Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности в области коммуникации "Дифференциация звуков Р-Л"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Представленный конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков "р-л" содержит игровые приемы и упражнения в сочетании с совершенствованием лексико-грамматического строя речи.Данный материал поможет учителю-логопеду решить следующие задачи:- вырабатывать правильные артикуляционные уклады; - развивать переключаемость органов артикуляции; - совершенствовать слоговую структуру слова; - развивать мелкую моторику; - обогащать и актуализировать словарь; - упражнять в практическом употреблении грамматических категорий языка; - развивать и укреплять психологическую базу речи - зрительное и слуховое внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_zanyatie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №24 «Василек»

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности в области коммуникации по дифференциации звуков р-л «Остров сокровищ»

Подготовила:

учитель-логопед  1 кв. категории:

Галиева И.В.

г. Альметьевск

Цели:

Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков «р», «л» в слогах, словах, фразе.

Сравнивать характеристики этих звуков.

 Развивать фонематический слух.

 Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах.

 Упражнять в согласовании существительных с числительными от 1 до 5.

 Продолжать учить подбирать слова-антонимы, слова-синонимы.

 Продолжать учить составлять рассказы описательного характера с опорой на схему.

 Развивать внимание, мышление, пространственную

     ориентировку, мелкую моторику.

Оборудование: карта «Острова в океане»; предметные картинки: лодка, крокодил, пирожок, слойка, корабль, корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка, якорь, пират, горилла; набор «Кокосы» (кружки из картона); набор цифр от 1 до 5; 3 карточки из игры «4- лишний»; схема для составления рассказа; набор для звукового анализа; карандаш; мяч; сундучок с жевательным мармеладом.

Организационный момент.

     Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будут звуки, которые слышатся в словах:

Рыба, матрос, морской, шторм;

Лодка, волна, палуба.

Какой звук часто повторяется в первой цепочке слов?

Ребенок. Звук Р.

Логопед. А во второй?

Ребенок. Звук Л.

Логопед. А теперь послушай слово «штурвал». Что такое «штурвал», что обозначает это слово?

(Ребенок объясняет значение этого слова).

А теперь послушай, какие звуки я выделяю голосом?

Ребенок. Звуки Р-Л.

Логопед. Давай, вспомним характеристику этих звуков и выполним звуковой анализ слова: штурвал.

(Ребенок выполняет звуковой анализ слова, определяет количество слогов в слове, количество согласных и гласных звуков).

2. Молодец! Ты справился с заданием. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные гибкие доски для постройки (упражнение «Качели»). Сколачиваем их прочными гвоздями (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замечательная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усиливается! Можно готовиться к отплытию.

Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р-р. Давай столкнем лодку на воду. Лодка поплыла: л-л-л. Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р.

(Ребенок, повторяя за логопедом, произносит:р-р-р, л-л-л).

3. Вот мы уже плывем. Но где нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища. Берем курс на первый остров!

(Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов, проходя через буквы и одновременно произносит звуки р-л, читая буквы на пути их следования к острову).

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Ра-ла             ла-ра        кла-кра          кра-кла

Ро-ло             ло-ро       кло-кро          кро-кло

Ру-лу             лу-ру       клу-кру          кру-клу

Ры-лы            лы-ры      клы-кры        кры-клы

4. Первый остров оказался необитаемым, плывем к следующему.

А на втором острове живет…..

Отгадай загадку:

Раз в глубоком темном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зеленый …..(крокодил)

Раздели на слоги слово (хлопками)

Ребенок. Кро-ко-дил.

Логопед. Подбери слова на вопрос:

 Крокодил (какой?)-

 Крокодил (что делает?)-

Крокодил всегда голодный. Давай его накормим из наших запасов. У нас есть пирожки и слойки. Угощай крокодила. Считай: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка, пять пирожков; одна слойка, две слойки, три слойки, четыре слойки, пять слоек.

А теперь назови слово «бутерброд», с цифрой, которую я тебе покажу.

(Ребенок называет слово с числительными от 1 до 5).

5. Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались. Что они сделали? (Разбежались). Они решили, что к ним  приближается огромный корабль. Давай расскажем жителям этого острова, что есть у корабля: корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка.

В каких словах ты услышал звуки р-л? (В словах: иллюминатор, штурвал).

Составь предложения с каждым из этих слов.

(Ребенок составляет предложения).

Теперь жители острова знают, какие части есть у корабля.

6. К какому острову мы отправляемся? (К четвертому).

На этом острове живут одни гориллы. Они запасают кокосы. За каждое названное слово, подходящее к слову «горилла», ты получишь кокос и угостишь им гориллу. Помоги обезьяне собрать как можно больше кокосов.

(Ребенок выполняет задание).

7. Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират).

Он не молодой, а…..(старый)

Не плохой, а……(хороший)

Не злой, а …….(добрый)

Не ленивый, а…..(трудолюбивый)

Не глупый, а……(мудрый)

 Пират сказал, что скажет, где зарыты сокровища, после того, как ты выполнишь следующее задание: нужно заменить звук  «л» в слове на звук «р» и получить новое слово:

Лак-рак                           лот-рот

Лай-рай                           лов-ров

Вол-вор                           ложь-рожь

Голод-город                    игла-игра

(Ребенок выполняет задание).

8. Пират сдержал свое слово и сказал, что сокровища зарыты на последнем острове. Отправляемся туда.

 Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем? (С сокровищами)

Встань на эту отметку и сделай шаг вправо, два шага вперед.

(Ребенок двигается по «острову»-кабинету, следуя командам логопеда).

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти «лишние» слова. Посмотри, внимательно:

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Тетрадь, альбом, блокнот, фломастер.

Мармелад, груша, виноград, персик.

(Ребенок исключает слово из каждой группы слов).

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть).

9. Что же там за сокровища?

(Ребенок открывает сундучок, в нем лежит схема составления рассказа по методике Ткаченко).

Это схема, по которой  ты должен составить рассказ о корабле.

(Ребенок составляет рассказ).

Посмотри, в этом сундуке двойное дно. Давай посмотрим, что там есть?

(В сундуке лежит мармелад).

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что мармелад- настоящее сокровище.

10. Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Мармеладом угостишь своих друзей и расскажешь им о своем приключении. А какие звуки помогали тебе в поисках сокровищ?

Ребенок. Р, Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация "Дифференциация звуков Р - Л"

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация "Дифференциация звуков Р - Л"...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [л] "Лунтик идёт в гости"

Конспект занятия предназначен для индивидуальной работы по автоматизации звука [л] в различных позициях и с различным по сложности речевым материалом. Данный вид занятий используется мной на последних...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по постановки звука (Р) образовательные области "Коммуникация" "Здоровье"

Проводится работа с ребёнком "Постановка звука (р)"  Используются разные приёмы: показ, повтор, разучивание правильной артикуляции....

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения по теме “ Звук [p]”.

Данный конспект можно использовать при коррекции звукопроизношения на логопункте и логопедических группах в детском саду и на логопункте в общеобразовательных школах....

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой технологии "Автоматизация звука "л".

Представленный конспект может быть использован на занятии по автоматизации звука"л" в слогах, словах и предложениях...

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности на тему: «Автоматизация звука [Ш] в начале и середине слова с использованием мнемотехники».

Цель:- автоматизация звука [Ш] в начале и середине слова с использованием мнемотехники;Задачи:Коррекционно  -  образовательные (Образовательная область «Коммуникация ):-  за...