Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами". В ходе занятия в гости приходит тигренок, который сопровождает ребенка до конца НОД...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ind_nod.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [р] в прямых слоговых рядах и словах с Машей (подготовительная к школе группа)
Программное содержание:
1)Коррекционно-образовательные
Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р].
Учить правильно произносить звук [р] в прямых слогах и в словах с этими слогами.
Закрепить умение определять место звука [Р] в словах с помощью ИКТ - технологий.
Научиться определять количество слогов в словах со звуком [Р].
2) Коррекционно-развивающие
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, развитие фонематического восприятия. Овладение грамматическими категориями словоизменения. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук. Развитие зрения путем использования здоровьесберегающей технологии (гимнастики для глаз).
3) Коррекционно-воспитательные
Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям, стремления овладеть правильной речью, желания правильно говорить, доброжелательности, воспитывать навыки организованного поведения.
Оборудование: Зеркало, игрушка тигр, комплекс артикуляционной гимнастики на звук [Р], кусочек ваты для дыхательной гимнастики «фокус», профиль артикуляции звука [Р], Буква Р, картинка «Бабочка», предметные картинки на звук [Р], картинка - лабиринт с машинами, «портрет тигра», игра «Логический поезд», компьютерная игра «Поезд» (Логопедическая программа «Игры для Тигры»).
Ход занятия.
Орг. момент. Сегодня к нам на занятие придет гость, отгадай загадку и узнаешь, кто это.
Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый.
Озорной, ну как котенок, а зовут его … (Тигренок)
- Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет. Он приготовил тебе много разных заданий.
Подготовительная часть.
1.Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить? Да, надо подготовить наши губы и язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.
- «Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка».
2. Упражнение на дыхание «Фокус».
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй ваточку с носика.
3. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
4. Характеристика звука
- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый). Да, это звук бывает и твердым, и мягким. Сегодня мы с тобой будем говорить о твердом звуке [Р].
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] - согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р. Связь звука с буквой.
- Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
5. Пальчиковая игра «Тигренок глупыш» с прищепками. Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
Кусается больно тигренок-глупыш Он думает это не палец, а мышь. Но я же с тобою играю, глупыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» | Прищепками поочередно «кусаем» пальцы сначала левой руки, а потом правой руки. |
6. Упражнение на развитие речевого дыхания «Едем на машине». Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях. Он предлагает тебе задание: помочь водителю спортивной машины проехать по дороге от старта до финиша. Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательной, проведи сначала пальчиком по дорожке, а затем — карандашом, повторяя: «р-р-р-р-р». Молодец.
7. Теперь поиграем в игру «Бабочка». Бабочка перелетает с цветочка на цветочек и повторяет вместе с тигрёнком слоги и слова, выделяя звук [р]:
Ра-ра-ра – радуга, рана, работа;
Ру-ру-ру – ручка, рубль, рубашка;
Ро-ро-ро – роза, робот, Рома;
Ры-ры-ры – рыба, рысь, рыбак и т.д.
8. Физкультминутка. Упражнение «Заведем машину». Давай немного поиграем, вставай из-за стола. Координация речи с движением.
- У нашего Тигренка сломалась машина.
- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Сначала тихо: (р-р-р-р).
- Громко: (р-р-р-р).
- Очень громко: (р-р-р-р).
- Тихо: (р-р-р-р).
- Громко: (р-р-р-р).
- Молодец! Грузовик Тигренка завелся.
9. Игра «Поезд» (на ноутбуке программа «Игры для тигры»). Сейчас с тобой будем определять место звука [Р] в словах: в начале, середине или в конце стоит данный звук. Если правильно отвечаешь, Тигренок соглашается – молчит, если ошибка (говорит, что неверно). Начинаем…
10. Гимнастика для глаз «Следи за Тигренком». Наш тигренок разыгрался. Сейчас мы следим за ним только глазками, голова не поворачивается.
11. Игра «Поезд» (Слоговая структура слов) Тигренок к нам приехал на поезде. Поезд не простой, он везет только слова со звуком [Р]. У поезда и вагоны не простые, посмотри. В первом вагоне едут слова с одной частью, во втором вагоне – с двумя частями, в третьем вагоне – с тремя частями. Посмотри, перед тобой картинки со звуком [Р], давай попробуем отгадать. Как мы будем делить слова на части? Будем хлопать на каждый слог. Картинки: рыба, радуга, рак, роза, рубашка, рот, пирамидка, ромашка.
12. Игра «Скажи наоборот».
- Наш Тигренок очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты скажешь противоположное слово, например, медленный - быстрый.
Веселый — грустный, сухой — мокрый, длинный — короткий, злой — добрый, новый — старый, плохой — хороший, левый — правый.
Итог занятия.
Молодец. Мы хорошо потрудились. Тигренок очень доволен тобой. О каком звуке мы сегодня говорили? Что нового ты сегодня узнала на занятии?
- Маша, ты сегодня научилась красиво и правильно говорить звук [р] в слогах и словах.
Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной. Ты можешь раскрасить его дома.
И еще Маша получает смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...
Конспект индивидуального сюжетно-тематического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального сюжетно-тематического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Л "Приключения Колобка"...
Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности №2 «Закрепление правильного произношения звука «Л» в слогах, словах, предложениях и скороговорках» с детьми-дизартриками
Автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях....
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях и в тексте»
Автоматизация звука "С" в согах, словах, предложениях и в тексте....
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Цель: коррекция и формирование познавательных возможностей ребенка.З...