конспект занятия Звук и буква Чч
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

·         Уточнить артикуляцию звука, акустические признаки звука[ч/],

·         Формировать умение характеризовать звук;

·         Познакомить с буквой Чч;

·         Научить читать слоги, слова с новой буквой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_chch.docx21.53 КБ
Файл otchyot_o_samoobsledovanii.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква Чч

Цель:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить артикуляцию звука, акустические признаки звука[ч/],
  • Формировать умение характеризовать звук;
  • Познакомить с буквой Чч;
  • Научить читать слоги, слова с новой буквой;
  • Закреплять  навык составления и распространения предложения по схеме, по картинкам:

            составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать фонематический слух и восприятие:

умение выделять звук среди других звуков, слогов, слов;

умение делить слова на слоги;

умение определять место звука в слове;

  • Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ  слов;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
  • Развивать психические процессы: слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
  • Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
  • Формировать звуковую сторону речи;
  • Закрепить умение читать слоги, слова с изученными и новыми буквами.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки 
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование:

Тетрадь, книга, касса букв, фишки, карандаш, фонарики, картинки паровоза, Юпика, черепахи, схемы для определения места звука в слове, зеркала, счетные палочки, часы со слогами, фишка зеленого цвета, таблица слогов и слов.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

-Сегодня на занятие к нам пришли гости. Улыбнитесь гостям, друг другу, мне.

-Мы продолжим на сегодняшнем занятии с вами знакомиться с новыми звуками и буквами, поучимся правильно произносить, писать, читать, определять место звука в словах, составлять схему слова.

-Прежде чем начнем занятие выполним специальные упражнения.

       2. Овладение навыками мышечного расслабления:

Ножками затопали, зашагали по полу,

Там-там-там-тихо сели по местам.

-Для того, чтобы правильно, четко говорить выполним артикуляционную гимнастику:

«Улыбка»-« Поцелуй», «Заборчик», «Лопата», «Чашечка», «Окошечко»

-Пальчиковая гимнастика:

«Заяц», «Коза», «Корова» (чередуем)

-Самомассаж  лица: «Водичка, водичка…»

- Мимическая гимнастика:

Мы умеем улыбаться, грустить, злиться, удивляться, восхищаться.

-Упражнение на дыхание и на развитие силы голоса:

Одна рука на груди, другая на животе. Вдох через нос, выдох через рот и на выдохе произносим звуки А, Э, О.

  1. Работа над новым материалам:

-Послушайте внимательно загадку, догадайтесь, что это?

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (паровоз)

-Посмотрите, паровоз идет и выпускает пар из-под колес и поет: ч-ч-ч-ч.

 4. Анализ артикуляции:

-Возьмите зеркала. Покажите, как паровоз выпускает пар.

(схема) Губы: округлены, выдвинуты вперед.

              Зубы: заборчиком, с щелью

              Язык: кончик языка прижат за верхними зубами

              Воздушная струя: выходит резко, разрывая преграду, которую делают язык и зубы

              Голос: не работает.

5. Характеристика звука

-Какой звук [ч/]? (согл, глух., всегда мягкий)

-Юпик поднял фишку какого цвета? Почему он не показал фишку синего цвета?

6. Развитие фонематического слуха:

Игра «Будь внимательным»

-Увидев  зеленый фонарик Юпика, паровозик остановился и сказал:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Я стучу, стучу, стучу.

В страну сказок я лечу.

-Юпик объявил: «Внимание, внимание! Пассажиры, отправляющиеся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух.

-Поднимите флажок, если услышите среди других звуков звук [ч/]

Ч  Ш  С  З  М  Ч  Р  Л Ч  Ч

-Похлопайте в ладоши, если услышите звук в слогах:

ла  ва  ча  мо  но  со  чо

-Постучите ногами, если услышите звук в словах:

туча  рельсы  чудо  мчится  чеснок страна ночь

7. Связь звука с буквой:

-Звук [ч/] обозначается буквой Чч ( карточка в вагончике и таблица)

-На что похожа буква Чч? ( на перевернутый стул, на цифру)

-Сколько элементов у буквы? (3)

-Какие это элементы? (2 коротких прямых и 1 длинная прямая)

8. Работа с кассой букв:

-Отыщите букву в кассе букв.

