Проблемы и их пути решений.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сорокина Татьяна Михайловна

Опираясь на достижения современной.  зарубежной и  Российской науки , анализируя доводы и предположения, а также опираясь на книгу Фреда Р.Волкмара и Лизы А.Вайзнер все убедительнее прихожу к выводу, что у меня в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, типичный ребенок с аутизмом. Я буду опираться на ключевые фразы источников и опираясь , детально описывать поведение моего воспитанника. Обозначим его буквой «К». Ему 7 лет (наблюдаю его с четырех лет).

         Первая фраза: дети с аутизмом обладают нормальным интеллектом?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_i_ih_puti_resheniy.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и их пути решений.

Опираясь на достижения современной.  зарубежной и  Российской науки , анализируя доводы и предположения, а также опираясь на книгу Фреда Р.Волкмара и Лизы А.Вайзнер все убедительнее прихожу к выводу, что у меня в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, типичный ребенок с аутизмом. Я буду опираться на ключевые фразы источников и опираясь , детально описывать поведение моего воспитанника. Обозначим его буквой «К». Ему 7 лет (наблюдаю его с четырех лет).

         Первая фраза: дети с аутизмом обладают нормальным интеллектом?

 В некотором смысле я с этим могу согласиться. Мальчик «К», попав  в группу своих сверстников детского сада, сразу резко выделился своим поведением и потребовал к себе особого отношения и внимания. Он резко выражал свои просьбы, а иначе говоря, все отрицал и нам приходилось идти за ним, т.е. он меня, нас вел по уже проделанной  им же тропинке. Но что «К» не лишен интеллекта, я поняла это сразу или почти сразу. Ребенок быстро увидел в групповом помещении настольно-печатные игры и сразу потянулся к ним и начал играть. Это были пазлы довольно мелкие, лото. Пазлы складывал в единую картинку, сначала с помощью взрослого, через некоторое время «К» стал  собирать их самостоятельно. Сначала играл со мной, бесконечно требуя помощи и поддержки, затем те же самые игры стал играть самостоятельно, все проговаривал на своем «птичьем» языке (речь  была очень невнятная), играл исключительно один. В сюжетные игры и игрушки играл тоже один, с особой спецификой:  выстраивал все игрушки по периметру группы или же укладывал их по прямой линии («всех победил»).

   На общие занятия со всеми детьми усаживался с большим трудом, кричал: «нет, нет, не хочу, не буду» или вставал, убегал, прятался, валялся на ковре. Мальчик «К» до сих пор играет один и дети к этому привыкли и воспринимают это нормально. «К» может с кем – нибудь поконтактировать (целует, обнимает) он не агрессивен, манеры общения мягкие, ласковые. Со взрослыми находится все время в контакте и это ему необходимо. И так, наш «К», явно, не лишен интеллекта, к тому же он больше склонен к точным наукам, чем к творческим, т.к. точные науки как-то структуируются, а в творческих науках нужно объяснять, почему я так сделал.(начал рисовать только в семь лет головоногих человечков, на музыкальных занятиях не сидел совсем)

   Вторая фраза: чаще всего аутичные дети рождаются  у родителей с высоким уровнем образованности?

  Ребенок имеет привлекательный внешний вид (это да). Родители ребенка «К» образованы, имеют высокий социальный статус.

   Третья фраза:  для мальчиков с таким диагнозом были характерны выраженные социальные трудности, проблемы с моторикой, необычные обособленные интересы, препятствующие развитию навыков в других областях. Считается, что языковые и интеллектуальные способности должны быть на должном уровне ( у нашего "К" «ечь невнятна в 4 года, интеллект в стадии зачатия). У таких детей имеются проблемы с послушанием и поведением (синдром Аспергера) – это не умышленное плохое поведение, а суть следствия некоего нарушения развития, особенно, если ребенок разговаривает.

   И так вывод: у «К» расстройство невербального научения (РНН)?

Сильные стороны РНН:

- воспринимает на слух;

- механическое восприятие;

- есть навыки памяти;

-вербальная производительность.

