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до 2 лет, то сделает это в 3 года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до 3 лет, а потом начинают говорить много правильно  произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и  шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, назначаемые невропатологом. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О нормальном речевом развитии ребенка

О нормальном речевом развитии ребенка...

Создание условий в семье для речевого развития ребенка (консультация для родителей)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (консультация для родителей)

Организация взаимодействия с родителями (беседа)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РОДИТЕЛЯМ О НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной....

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей

О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...

Роль книги в речевом развитии ребенка. Консультация для родителей

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...