Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения у ребенка с ринолалией.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чеканова Светлана Николаевна

Аннотация к конспекту индивидуальной образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией старшего дошкольного возраста "Шуба для ёлочки"

 

 

Занятие для ребёнка с ринолалией старшего возраста  составлено в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом особенностей работы при ринолалии.

 

Представленный конспект – является авторской разработкой. Построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий педагога  и ребёнка)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Цель занятия: автоматизация звука (ш) в прямых слогах и словах с ними. Данная цель достигается через следующие задачи:

- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (ш);

- упражнять в произнесении звука (ш) в прямых слогах и словах с ними;

- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю и диафрагмальный тип дыхания;

- работать над устранением избыточного носового резонанса, развивать подвижность мягкого нёба и совершенствовать нёбно - глоточное смыкание;

- продолжать развивать фонематические процессы, упражнять в определении наличия звука (ш) в словах;

- закрепить понятие зимняя одежда;

- развивать зрительное внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику;

- воспитывать отзывчивость.

 

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (мультимедийная игра и зрительнаягимнастика , картинки для артикуляционной гимнастики, игра - лабиринт)

• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление сказки, моделирование ситуации – что было бы, если бы)

• Словесный метод (стихи - сопровождение для выполнения артикуляционной гимнастики, массажа рук )

• Прием эмоциональной заинтересованности (сундучок и записка)

• Игровой прием (игра-физминутка, электронная игра "Одень Машу на прогулку")

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, авторских игр: "Снежный сугроб", "Одень Машу на прогулку", "Лабиринт" и др. позволило заинтересовать и привлечь внимание ребёнка.   На протяжении всего занятия у ребёнка  поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Ребёнок  сам  является участником игровых моментов и активными помощником  во время занятия.   Это позволяет  сохранить у ребёнка положительный эмоциональный настрой.

     На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (Девочка Маша и ёлочка остались зимой без одежды).  

     Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции, позволяющие решать задачу развития зрительного внимания (необходимо найти круг с указанными обозначениями).  Внимание ребёнка поддерживалось на протяжении всего занятия.

    На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели (учитываются нарушения зрения, необходимость особых дыхательно - голосовых упражнений). Педагог  проявляет  умение признавать и принимать личность ребёнка, учитывать его интересы, чувства, эмоции.

   После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение ребёнком  программных задач, проводит рефлексию деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 "Ласточка" Старооскольского городского округа

Конспект индивидуальной образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией старшего дошкольного возраста "Шуба для ёлочки"

Подготовила:

учитель - логопед

 МБДОУ ДС №52 "Ласточка"

Чеканова С.Н.

г. Старый Оскол

2016


Тема "Шуба для ёлочки"

(индивидуальная образовательная деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией)

Цель: автоматизация звука (ш) в прямых слогах и словах с ними.

Задачи:

- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (ш);

- упражнять в произнесении звука (ш) в прямых слогах и словах с ними;

- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю и диафрагмальный тип дыхания;

- работать над устранением избыточного носового резонанса, развивать подвижность мягкого нёба и совершенствовать нёбно - глоточное смыкание;

- продолжать развивать фонематические процессы, упражнять в определении наличия звука (ш) в словах;

- закрепить понятие зимняя одежда;

- развивать зрительное внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику;

- воспитывать отзывчивость.

Оборудование: искусственная елочка, сундучок со снежинками, разноцветные круги, трубочки для коктейля различного диаметра, ёмкость с водой, маленькая чашечка, пипетка, настольное зеркало, электронная игра "Одень Машу на прогулку", электронная физминутка для глаз "Белые снежинки", карточки - символы для дыхательной и артикуляционной гимнастики, игра "Проведи Машу по лабиринту" (предметные картинки на звук (ш)), мяч, компьютер, шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок.

Содержание:

1. Организационный момент. Игра "Одень Машу на прогулку".

- Какое сейчас время года? (зима)

- Какая зимой погода? (холодная, морозная).

- Что помогает людям не замерзать зимой на улице? (зимняя одежда)

Я предлагаю тебе поиграть. Помоги девочке Маше выбрать одежду, которую она может зимой одеть на прогулку(ребенок выбирает всю зимнюю одежду)

Скажи, а только людям нужна одежда зимой? (земле, деревьям). А что служит  зимней одеждой для деревьев? (снег). Посмотри, Маше ты помогла, а рядом с ней, что нарисовано? (зеленая елочка). Чего не хватает елочке? (снежной шубки). Возле нашего детского сада тоже растёт ёлочка (подходим к искусственной ёлочке). Посмотри она тоже  без снега. Как ты думаешь, ей холодно? (да). Что же произошло, и почему ёлочка без шубки? Смотри, здесь какой-то сундучок. Давай посмотрим, что в нём. Странно, он не открывается. Здесь какая-то записка (на сундучке записка от Зимушки - зимы)

"Помогите, пожалуйста, ёлочке вернуть её снежную шубку. Все снежинки зимняя вьюга спрятала в волшебный сундучок, который откроется только тогда, когда будут выполнены задания вьюги. Цветные круги на ёлочке подскажут тебе, какие задания нужно выполнять"

2. Дыхательная гимнастика.