Слабые стороны РНН:

- ему нужно все потрогать;

- слабо координирует движения;

- плохо ориентируется в пространстве

 Это все стороны и нашего «К». Тогда все становится на свои места и верно, что у него:

   - Слабые способности к социализации;

   - нарушено поведение и послушание;

   - отсутствие интереса к сверстникам.

В диагнозе нельзя быть уверенным сразу, для этого необходимо время и обязательно такому ребенку нужно надлежащее сопровождение и определенная программа развития (очень индивидуальная)

   При классическом аутизме (особенно у дошколят) невербальные навыки развиты гораздо выше, чем вербальные. Вербальные навыки включают такие области, как: способность объяснить значение слов,сходство предметов, тогда как невербальные или навыки действия – это способность распознавать и воспроизводить шаблоны или собирать пазлы. (вот что меня поразило в ребенке сразу при его появлении: он был неадекватен в поведении, но складывал пазлы.

   Так напрашивается вывод: у всех аутистов Q невербальных способностей составляет 75-80 баллов, то вербальных способностей – 40 баллов, в два раза ниже. Это относится и к нашему «К».

  Адаптация ребенка «К» - это очень важный момент для детей с аутизмом. «К» делает все структурным образом, но не умеет обобщать. Это можно выявить и прибеседе с родителями, определить области над которыми нужно работать.

   Пример: подросток с Q – 140 баллов, с математическими способностями гения не может зайти в макдоналдс, купить чисбургер и взять сдачу. Это и есть адаптивные способности, здесь и кроется огромное несоответствие. Самодостаточность оценивается по шкале Вайнленда:

   - коммуникация;

   - навыки повседневной жизни;

   - социализация;

   - моторные навыки; (крупная и мелкая моторика)

   - проблемное поведение.

   По всем шкалам наш «К» отстает от своих сверстников. Пока отстает, и не по всем параметрам: он хорошо читает, считает, отсчитывает и присчитывает, играет в группе детей в интеллектуальные игры и т.д.. Для нашего «К» была составлена индивидуальная программа развития, т.к. он мог взаимодействовать только индивидуально и только в игровой форме, ему предлагались познавательные игры и именно по тем разделам программы, которые проходили дети его группы.

   В связи с напряженностью в обществе, моральными и материальными проблемами в семье все чаще рождаются дети с нарушением речи, нарушением психики, всевозможными расстройствами и нарушениями, просто «нервные дети», но эти дети ходят в наши детские учреждения и поэтому у них должны быть хорошие педагоги – наставники, корректирующие таких детей. Нашим детям еще повезло, т.к. они посещают коррекционную группу детского сада, с ними работает воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и эти дети находятся  в социальной среде. И наш «К» находится тоже в благополучной социальной среде. Вот схема этого социального окружения.

Социальная модель ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

      ПМПК                                           Ребенок      Медицинское сопровождение

Родители  

Сверстники

Воспитатель

Логопед

Муз.руководитель

Физ.инструктор.

консилиум

Индивидуальный маршрут

 

Готовность ребенка к школе.

Закон об  образовании дает права  детям с ограниченными возможностями здоровья на реабилитацию, продлевая воспитание и обучение таких детей в детских дошкольных учреждениях еще на год,т.е. до восьми лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Практико-значимый проект по теме «Проблема эмоционального самовыгорания педагогов: сущность и пути решения»

Цель: рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогической деятельности, а также пути и способы их преодоления.Задачи: - рассмотреть понятия «саморегуляция», «стресс», «эмоциональное самовы...

Релизация образовательной области "Музыка": проблемы, пути решения.

Создание предметно - развивающей среды для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.Музыкальный руководитель в дошкольном учреждении - активный участник в формировании художественно-тво...

Проблемы материнства и пути их решения

В этой презентации вы узнаете о  тенденциях к отказу матери от ребенка, характеристики женщины с нарушенной готовностью к материнству, развитие материнства, этапы становления материнской потребно...

доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения

Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...

«Социализация дошкольника: проблемы, задачи и пути решения».

«Социализация дошкольника: проблемы, задачи и пути решения». В одном из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию, особое внимание уделяется проблеме социализации ...