«Развитие мелкой моторики посредством использования игр с прищепками».
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Сегидина Ольга Юрьевна

Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, из поколения в поколение человек выполнял все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека. Примерно таков же ход развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_prishchepkammi.2.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Так тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей головного мозга.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног.

Не сформировавшая и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.

Необходимость развития мелкой моторики у дошкольников доказана многими учеными. Дошкольные педагоги, развивая моторику пальцев рук, широко используют различные приемы и методики. В частности, используя методику М.Монтессори, проводят игры с прищепками.

В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, отличающиеся по величине, материалам, широкой цветовой гаммой.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

 Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач:

1.Развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук.

2. Развитие пространственных ориентаций.

3. Уточнение и развитие словаря.

4. Развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти.

5. Развитие конструктивного мышления.

          6.Стимуляция речевой активности.

           7.  Развитие чувства ритма.

          8.  Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Для проведения таких игровых упражнений необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками:

  1. Прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов.
  2.  Прищепки, на которых изображены или прикреплены к ним какие-либо мелкие предметы, игрушки, цифры, геометрические фигуры.
  3.  Коробки и банки разные по размеру, цвету, изготовленные из разного материала.
  4.  Листы ДВП или толстого картона, закрепленные в вертикальном положении.
  5.  Веревки разной толщины и длины.
  6.  Линейки, картонные шаблоны геометрических фигур.
  7.  Платочки, ленточки, шнурки из тканей разного размера и цвета.                                                                                

           Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Приучать ребенка к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые включены в данную разработку несложные и сложные одновременно. Они трудны для детей, у которых слабо развиты моторные навыки, но будут и интересны и полезны всем детям.

Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Проводить такие игры можно дома с родителями.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы такие игры приносили ему радость. Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками?

Затем нужно раздать прищепки ребенку и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать ребенку рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки.

 В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.

Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре.

Вот неполный перечень игровых упражнений с прищепками:

1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления. «Веревочка».

Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Ребенок  по показу нанизывает прищепки одного размера на веревку средней толщины. Усложнение — ребенок действует только по словесной инструкции; можно изменять толщину и длину веревки, изменить размер прищепок, надевать прищепки только левой рукой.

Варианты заданий в игре «Веревочка»: «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая». «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.» «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.». «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)» «Надень большие прищепки на толстую веревку, а маленькие – на тонкую»

«Украсим коробочку».

 Ребенок по инструкции надевает прищепки на верхние края коробки. Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, ребенок может работать левой рукой.

Варианты заданий к игре «Коробочка»: «Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».

«Баночка».

 Ребенок надевает прищепки по верхнему краю жестяной (картонной) баночки. Усложнение – баночки могут быть разного размера и формы, ребенок может работать левой рукой или поочередно левой рукой надевать одну прищепку, правой – другую.

Варианты заданий к игре «Баночка»: «Надень прищепки, чередуя: красную и белую, две синих – одну желтую и т.п. «Надень прищепки, чередуя большую и маленькую». «Надень прищепки с цифрами по порядку от 1 до 10».

«Линеечки».

 Ребенок надевает разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке. Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой; использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера.

 Варианты игр с линейками: «Колючий треугольник». Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера. Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.

«Продолжи ряд».

 По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая- синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.

«Коврик».

 Держа прямоугольную линейку в левой руке, правой рукой ребенок надевает прищепки по краю каждой из четырех сторон линейки. Имитация бахромы коврика. Можно усложнить – чередуя цвет или размер прищепок.

«Парочки».

На нижнюю сторону линейки-прямоугольника надеты разные прищепки (от 5 до 10). Ребенку предлагается надеть на верхнюю сторону этой же линейки такие же прищепки, располагая их в той же последовательности.

Можно дать образец ряда прищепок на верхней стороне линейки. Тогда ребенок должен надеть прищепки на верхнюю сторону линейки.

2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.

«Посмотри – запомни».

На край прямоугольного листа картона или ДВП, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п.

 Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.

«Чего не стало?».

 На край листа картона или ДВП ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Ребенок называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.

«Что изменилось?».

Ребенок надевает на край листа картона или ДВП 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Ребенок восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.

3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд».

 Ребенок надевает на верхний край листа ДВП (картона), закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам».

 Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.

«Скажи сам».

Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

 4. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.

«Сушим платочки».

 На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера). Можно усложнить игру инструкцией «Вешай платочки, чередуя их цвет или размер». «Ленточки». Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные  флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы"

Знание по крупицам. Такие занятия полезны для развития тактильной чувствительности, концентрации внимания, мелкой моторики, отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер. Крупа - очень поле...

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы...

Консультация для родителей Тема: Развитие мелкой моторики посредством использования крупы"

Консультация для родителей Тема: Развитие мелкой моторики посредством использования крупы"...

Консультация "Развитие мелкой моторики посредством использования крупы"

поделиться опытом   воспитателями о развитии мелкой моторики посредством крупы...

Развитие мелкой моторики с использованием игр с прищепками.

Более  подробно я хочу познакомить вас, с играми и  упражнениями с прищепками. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательны...

«Развитие мелкой моторики посредством использования игр с прищепками».

Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, в...