Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему

Салахова Светлана Алексеевна
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Актуальность выбора сказки как языкового материала для развития речи определяется той уникальной ролью, которую играет сказка в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память,внимание, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, русская народная сказка служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению( добро,любовь, согласие, взаимовыручка), а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в сказку «Царевна -лягушка»» рассчитан на обучающихся подготовительной группы, имеющих нарушения лексико- грамматического строя речи, обусловленные  ФФНР.
Цель:  Развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Коррекция лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ФФНР.
Задачи:
Образовательные:  Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). 
Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Совершенствовать навык составления предложений ,описательного и цепного рассказа по опорным схемам.
 
Коррекционно- развивающие : Формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Развивать внимание, память, наглядно- действенное мышление, зрительное внимание ,слуховое внимание , конструктивный праксис. Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением). Развивать восприятие детей с помощью тактильных, зрительных,рече-слуховых, рече-двигательных анализаторов.
Воспитательные:  Воспитывать у детей самоконтроль за речью. 
Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми . Воспитывать бережное отношение к животным. 
Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оздоровительные:
Развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, , упражнений, активизирующих мозговую деятельность.
Материалы демонстрационные: мультимедийная презентация ; раздаточные: цветные палочки, массажные шарики су-джоки, кусочки различного материала, карточки с артикуляционной гимнастикой, «волшебный» клубок.
Форма проведения: групповая.
 Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов,составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка»

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

с ФФНР

Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Музыка
  • Физическая культура

Авторская разработка Салаховой Светланы Алексеевны

учителя-логопеда МДОУ № 6 «Ягодка»

февраль, 2013 год


Вступительное слово

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Актуальность выбора сказки как языкового материала для развития речи определяется той уникальной ролью, которую играет сказка в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память,внимание, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, русская народная сказка служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению( добро,любовь, согласие, взаимовыручка), а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в сказку «Царевна -лягушка»» рассчитан на обучающихся подготовительной группы, имеющих нарушения лексико- грамматического строя речи, обусловленные  ФФНР.

Цель:  Развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Коррекция лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ФФНР.

Задачи:

Образовательные:  Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Совершенствовать навык звукового анализа слов.

Совершенствовать навык составления предложений ,описательного и цепного рассказа по опорным схемам.

Коррекционно- развивающие : Формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Развивать внимание, память, наглядно- действенное мышление, зрительное внимание ,слуховое внимание , конструктивный праксис. Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением). Развивать восприятие детей с помощью тактильных, зрительных,рече-слуховых, рече-двигательных анализаторов.

Воспитательные:  Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми . Воспитывать бережное отношение к животным. 

Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оздоровительные:

Развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, , упражнений, активизирующих мозговую деятельность.

Материалы демонстрационные: мультимедийная презентация ; раздаточные: цветные палочки, массажные шарики су-джоки, кусочки различного материала, карточки с артикуляционной гимнастикой, «волшебный» клубок.

Форма проведения: групповая.

 Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, изучение схем составления описательных рассказов,составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему, словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».

Этапы и последовательность НОД

Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым , доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Логопед: Доброе утро,ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня!Давайте всем пожелаем доброго утра!

Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!

Становитесь дружно в круг!

Я — твой друг ,и ты — мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут — Светлана, первый звук в моем имени с, последний а, а вас как зовут? Представьтесь,пожалуйста, назовите свое имя, назовите 1-й и последний звук в своем имени.

Самомассаж перед выполнением артикуляционной гимнастики

А теперь, “слепим” хорошее настроение 

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем.

Тянем вниз за мочки,

А потом походим пальцами по щечкам,

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем,чтобы улыбались!

Сообщение темы

Ребята, а вы любите сказки ? (дети отвечают). А какие сказки вы знаете? У нас сегодня необычное занятие!Я приглашаю вас в сказку «Царевна-лягушка».