-Выложите ее с помощью счетных палочек, с помощью пальцев рук.

-Куда мы поселим букву, в какой домик?

9. Письмо буквы в тетради:

-Обведем большую печатную букву.

- Напишем букву высотой в две клеточки. Сначала напишем короткую прямую- длиной в клеточку, закругляем вправо, пишем второу короткую прямую -шириной в 1 клеточку, а затем напишем длинную прямую высотой в 2 клеточки.

10. Физминутка:

Девочки и мальчики прыгают как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают.

Головками кивают, глазками моргают.

11.Упражнение в произношении:

-Мы сели в паровоз и он помчался

Чучу-чучучу.  Чачача-чача. Чичичи-чичи.

-Паровоз набирает скорость. Произносим на одном выдохе:

ЧА ЧО ЧУ ЧИ

12. Выделение звука из состава слова: с. 16

-Паровоз домчался до страны сказок.

-Рассмотрите картинку.

-Назовите слова, в которых встречается звук. (Чиполлино, Черепаха, чудо-Юдо-рыба-кит, печка, очки, ключ, царевич, чеснок)

-Определите место звука в словах: ключ, печка, черепаха (схемы).

-Разделите слова на слоги.

13.Звуко-буквенный анализ слова:

-Отгадайте, о ком идет речь в загадке?

Что за чудо? Вот так чудо.

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. (черепаха)

-Что надето на глаза черепахи? (очки) (картинка)

-Приготовьте фишки, составим схему слова «очки».

-Разделите на слоги, какой первый слог? Второй?

-Какой первый звук вы слышите в слоге ОЧ? Второй? Какой звук во втором слоге…?

-Напечатать слово на доске.

14. Чтение слогов прямых и обратных: (картинка «Часы») и по таблице

15. Формирование  грамматического строя речи:

-Везет нас паровозик на с.17. встречает нас на странице девочка, которую зовут Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите у нее спинка изогнулась как вопросительный знак.

-Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит?

-Что происходит на картинке справа?

-Почемучка спрашивает, почему дед и баба плачут? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.

16. Итог:

-С каким новым звуком мы познакомились? Дайте характеристику звука.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя - логопеда Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 13   «Родничок»

ТАТЬЯНЫ ДМИТРИЕВНЫ ТРОПИНОЙ

Раздел 1. Профессиональное образование

Тропина Татьяна Дмитриевна 1967 года рождения, имеет высшее образование. Окончила Шадринский государственный педагогический институт в 2007 году по специальности учитель - логопед. Имеет первую квалификационную категорию. В 2014 году закончила аспирантуру Шадринского государственного педагогического института факультет «Коррекционной педагогики и специальной психологии». Педагогический стаж работы – 25 лет. В 2010 году успешно закончила курсы повышения квалификации на тему «Информационные технологии в деятельности педагога образовательного учреждения». Данные направления Татьяна Дмитриевна с успехом реализует в своей профессиональной деятельности. За время работы она зарекомендовала себя  профессиональным, творческим, инициативным специалистом, знающим теорию и практику педагогики и психологии.

Учитывая большую распространенность такого нарушения как ОНР и  всевозрастающими трудностями обучения в школе детей данной категории, педагог на протяжении 5 лет занимается, кроме оказания им логопедической помощи, весьма актуальным и значимым вопросом изучения особенностей формирования социально-психологической готовности к обучению в школе. Занимаясь данной проблемой, Татьяна Дмитриевна разработала коррекционно-развивающую программу, направленную на коррекцию и развитие системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, на формирование навыков позитивного межличностного общения, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, профилактику нарушений поведения и школьной дезадаптации.

Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

Педагогическая деятельность Татьяны Дмитриевны Тропиной осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми с нарушениями речи ключевыми компетентностями в условиях ДОУ.

