Развитие мелкой моторики рук ,как средство коррекции речевых нарушений.
консультация по логопедии на тему

Евстратова Наталия Владимировна

Консультация для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук

как средство коррекции речевых нарушений»

Физиологи, психологи, педагоги давно отмечают взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и скоростью созревания центральной нервной системы и состоянием речевой функции ребенка.  Речевые нарушения могут неблагоприятно отражаться на психическом развитии ребенка, ограничивать его коммуникативные и познавательные возможности, отрицательно сказываться на формировании личности.

      Речевые дефекты необходимо устранять в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на учебной  деятельности и в поведении ребенка.                            

      Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие, способствует выработке элементарных умений (одевание, раздевание, застегивание пуговиц). Если речевое развитие находится в пределах нормы, то и развитие движения пальцев соответствует возрасту. Ход развития речи ребенка примерно такой: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции слогов, все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Отсюда рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движения пальцев рук. Работу следует проводить 3-5 минут ежедневно.

      Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать 1 пальчик, 2, 3 («сделай так» - и показать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - «говорящие» дети. Если пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые («ватные»), то это «неговорящие» дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

        С детьми, имеющими нарушения речи, можно поиграть в следующие игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

1. Упражнения без предметов:

а) многократное сжимание и разжимание кистей в кулаки;

б) сильное пожимание руки ребенка в своей руке и притягивание к себе;

в) растягивание рук, положенных в пальцы, в стороны («разрывам цепь»);

г) поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук;

д) сделать решетку из среднего и указательного пальцев каждой руки и попеременно укладывать их;

е) приложить ладони друг к другу прикасаясь пальчиками («пальчики здороваются»);

ж) упражнения «Корова» и «Коза» - первый и пятый палец;

з) поочередное   перестукивание растопыренными пальцами по столу;

и) упражнение «Игра на пианино» (имитация движений игры пальцами на пианино);

к) упражнение «Собачка машет хвостом» (мизинец).

2. Упражнения для рук с предметами.

Для развития движений рук большое значение имеют конструкции и размеры игрушек. Коробки, шары, матрешки и т. д. должны хорошо открываться, игрушки должны быть такого размера, чтобы ребенок мог легко взять их в руки.

а) раскладывание и складывание разборных игрушек;

б) нанизывание бус, колец на стержень;

в) соединение в цепочку (готовые игры);

г) укладывание кубиков в коробку;

д) складывание картинок из кубиков, составление предметных разрезанных картинок;

е) складывание игрушек - гармошек, ширмочек из тонкой бумаги;

ж) упражнения «Сложи фигуру», «Опусти в коробку, бутылку» и т. п.

3. Работа с мозаиками.

4. Упражнения  для формирования навыков самообслуживания (застёгивание пуговиц, «Шнуровки» и т. п.)

5. Упражнения   в   складывании  палочек,  в   обводке и штриховке контуров:

а) складывание  из  палочек штабелей, заборчиков, геометрических фигур;

б) складывание букв, раскладывание фигурок и контуров букв;

в) игра «Составь слово»;

г) штриховка, обводка.

6 Овладение техниками в  лепке, рисовании, аппликации.

7 Пальчиковые гимнастики.

Очень хорошую тренировку движения пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками, такие как «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и др.

Например, гимнастика «Пальчик в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну, а этот лишь глядел.

           

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....

«Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевым нарушением. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что нарушения  возн...

Статья «Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Статья «Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условия...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условия...