        Сними с ёлочки круг, на котором изображена грустная снежинка. Что изображено на обороте (мальчик и девочка дуют на вату). Что же нам предстоит выполнять? (дыхательные упражнения).

упражнение "Нос и рот" (выполняется стоя у ёлочки по карточкам для дифференциации ротового и носового дыхания):

- вдох носом - выдох широко открытым ртом

- вдох ртом - выдох ртом

- вдох носом - выдох носом

- вдох носом - выдох ртом

(каждое упражнение выполняется по 5 раз)

- упражнение "Снежный сугроб" (используется ёмкость с водой, в которую добавлена жидкость для мытья посуды, упражнение выполняется сидя). Это упражнение нам помогут выполнить трубочки. Сначала выбери самую большую трубочку, которая тебе понравилась. Сделай вдох носом и подуй в трубочку, следи, чтобы не раздувались щёки. У тебя получится "Снежный сугроб" (затем выбирается трубочка меньшего диаметра. заключительной является трубочка необычной конфигурации). Молодец, смотри какой большой снежный сугроб.

        

3. Артикуляционные упражнения на активизацию мягкого нёба.

Сними круг, у которого ниточка не похожа на все остальные. Как ты думаешь, какое здесь задание приготовила вьюга? (глотание воды, звуковые песенки)

- покашливание "Горлышко заболело" (покашливание с высунутым языком, 2-3 раза на одном выдохе, рот широко открыт, затем покашливание с убранным в рот языком. При покашливании необходимо сдуть ватку с ладони).

- глотание капель воды (используется пипетка, чашечка) "Погрейся"

Я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими капельками, а ты будешь её проглатывать маленькими глоточками (используется теплая кипяченая вода). Далее вода льётся ребенку на язык из маленькой чашечки, чтобы глотки осуществлялись один за другим.

- "песенки зверей" АЭОУ (волк, ёж, заяц): повторение сочетаний гласных звуков низким, средним и высоким голосом; слитно, на мягкой атаке.

        

4. Артикуляционная гимнастика (упражнения для челюстей, губ, щек и языка).

Следующим сними  круг, на котором три геометрические фигуры. Какие фигуры изображены? (квадраты).

Посмотри, что нарисовано на обратной стороне (дети выполняют упражнения язычком). Как ты думаешь, каким будет следующее задание? (артикуляционная гимнастика для язычка).

Гимнастику нам помогут выполнять картинки, которые лежат на столе. ты будешь переворачивать картинки одна за другой и выполнять указанные там упражнения. Упражнения выполняются сидя, используется настольное зеркало.(педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными строками)

        упражнения для нижней челюсти

Чтобы четко говорить,

Нужно с челюстью дружить.

И уметь ей управлять

Очень часто разминать

Влево, вправо и вперёд,

Вниз и всё наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,

Опусти её опять.

А потом приподними,

Влево, вправо отведи

И на место возврати.

Наша челюсть нижняя

Очень уж подвижная

Птенчик - ритмично открывать и закрывать рот.

Обезьянка - челюсть вниз, язык максимально выдвинуть к подбородку.

Силач - ребёнок открывает рот с сопротивлением (рука педагога находится под челюстью)

"Окошко"

Язычок проветривает домик, открыл широко окошко.

"Заборчик"

За высокий наш забор

Не залезет хитрый вор

"Хоботок"

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

"Толстячок" - "Худышка"

Раздул щёки толстячок

Наш весёлый хомячок

"Футбол" (попеременно надувать щеки)

Одну щёчку надуваем

Воздух мы перегоняем.

"Чистим зубки"

Чищу зубки, чищу зубки,

Чтоб сверкали и блестели,

Никогда чтоб не болели.

"Горка"

С горки съехать не боюсь,

Потому что я не трус.

"Иголочка"

Язычок мой ,как иголка,

А иголка очень колка.

"Вкусное варенье"

Ел я вкусное варенье -

Это было наслажденье.

"Чашечка"

Язык в чашечку превращается

И водичкой наполняется

"Лошадка"

Я - лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

"Грибок"

Я в лесок пошел,

И грибок нашел.

Пять грибочков я набрал

Быстро к дому побежал.

"Гармошка"

На гармошке я играю,

Никогда не унываю,

Никогда не унываю.

Десять раз подряд сыграю,

А потом и отдыхаю.

5. Автоматизация звука (ш).

        Следующим сними круг, на котором изображен снеговик. Кто изображён на оборотной стороне? (змейка). А какой звук у неё самый любимый? (ш). Как ты думаешь, с каким звуком мы поиграем? (со звуком (ш)).

 Давай вспомним, как мы произносим звук (ш). Что делают губы? (выдвинуты вперёд и округлены) Где находится язычок? (вверху в форме "чашечки"). Как расположены зубы? (между ними небольшое расстояние). Какой воздух мы ощущаем? (тёплый).