А для того, чтобы нам попасть в сказку, выполним сказочную гимнастику и вспомним сказочных героев:

Артикуляционная гимнастика под музыку «В гостях у сказки»

Если вы не так уж боитесь Кощея (Лягушка-слоник)
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,(Лошадка)
Там, где зеленый дуб на берегу. (Грибок)

Там гуляет черный котище ученый,( Киска сердится)
Пьет он молоко и не ловит мышей,(Киска лакает молоко)
Это настоящий кот говорящий, ( Чашечка)
А на цепи сидит Горыныч-змей. (Змея)

Приходите в гости к нам, (Вкусное варенье)
Поскорей

Приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам, (Месим тесто)
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно! (Часики)
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно, (Качели)
Зато в конце все будет хорошо! (Улыбка)

(Слайд 1)

Логопед:

Слышите, звучит музыка? Мы в волшебной сказке. (Звучит музыка «В гостях у сказки»»)

Вот только никто нас не встречает… Позовем сказочных героев? Как в лесу зовут друг друга?

Игра «Эхо» Развитие просодической стороны речи

- Мы будем ходить по лесу и кричать «Ау! ». Мальчики будут кричать громко, а девочки- эхом тихо… (3 раза) . А теперь наоборот.

(Слайд 2)

Встреча с Иваном Царевичем

Логопед:

Посмотрите, кто появился на наше «Ау»? Дети: Это Иван Царевич.

Логопед: А где же его стрелы?

(Ответы детей.)

А зачем ему стрелы, что он будет делать?

(Ответы детей.)

Логопед:Ага, понятно! Это злой Кощей Бессмертный похитил стрелы, чтобы Иван Царевич не нашел царевну- лягушку , и она так и осталась жить в болоте.

Что же делать?

Дети:

Нам надо помочь Ивану Царевичу и сделать ему новые стрелы, и тогда он найдет свою невесту.

(Слайд 3)

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, восприятия , мелкой моторики

Логопед:Правильно!Давайте соберем стрелы из палочек.Только посмотрите, стрелы могут быть разными, пусть каждый из вас сделает ту стрелу, которая ему больше всего понравится. Молодцы!

( Слайд 4)

Встреча с лягушкой

Логопед:

Взял Иван стрелу, вышел в чистое поле, натянул лук и выстрелил. Стрела поднялась и улетела в болото.

Увидел Иван, что стрела попала к лягушке и говорит:

- Как же я возьму в жены лягушку?

- А лягушка отвечает:

- Выполнишь мои задания, тогда я в красну девицу превращусь!

( Слайд 5)

Развитие лексико-грамматического строя речи ( образование относительных прилагательных от существительных)

ЛогопедА теперь задания Царевны- лягушки .Давайте поиграем в игру «Посели лягушку по месту обитания».

- Как называется лягушка, которая живет в болоте? (болотная).

- Как называется лягушка, которая живет в траве? (травяная).

- А как называется лягушка, которая живет в воде? (водяная),

- В пруду? ( прудовАя) .

- В озере? (озерная). 

( Слайд 6)

Составление предложений (развитие связной речи)

Логопед: Следующее задание Царевны- лягушки-составить предложение со словом лягушка.

(Слайд 7)

Рассказывание о животном по алгоритму (развитие связной речи)

Логопед: Царевна лягушка дает следующее задание: рассказать о ней по этой схеме. Иди, Алеша. Ребята, кто хочет дополнить рассказ Алеши?

(Слайд 8)

Логопед: Последнее задание. Давайте поиграем в игру

«Найди лягушечью кожу ».

Ребенку дается в руки кусочек кожаного материала. Он с открытыми глазами ощупывает и с помощью тактильных ощущений запоминает поверхность. Затем этот кусочек смешивается с другими кусочками различного материала и ребенок с закрытыми глазами должен отыскать среди них «лягушечью кожу».

(Слайд 9)

Встреча с Василисой Премудрой

Логопед: Вот и скинула лягушка свою кожу , и вышла из нее Василиса Премудрая - такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Упражнение на развитие эмоциональной сферы

Выходите ко мне! Давайте покажем, как удивились все в царском дворце, увидев Василису Премудрую.

(Слайд 10)

Пересказ эпизода сказки (развитие связной речи)

Логопед: Ребята, кто расскажет, что же случилось дальше? Пересказ детей:

Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приехала Василиса-Премудрая, увидела, что нет кожи, запечалилась и говорит "Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Подождал бы немножко, я бы всею твоею была; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве - у Кощея-Бессмертного!"

(Слайд 11)

Логопед:
Тут сверкнула молния, прогремел гром, подул сильный ветер, подхватил Василису и унес в Кощеево царство.