Профессиональная деятельность педагога направлена  на всестороннее, целостное развитие  личности ребёнка. Опираясь на современные  достижения психолого-педагогической науки, Татьяна Дмитриевна разрабатывает и внедряет в практику инновационные предложения по повышению эффективности и качества коррекционно-развивающего процесса. Основная педагогическая концепция педагога совпадает с целями и задачами детского сада. За период многолетней профессиональной деятельности, с целью повышения качества образования, Татьяна Дмитриевна разработала и успешно реализует систему работы с сотрудниками ДОУ, родителями детей с речевыми нарушениями.

Педагог ежегодно успешно проводит «Мастер – классы», «Семинары- практикумы»  для педагогов ДОУ. Неоднократно показывала открытые занятия и методические мероприятия, делилась опытом работы  на методических совещаниях, выступала на педагогическом совете ДОУ с обобщением собственного опыта по проблеме формирования социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Татьяна Дмитриевна  активно участвует в реализации инициативы по развитию взаимодействия с родителями воспитанников: консультации для родителей, оформление информационных стендов, родительские собрания, семинары, практикумы, выпуски газет.

Татьяна Дмитриевна имеет следующие награды:

  1. Грамота Департамента образования и молодежной политики администрации г. Мегиона – 2011 год (Приказ 327-0 от 22.08.2011 года).
  2. Грамота Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2012 год (Приказ № 666 от  04.05.2012 года).

Раздел 3. Профессиональная деятельность

Татьяна Дмитриевна Тропина в коррекционно-развивающей работе использует  современные образовательные технологии: методический комплекс к образовательной программе Нищевой Н. В.; адаптированную программу

коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет; авторская коррекционно-развивающая программа по формированию социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР; программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни Т. Б, Филичевой, Г. В. Чиркиной; Учим ребенка говорить и читать Цукановой С.П., Бетц Л. Л.

Педагог использует оценочные средства для определения успешности детей с нарушениями речи: речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н. В., «Альбом для логопеда» Иншаковой. О. А.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим речевые расстройства, строится с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей данного контингента.

Для повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми Татьяна Дмитриевна использует в  деятельности технологии развивающих игр, ТРИЗ, ИКТ, мультимедиа.

Татьяна Дмитриевна обобщает и распространяет педагогический опыт: провела для педагогов МБДОУ открытый показ коррекционно-образовательной деятельности «Дикие животные весной» 2011/2012 учебный год, «Звук и буква Чч»  2012/13 учебный год.

С 2010 года Татьяна Дмитриевна является активным участником международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций. Авторские статьи педагога по проблеме готовности к обучению в школе детей с ОНР в 2013 году были опубликованы  в научно – методических журналах, рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК):

  • «Преподаватель XXI века» (на тему «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня», №3, 2013 год);
  • «Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки» (на тему «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи», №8, 2013 год);
  • «European Social Science Journal» (Европейский журнал социальных наук), (Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях ДОУ как фактор их адаптации к обучению в школе», № 8, 2013 год).

Педагог приняла активное участие в I, II Всероссийских конкурсах авторских научно-методических разработок, конспектов непосредственно-образовательной деятельности, развлечений, сценариев «Педагогическая инициатива» и «Воспитатель – профессионал», разместив конспекты занятий (г. Чебоксары).

В 2013 году была выпущена монография «Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», в которой раздел на тему «Проблема готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в школе» был написан Татьяной Дмитриевной (г. Красноярск). 

Татьяна Дмитриевна Тропина – творчески работающий педагог, ведет активную  работу в детском учреждении: участие в конкурсах, выставках творческих работ.

Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности

Педагог постоянно находится в активном поиске новых, вариативных форм организации помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи с совершенствованием форм и методов коррекционно-развивающей работы.

Созданные Татьяной Дмитриевной оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР позволяют достигать высоких результатов коррекционно-развивающего процесса, тем самым обеспечивая положительную динамику (Гистограмма).

Итоговый мониторинг за период с 2010 по 2014 годы

Динамика показывает, что коррекционно-развивающая работа Татьяной Дмитриевной является эффективной, обеспечивающей положительный конечный результат при подготовке детей дошкольного возраста с ОНР к школьному обучению.

Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности

В ближайшей перспективе Татьяна Дмитриевна планирует продолжать создавать условия для реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...

Конспект занятия Звук и буква «М»

Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....

Конспект занятия. Звук и буква П.

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....