Коррекция звукопроизношения при ринолалии.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Попова Анна Семеновна

Коррекция звукопроизношения при ринолалии.

Это наиболее сложный и длительный  раздел логопедической работы,  имеющий следующую специфику:

Коррекция звукопроизношения проводится  при постоянном контроле ротового выдоха и параллельно с дыхательной гимнастикой;  развитием фонематического слуха и фонематического анализа;  контролем над подъемом и удержанием мягкого неба; участием зрительного, тактильно-вибрационного и слухового контроля.

Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию. Это позволяет выявить наиболее доступные звуки. Необходимо максимально использовать уже доступные ребенку движения  и фонемы, это позволяет уменьшить напряжение, облегчить введение звука в слоги и выразить принцип опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному. Особенность всех коррегирующих приемов при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увеличенное время смычки.

Выбор метода и  упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушение зубного ряда  в переднем отделе верхней челюсти осложняет постановку губно- губных  и переднеязычных звуков. Приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и т.п. из-за снижения фонематического  слуха и кинестезий.

 

Вы можете ознакомиться с полной статьей, скачав ее. Картинки также отображаются в конечном документе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya_pri_rinolalii.docx84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения при ринолалии.

Это наиболее сложный и длительный  раздел логопедической работы,  имеющий следующую специфику:

Коррекция звукопроизношения проводится  при постоянном контроле ротового выдоха и параллельно с дыхательной гимнастикой;  развитием фонематического слуха и фонематического анализа;  контролем над подъемом и удержанием мягкого неба; участием зрительного, тактильно-вибрационного и слухового контроля.

Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию. Это позволяет выявить наиболее доступные звуки. Необходимо максимально использовать уже доступные ребенку движения  и фонемы, это позволяет уменьшить напряжение, облегчить введение звука в слоги и выразить принцип опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному. Особенность всех коррегирующих приемов при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увеличенное время смычки.

Выбор метода и  упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушение зубного ряда  в переднем отделе верхней челюсти осложняет постановку губно- губных  и переднеязычных звуков. Приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и т.п. из-за снижения фонематического  слуха и кинестезий.

Коррекция отдельных звуков может продолжаться довольно долго, пока четко не будет выработан четкий кинестетический стереотип. Для постановки звуков при ринолалии чаще всего используют обходной путь, то есть применяют уже имеющиеся или поставленные звуки. Ф.А. Рау – основоположник работы по этому пути. Базовым звуком является звук «м», который почти всегда есть.

Постановка двугубного П возможна различными способами. Ребенку предлагают похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание. Можно использовать «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с высунутым языком. Нужно отметить, что звук П, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевывания» и надувания щек – в обратные.

Можно ребенку предложить дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. В результате многократно слышится звук П.

Звук Т (межзубный) легко получить от «поплевывания». Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.

Звук Т может быть вызван от П. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги, улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. Послоговое произнесение значительно облегчает введение нового звука в слова.

Межзубная фонема С также позволяет перейти к Т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.

Звук К при ринолалии часто отсутствует или заменяется глоточным паразвуком. Его исправляют традиционно, сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та.

По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя, и, наконец, в ка. Ребенок самостоятельно нажимает на язык указательным пальцем.

Аффрикату Ч ставят от Ть или от слияния Ть и Щ. Введение ее в слоги начинается с закрытых.

Звук Х стимулируется от выдоха или удлиненного звука К.

Для постановки звука Ф ребенок приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее.

Звук С исправляют чаще всего традиционным способом: учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами (межзубное С), дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Но дутье должно быть тихим, беззвучным.

При постановке звука Ш ребенка обучают приподниманию языка в форме «ковшика», продвигая язык в форме «ковша» в полости рта. Если ребенку удается по подражанию нижняя артикуляция звука Ш, ее закрепляют и вводят в речь.

Для исправления звука Щ достаточно произнести звук С, округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Можно вызвать звук Щ от звука Ш, если ребенок им владеет. Протяжно произносят ш – ш, опуская широкий кончик языка вниз. Спинка языка и его корень остаются неподвижными. Можно вызвать Щ, как мягкий вариант Ш.

Звук В получаем от З, опустив нижнюю губу вниз.

Й получаем от З, нажимаем на кончик языка, получаем зя, на спинку языка – йа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...

Воспитание правильного звукопроизношения при ринолалии.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи....

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения у ребенка с ринолалией.

Аннотация к конспекту индивидуальной образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией старшего дошкольного возраста "Шуба для ёлочки"  Занятие для реб...

Дидактическая игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией.

Дидактическая игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией....

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...