Дыхательная гимнастика «"Ветер" (музыка ветра)
Логопед:

Загоревал Иван – Царевич, да делать нечего. Снарядился, взял лук да стрелы, и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Упражнение на развитие эмоциональной сферы

Покажите, как огорчился Иван-царевич, какое печальное лицо у него стало. А теперь горько и глубоко вздохните. Посмотрите, как все тело сразу ослабло, опустились плечи, руки.

( Слайд 12)

Встреча с Бабой Ягой

Долго ли, коротко ли, пришел он к избушке на курьих ножках. Выходит из нее Баба-Яга, костяная нога и спрашивает: "Гой еси, добрый молодец, зачем пожаловал?" Царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису-Премудрую.
"А, знаю!"- говорит Баба-Яга. - Она теперь у Кощея-Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: вот карта , если ее разгадать, то узнаешь, , где находится Кощеева смерть

Логопед:

Поможем Ивану -царевичу разгадать, где находится Кощеева смерть, чтобы он смог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

(Слайд 13)

Составление цепного текста с применением мнемотехники (развитие связной речи)

Логопед:Что же это за карта такая мудреная?Что за предметы на ней? Где же искать Кощееву смерть?

Дети:

Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук висит на высоком дубе.

(Слайд 14)

Физкультминутка

Логопед: Отправляемся на поиски дуба, и поможет нам волшебный клубок .Итак, повторяем за мной:

Ты катись, катись, клубок, ( вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)

Приведи ты нас в лесок, (машем вытянутыми руками над головой)

Там высокий дуб стоит,( тянем руки вверх, стоя на носочках)

А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо )

Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)

Нас увидел- убежал, (прыжки)

В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)

И яичко стерегла.(соединяем пальцы рук в щар)

Мы яичко разобьем,(стучим кулачками)

Смерть Кощееву найдем!( хлопаем в ладоши над головой)

(Слайд 15)

Логопед: А вот и дуб, а на дубе сундук, а в сундуке утка, а в утке яйцо!

Пальчиковая гимнастика с применением су-джока.

Ребята, давайте представим, что у нас в руках яйцо, в котором кроется Кощеева смерть!

Произнесем вместе с Иваном волшебное заклинание:

Я яйцо держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Опускаю, зажимаю,

И в ладонях покатаю.

Из руки в руку переложу,

И Василису освобожу.

Финал (Слайд 16)

Так и Иван Царевич Иван-царевич : переложил яйцо из руки в руку - Кощея-Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще из руки в руку перекладывать: перекладывал, перекладывал, а затем смял его в ладони. Вспомните заключительные слова сказки.

Дети: Задрожал Кощей, чует,чует смерть его пришла .Сломал Иван-Царевич иглу, и рассыпался Кощей Бессмертный, как-будто его и не было.

Логопед: Так добро победило зло.

Вышла тут к Ивану – царевичу Василиса Премудрая. Воротились они в свое  царство – государство на ковре-самолете и стали жить в любви и согласии.

(Слайд 14)

Гимнастика для глаз

Логопед: Вот мы и заканчиваем путешествие в сказку. Я говорю волшебные слова :

Мы глазами повращаем.

И немножко поморгаем,

Посмотрели вверх и вниз,

И на носик покосись,

Глазки широко раскроем,

И все дружно их закроем

Закрываем мы глаза,

Представляем чудеса.

- Кто царевну,

- Кто лягушку,

- Кто дворец, а кто избушку,

А сейчас откроем глазки

Вот и  вышли мы из сказки.

Рефлексия

Ребята, вы прекрасно справились со всеми трудностями и

помогли освободить царевну из темницы. Как вы думаете, почему вам это

удалось? Чему каждый из вас научился? Я очень довольна вашими ответами. Вы все следили за своей речью, старались правильно произносить звуки, грамотно составлять предложения.

Ведь сегодня нам это нужно, чтобы хорошо заниматься в детском саду, а завтра, – чтобы хорошо учиться в школе. А на прощание от меня вам — сюрприз (сладкое угощение).

Список использованных источников

1. М.В.Тихонова «Знакомство с русским народным творчеством»

2. Шипицина Л. М., Нилова Т. А.. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»

3. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

4. Т. В. Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

6. В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

7.Н.С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

8 .Н. М. Быкова. Игры и упражнения  для развития речи.

9.Т.С. Ерошина. Пальчиковая игра тренинг. Логопед 2007 № 4 с.37

10.Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.-

Логопед 2004 № 6 с. 78 - 82.

11.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

12.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий», Москва, ТЦ «Сфера», 2005