Главные вкладки

    Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
    план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему

    Салахова Светлана Алексеевна
    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Актуальность выбора сказки как языкового материала для развития речи определяется той уникальной ролью, которую играет сказка в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память,внимание, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, русская народная сказка служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению( добро,любовь, согласие, взаимовыручка), а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в сказку «Царевна -лягушка»» рассчитан на обучающихся подготовительной группы, имеющих нарушения лексико- грамматического строя речи, обусловленные  ФФНР.
    Цель:  Развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Коррекция лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ФФНР.
    Задачи:
    Образовательные:  Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). 
    Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
    Совершенствовать навык звукового анализа слов.
    Совершенствовать навык составления предложений ,описательного и цепного рассказа по опорным схемам.
     
    Коррекционно- развивающие : Формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Развивать внимание, память, наглядно- действенное мышление, зрительное внимание ,слуховое внимание , конструктивный праксис. Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением). Развивать восприятие детей с помощью тактильных, зрительных,рече-слуховых, рече-двигательных анализаторов.
    Воспитательные:  Воспитывать у детей самоконтроль за речью. 
    Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми . Воспитывать бережное отношение к животным. 
    Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Воспитывать интерес к художественной литературе.
    Оздоровительные:
    Развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, , упражнений, активизирующих мозговую деятельность.
    Материалы демонстрационные: мультимедийная презентация ; раздаточные: цветные палочки, массажные шарики су-джоки, кусочки различного материала, карточки с артикуляционной гимнастикой, «волшебный» клубок.
    Форма проведения: групповая.
     Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов,составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка»

    Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    с ФФНР

    Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

    Интеграция образовательных областей:

    • Познание
    • Коммуникация
    • Здоровье
    • Ознакомление с художественной литературой
    • Музыка
    • Физическая культура

    Авторская разработка Салаховой Светланы Алексеевны

    учителя-логопеда МДОУ № 6 «Ягодка»

    февраль, 2013 год


    Вступительное слово

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Актуальность выбора сказки как языкового материала для развития речи определяется той уникальной ролью, которую играет сказка в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память,внимание, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, русская народная сказка служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению( добро,любовь, согласие, взаимовыручка), а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в сказку «Царевна -лягушка»» рассчитан на обучающихся подготовительной группы, имеющих нарушения лексико- грамматического строя речи, обусловленные  ФФНР.

    Цель:  Развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Коррекция лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ФФНР.

    Задачи:

    Образовательные:  Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

    Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Совершенствовать навык звукового анализа слов.

    Совершенствовать навык составления предложений ,описательного и цепного рассказа по опорным схемам.

    Коррекционно- развивающие : Формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Развивать внимание, память, наглядно- действенное мышление, зрительное внимание ,слуховое внимание , конструктивный праксис. Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением). Развивать восприятие детей с помощью тактильных, зрительных,рече-слуховых, рече-двигательных анализаторов.

    Воспитательные:  Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми . Воспитывать бережное отношение к животным. 

    Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Воспитывать интерес к художественной литературе.

    Оздоровительные:

    Развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, , упражнений, активизирующих мозговую деятельность.

    Материалы демонстрационные: мультимедийная презентация ; раздаточные: цветные палочки, массажные шарики су-джоки, кусочки различного материала, карточки с артикуляционной гимнастикой, «волшебный» клубок.

    Форма проведения: групповая.

     Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов,составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».

    Этапы и последовательность НОД

    Организационный момент

    /Установление эмоционального контакта/Логопед:

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться:

    - Доброе утро!

    Доброе утро солнцу и птицам.

    Доброе утро улыбчивым лицам.

    И каждый становится

    Добрым , доверчивым,

    Доброе утро длится до вечера!

    Логопед: Доброе утро,ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня!Давайте всем пожелаем доброго утра!

    Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!

    Становитесь дружно в круг!

    Я — твой друг ,и ты — мой друг,

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Посмотрю на ваши лица,

    С кем бы мне здесь подружиться?

    Меня зовут — Светлана, первый звук в моем имени с, последний а, а вас как зовут? Представьтесь,пожалуйста, назовите свое имя, назовите 1-й и последний звук в своем имени.

    Самомассаж перед выполнением артикуляционной гимнастики

    А теперь, “слепим” хорошее настроение 

    Ручки растираем и разогреваем,

    И лицо теплом своим мы умываем,

    Грабельки сгребают все плохие мысли,

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

    Их вперед сгибаем.

    Тянем вниз за мочки,

    А потом походим пальцами по щечкам,

    Щечки разминаем, чтобы надувались,

    Губки разминаем,чтобы улыбались!

    Сообщение темы

    Ребята, а вы любите сказки ? (дети отвечают). А какие сказки вы знаете? У нас сегодня необычное занятие!Я приглашаю вас в сказку «Царевна-лягушка».

