Цикл занятий по логоритмике в подготовительной к школе группе
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Предлагается материал для развития речи у детей логопедической группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий по логоритмике в подготовительной к школе группе

Цель —  создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу.

Задачи программы:

Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям.

Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.

Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.

 Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.

  Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.

Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 минут.

Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в подготовительной к школе группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Принципы организации и проведения занятий:

Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т.д.).

Вариативность. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности.

Сознательность и активность. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями.

Наглядность. Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.

Доступность и индивидуальность. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей лиц с речевыми расстройствами, их двигательными возможностями, влиянием речевого нарушения на личность ребенка (взрослого) и степенью трудности заданий.

Преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. В процессе выполнения этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуются произвольная и речевая моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с заданным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.

Специфические принципы

Принцип развития предполагает развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с общим недоразвитием речи, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии; частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах).

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

С целью решения выше обозначенных задач, мы выделили ряд психолого-педагогических условий, способствующих успешному их выполнению и решению:

• систематическое целенаправленное развитие тех психических процессов, которые составляют основу развития речи. Это фонематическое восприятие, образное представление и мышление, воображение, эмоции, память, внимание;

•   учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей;

•   организация развивающего обучения;

• наличие развивающей среды;

• комплексное использование форм, методов обучения в логопедической ритмике;

•   активное использование игр в работе с детьми;

•   достаточный уровень профессиональной подготовки педагогов.

Выполнение предлагаемого нами содержания работы осуществляется в основных направлениях:

 • познавательно-эстетическое развитие (средствами окружающей действительности);

•   художественное развитие (средствами искусства);

• художественно-творческое развитие (средствами музыкальной деятельности).

Основные используемые технологии:

а) режим отраженной речи;

б) комплексное воздействие на развитие речи;

в) музыкальное сопровождение.

Формы работы:

• занятия с активным использованием их синтеза с игрой;

•   совместная деятельность педагога и детей.

Используемые средства:

1.Ходьба в различных направлениях.

2.Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

5.Игровая деятельность.

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используем наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

При обучении движению используются приемы:

а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства;

б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем включения различных пособий в двигательную деятельность. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога уточняющего положение отдельных частей тела занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки;

в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка и песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме дву-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.

Словесные методы помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательное упражнение.

Приемы:

а) краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;

б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

в) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и подвижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. д.;

д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осознания последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.;

е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ;

з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем, что с помощью системы словесных воздействий происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.

Приемы связаны с наглядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регламентирует весь процесс обучения.

Далее представлен план занятий, разработанный в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательной деятельности в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ПДД (В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ) «ШКОЛА МАЛЕНЬКОГО ПЕШЕХОДА»

Задачи:·        закреплять, расширять и углублять представления о ПДД,   полученных    ранее;·        -пр...

Конспект открытого логопедического занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе "Чем пахнет весна?" (учитель-логопед Добрынина Э.Г.)

Занятие по логоритмике с использованием инновационных технологий предназначено для детей подготовительной группы, посещающих логопедические занятия...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Занятие для обобщения знаний и закрепления умения по всему пройденному материалу....

Цикл конспектов образовательной деятельности в подготовительной к школе группе к блоку «Следи за датчиком настроения»

Данный цикл конспектов направлен на решение следующих задач: актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья; развивать у дошкольников умение понимать и объяснять свое эмоци...

Занятие по логоритмике в подготовительной к школе группе по теме:"Зима"

Занятие по логоритмике в подготовительной к школе группе по теме: "Зима"...

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе "Звёздный бал"

Занятия по логоритмике проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным работником с целью развития ритмико-интонационных способностей у детей посредством сочетания движения, слова и музыки....