Развитие фонематического слуха.

Упражнение "Ловишки" (педагог произносит различные фонемы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (ш): ф, с, м, ш, в, н, ш, к, д, ш; са, ма, ша, но, ко, шо, шо, ву, ду, ту, шу; шапка, кот, кошка, сушка, хвост.

Упражнение "Лес шумит".

Давай вспомним, где живут елочки? (в лесу). В лесу очень много высоких деревьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят:"Ш-ш-ш". "Шуми ветерок" - ребенок разводит руки в стороны и равномерно машет ими, одновременно произнося: "Ш-ш-ш".

Ша-шу-ша, ше-ша-шу, ши-шо-ши, ша-ши-шо

Пройди по дорожке между верхушек елок и покажи, как шумит ветер. Пройди еще раз по дорожке и возле каждой елочки произнеси слог.

Проговаривание слогов: шшша, шшшо, шшшу, шшши, шшше.

Игра "Добавлялки" (с мячом). У девочки Маши, которой ты помогла выбрать одежду, есть много друзей. Как их зовут ты сейчас узнаешь. Я буду начинать слово, а ты будешь заканчивать слогом ША и называть полностью имя (Да(ша), Ната (ша), Ксю (ша), Са(ша), Катю (ша), Ми (ша)

Автоматизация звука (ш) в словах .

упражнение "Лабиринт". Проведи Машу до Мишки, чётко произноси звук (ш) в названиях картинок. Выбери любой камешек и с помощью него называй картинки.(назвать слова).

6. Зрительная гимнастика "Белые снежинки" 

        Следующий круг тот, на котором одна геометрическая фигура. Как называется фигура (треугольник). Что там изображено? (глаза). Как ты думаешь, что необходимо выполнить? (гимнастику для глаз). Правильно. Ты много рассматривала картинок, нужно глазкам отдохнуть. Помни, следить за снежинками нужно только глазами, голова должна быть неподвижна (ребёнок стоит напротив экрана и следит за снежинками)

7. Массаж рук в сочетании с автоматизацией звука (ш)

        Следующий круг последний. Что на нем изображено? (весёлая снежинка). Что там изображено на обратной стороне (руки). Как ты думаешь, какое будет задание? (упражнения для пальчиков).

С чем бы ты хотела поиграть: шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок? (ребёнок выбирает).

Су-джок

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катать шарик между ладонями)

Он по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно: да, да, да. (катать мяч по пальцам)

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь. (пускать по столу, ловить подушечками пальцев).

Коврик "Травка"

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить (ладони гладят по коврику по направлению к себе).

"Шишка" (ребёнок крутит шишку в руках в разных направлениях)

Шишку я в руках катаю

С шишкой я сейчас играю.

Колется не больно,

Очень я  довольна.

Шишку катаю, слова повторяю (шайба, шуба, шахматы, шампунь, Маша, каша, лапша, шина, шипы)

В зависимости от материала, который выберет ребёнок проводится дополнительно упражнение "Повторялки" (пальцы шагают по коврикам, катают шишку или су-джок, а ребёнок повторяет слова тройками: шапка - шуба - шахматы, шина - каша - Маша, Даша - шайба - шипы и т.п.)

9. Итог. Рефлексия.

        Все круги  ты с ёлки сняла, все задания выполнены. Посмотрим, откроется ли сундучок? (открываем сундучок). Получилось. Вот и снежинки. Теперь можно укрыть ёлочку шубкой, чтоб она не замерзла (педагог и ребёнок вешают снежинки на ёлочку). Посмотри, здесь внизу что-то лежит (конфета "Раффаэлло" и записка). Веронике от Зимушки - зимы: "За доброе сердце и помощь ёлочке"  сладкий маленький снежок - конфета).

Тебе понравилось играть? Какой звук мы повторяли? Что тебе понравилось больше всего? Что было самым трудным?

На этом наше занятие закончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация "Дифференциация звуков Р - Л"

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация "Дифференциация звуков Р - Л"...

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности в области коммуникации "Дифференциация звуков Р-Л"

Представленный конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков "р-л" содержит игровые приемы и упражнения в сочетании с совершенствованием лексико-грамматического строя речи.Данный материал ...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [л] "Лунтик идёт в гости"

Конспект занятия предназначен для индивидуальной работы по автоматизации звука [л] в различных позициях и с различным по сложности речевым материалом. Данный вид занятий используется мной на последних...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по постановки звука (Р) образовательные области "Коммуникация" "Здоровье"

Проводится работа с ребёнком "Постановка звука (р)"  Используются разные приёмы: показ, повтор, разучивание правильной артикуляции....

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения по теме “ Звук [p]”.

Данный конспект можно использовать при коррекции звукопроизношения на логопункте и логопедических группах в детском саду и на логопункте в общеобразовательных школах....

Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами"

Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами". В ходе заняти...