    А для того, чтобы нам попасть в сказку, выполним сказочную гимнастику и вспомним сказочных героев:

    Артикуляционная гимнастика под музыку «В гостях у сказки»

    Если вы не так уж боитесь Кощея (Лягушка-слоник)
    Или Бармалея и Бабу Ягу,
    Приходите в гости к нам поскорее,(Лошадка)
    Там, где зеленый дуб на берегу. (Грибок)

    Там гуляет черный котище ученый,( Киска сердится)
    Пьет он молоко и не ловит мышей,(Киска лакает молоко)
    Это настоящий кот говорящий, ( Чашечка)
    А на цепи сидит Горыныч-змей. (Змея)

    Приходите в гости к нам, (Вкусное варенье)
    Поскорей

    Приходите в гости к нам!
    Кот про все расскажет вам, (Месим тесто)
    Потому что он видел все сам.
    Ах, как тихо и темно! (Часики)
    Ах, как чудно и чудно!
    Ах, как страшно и смешно, (Качели)
    Зато в конце все будет хорошо! (Улыбка)

    (Слайд 1)

    Логопед:

    Слышите, звучит музыка? Мы в волшебной сказке. (Звучит музыка «В гостях у сказки»»)

    Вот только никто нас не встречает… Позовем сказочных героев? Как в лесу зовут друг друга?

    Игра «Эхо» Развитие просодической стороны речи

    - Мы будем ходить по лесу и кричать «Ау! ». Мальчики будут кричать громко, а девочки- эхом тихо… (3 раза) . А теперь наоборот.

    (Слайд 2)

    Встреча с Иваном Царевичем

    Логопед:

    Посмотрите, кто появился на наше «Ау»? Дети: Это Иван Царевич.

    Логопед: А где же его стрелы?

    (Ответы детей.)

    А зачем ему стрелы, что он будет делать?

    (Ответы детей.)

    Логопед:Ага, понятно! Это злой Кощей Бессмертный похитил стрелы, чтобы Иван Царевич не нашел царевну- лягушку , и она так и осталась жить в болоте.

    Что же делать?

    Дети:

    Нам надо помочь Ивану Царевичу и сделать ему новые стрелы, и тогда он найдет свою невесту.

    (Слайд 3)

    Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, восприятия , мелкой моторики

    Логопед:Правильно!Давайте соберем стрелы из палочек.Только посмотрите, стрелы могут быть разными, пусть каждый из вас сделает ту стрелу, которая ему больше всего понравится. Молодцы!

    ( Слайд 4)

    Встреча с лягушкой

    Логопед:

    Взял Иван стрелу, вышел в чистое поле, натянул лук и выстрелил. Стрела поднялась и улетела в болото.

    Увидел Иван, что стрела попала к лягушке и говорит:

    - Как же я возьму в жены лягушку?

    - А лягушка отвечает:

    - Выполнишь мои задания, тогда я в красну девицу превращусь!

    ( Слайд 5)

    Развитие лексико-грамматического строя речи ( образование относительных прилагательных от существительных)

    ЛогопедА теперь задания Царевны- лягушки .Давайте поиграем в игру «Посели лягушку по месту обитания».

    - Как называется лягушка, которая живет в болоте? (болотная).

    - Как называется лягушка, которая живет в траве? (травяная).

    - А как называется лягушка, которая живет в воде? (водяная),

    - В пруду? ( прудовАя) .

    - В озере? (озерная). 

    ( Слайд 6)

    Составление предложений (развитие связной речи)

    Логопед: Следующее задание Царевны- лягушки-составить предложение со словом лягушка.

    (Слайд 7)

    Рассказывание о животном по алгоритму (развитие связной речи)

    Логопед: Царевна лягушка дает следующее задание: рассказать о ней по этой схеме. Иди, Алеша. Ребята, кто хочет дополнить рассказ Алеши?

    (Слайд 8)

    Логопед: Последнее задание. Давайте поиграем в игру

    «Найди лягушечью кожу ».

    Ребенку дается в руки кусочек кожаного материала. Он с открытыми глазами ощупывает и с помощью тактильных ощущений запоминает поверхность. Затем этот кусочек смешивается с другими кусочками различного материала и ребенок с закрытыми глазами должен отыскать среди них «лягушечью кожу».

    (Слайд 9)

    Встреча с Василисой Премудрой

    Логопед: Вот и скинула лягушка свою кожу , и вышла из нее Василиса Премудрая - такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

    Упражнение на развитие эмоциональной сферы

    Выходите ко мне! Давайте покажем, как удивились все в царском дворце, увидев Василису Премудрую.

    (Слайд 10)

    Пересказ эпизода сказки (развитие связной речи)

    Логопед: Ребята, кто расскажет, что же случилось дальше? Пересказ детей:

    Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приехала Василиса-Премудрая, увидела, что нет кожи, запечалилась и говорит "Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Подождал бы немножко, я бы всею твоею была; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея-Бессмертного!"

    (Слайд 11)

    Логопед:
    Тут сверкнула молния, прогремел гром, подул сильный ветер, подхватил Василису и унес в Кощеево царство.

    Дыхательная гимнастика «"Ветер" (музыка ветра)
    Логопед:

    Загоревал Иван – Царевич, да делать нечего. Снарядился, взял лук да стрелы, и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

    Упражнение на развитие эмоциональной сферы

    Покажите, как огорчился Иван-царевич, какое печальное лицо у него стало. А теперь горько и глубоко вздохните. Посмотрите, как все тело сразу ослабло, опустились плечи, руки.

    ( Слайд 12)

    Встреча с Бабой Ягой

    Долго ли, коротко ли, пришел он к избушке на курьих ножках. Выходит из нее Баба-Яга, костяная нога и спрашивает: "Гой еси, добрый молодец, зачем пожаловал?" Царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису-Премудрую.
    "А, знаю!"- говорит Баба-Яга. - Она теперь у Кощея-Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: вот карта , если ее разгадать, то узнаешь, , где находится Кощеева смерть

    Логопед:

    Поможем Ивану -царевичу разгадать, где находится Кощеева смерть, чтобы он смог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

    (Слайд 13)

    Составление цепного текста с применением мнемотехники (развитие связной речи)

    Логопед:Что же это за карта такая мудреная?Что за предметы на ней? Где же искать Кощееву смерть?

    Дети:

    Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук висит на высоком дубе.

    (Слайд 14)

    Физкультминутка

    Логопед: Отправляемся на поиски дуба, и поможет нам волшебный клубок .Итак, повторяем за мной:

    Ты катись, катись, клубок, ( вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)

    Приведи ты нас в лесок, (машем вытянутыми руками над головой)

    Там высокий дуб стоит,( тянем руки вверх, стоя на носочках)

    А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо )

    Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)

    Нас увидел- убежал, (прыжки)

    В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)

    И яичко стерегла.(соединяем пальцы рук в щар)

    Мы яичко разобьем,(стучим кулачками)

    Смерть Кощееву найдем!( хлопаем в ладоши над головой)

    (Слайд 15)

    Логопед: А вот и дуб, а на дубе сундук, а в сундуке утка, а в утке яйцо!

    Пальчиковая гимнастика с применением су-джока.

    Ребята, давайте представим, что у нас в руках яйцо, в котором кроется Кощеева смерть!

    Произнесем вместе с Иваном волшебное заклинание:

    Я яйцо держу в руке,

    Зажимаю в кулаке,

    Опускаю, зажимаю,

    И в ладонях покатаю.

    Из руки в руку переложу,

    И Василису освобожу.

    Финал (Слайд 16)

    Так и Иван Царевич Иван-царевич : переложил яйцо из руки в руку - Кощея-Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще из руки в руку перекладывать: перекладывал, перекладывал, а затем смял его в ладони. Вспомните заключительные слова сказки.

    Дети: Задрожал Кощей, чует,чует смерть его пришла .Сломал Иван-Царевич иглу, и рассыпался Кощей Бессмертный, как-будто его и не было.

    Логопед: Так добро победило зло.

    Вышла тут к Ивану – царевичу Василиса Премудрая. Воротились они в свое  царство – государство на ковре-самолете и стали жить в любви и согласии.

    (Слайд 14)

    Гимнастика для глаз

    Логопед: Вот мы и заканчиваем путешествие в сказку. Я говорю волшебные слова :

    Мы глазами повращаем.

    И немножко поморгаем,

    Посмотрели вверх и вниз,

    И на носик покосись,

    Глазки широко раскроем,

    И все дружно их закроем

    Закрываем мы глаза,

    Представляем чудеса.

    - Кто царевну,

    - Кто лягушку,

    - Кто дворец, а кто избушку,

    А сейчас откроем глазки

    Вот и  вышли мы из сказки.

    Рефлексия

    Ребята, вы прекрасно справились со всеми трудностями и

    помогли освободить царевну из темницы. Как вы думаете, почему вам это

    удалось? Чему каждый из вас научился? Я очень довольна вашими ответами. Вы все следили за своей речью, старались правильно произносить звуки, грамотно составлять предложения.

    Ведь сегодня нам это нужно, чтобы хорошо заниматься в детском саду, а завтра, – чтобы хорошо учиться в школе. А на прощание от меня вам — сюрприз (сладкое угощение).

    Список использованных источников

    1. М.В.Тихонова «Знакомство с русским народным творчеством»

    2. Шипицина Л. М., Нилова Т. А.. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»

    3. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

    4. Т. В. Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

    5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

    6. В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

    7.Н.С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

    8 .Н. М. Быкова. Игры и упражнения  для развития речи.

    9.Т.С. Ерошина. Пальчиковая игра тренинг. Логопед 2007 № 4 с.37

    10.Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.-

    Логопед 2004 № 6 с. 78 - 82.

    11.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

    12.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий», Москва, ТЦ «Сфера», 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

    Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

    Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

    Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Лимерик сочини – царевну рассмеши!»...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности психолога с детьми старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения , используемые в НОД направленны на  на преодоление негативного эмоцион...

    Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Труд взрослых в родном городе».

    Продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»

    Конспект  тематического занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста. В данном конспекте использованы такие виды работы с детьми как ориентировка на листе бумаги, работа с графами и сче...

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

    Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...