Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Александрова Ирина Львовна

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями пальцев ведущей руки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovye_zanyatiya_po_zvukovke.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового занятия по развитию звукопроизношения

у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием)

на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

                                                         

Составлен

учителем - логопедом

                                                                  МБДОУ «Детский сад №145»

                                                                  Александровой  И.Л.

 

г. Дзержинск

Цель:  совершенствование навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закрепление навыков плавной, синхронизированной речи с движениями пальцев ведущей руки.  

Задачи:  I Образовательные:

  1. Способствовать развитию фонематического слуха.
  2. Закрепление навыков деления слов на слоги.
  3. Закреплять навыки употребления существительных в Родительном и Творительном падежах  единственного и множественного числа.
  4. Побуждать детей к самостоятельным, полным ответам на вопросы.

              II Коррекционно-развивающие.

  1. Совершенствовать речедвигательный навык с движениями пальцев ведущей руки.
  2. Способствовать развитию речевого дыхания, просодики.
  3. Развивать у детей самоконтроль за фонетическим и лексико-грамматическим оформлением предложений.
  4. Развивать познавательные психические процессы.
  5. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

           III Воспитательные.

  1. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, инициативности и активности.
  2. Побуждать детей эмоционально воспринимать содержание занятия.

Методы и приемы:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Д/и «Не ошибись», «Делим на слоги», «У кого кто?», «Кто с кем?», «Подумай и повтори»
  3. Вопросы, уточнения, подсказка.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Пение с движениями пальцев ведущей руки.
  6. Оценка речи детей.
  7. Поощрение.

Оборудование:

                   1.Письмо с загадками.

                    2. Предметные картинки на звуки  Ш и Ж.

                    3. Металлофон.

                    4. Слоговые домики.

                    5.Мыльные пузыри.

                    6. Угощение.

                     

Пропедевтическая работа:

  1. Упражнения на различение шипящих звуков от сходных звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
  2. Индивидуально – подгрупповые занятия по развитию правильных артикуляционных укладов звуков Ш и Ж. 
  3. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию  шипящих звуков.
  4. Заучивание стихов, загадок с данными звуками.

Индивидуально-

дифференцированный

подход:

                    Дети с высоким уровнем развития:

  1. Самостоятельно выполняют предложенные логопедом упражнения, д/ игры.

  Дети со средним уровнем развития:

  1. При ответах, выполнении упражнений, используют побуждающие, наводящие вопросы логопеда.

Ход занятия.

Деятельность логопеда.

Инд.-дифф. Подход

Действия детей.

  1. Вводная часть.

К нам в гости пришли девочки Жужжалочка и Шипелочка и принесли загадки:

  • СИЖУ ВЕРХОМ И НЕ ЗНАЮ НА КОМ.
  • ЧЁРНЫЙ, А НЕ ВОРОН, РОГАТЫЙ, А НЕ БЫК, С КРЫЛЬЯМИ, А НЕ ПТИЦА.

Какие звуки я выделила голосом? Сегодня мы поиграем с этими звуками.

2. Основная часть.

2.1. Слоговые ряды.

Жужжалочка и Шипелочка,  запели от радости песенки:

ШКА – ШКО – ШКУ

Кто повторит?

ШКО – ШКУ – ШКЫ

КША – КШО – КШУ

КШИ – КШЭ – КША

АКШ – ОКШ – УКШ

ЫКШ – ЭКШ – ОКШ

УШК – ЭШК – ЫШК

ОШК – УШК – АШК

2.2. Дифференциация звуков Ж, Ш.

Жужжалочка и Шипелочка собирают разные предметы. Для Жужжалочки положим предметы со звуком Ж, для Шипелочки со звуком Ш.

2.1.Игра «Делим на слоги»

Жужжалочка и Шипелочка предлагают заселить слова в домики. Разделите слова на части, если в слове 1 часть,  оно живёт в одноэтажном доме, если 2 части – в двухэтажном, 3 части – в трёхэтажном доме.

2.3. Родственные слова.

Игры «У кого кто?», «Кто с кем?»

Шипелочка и Жужжалочка пришли в лес. Кого они увидели?

У кого родился кто?

У КУКУШКИ -…

У МЫШКИ - …

У ЛЯГУШКИ - …

У МИШКИ - …

Кто играет с кем?

КУКУШКА С ….

ЛЯГУШКА С …

МЫШКА С …

МИШКА С …

2.4. Координация речи с движениями.

Молодцы, Жужжалочка и Шипелочка предлагают спеть песенки.

ША – ША – ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША,

ШУ – ШУ – ШУ – ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ.

ЖА – ЖА – ЖА – МЫ ВИДЕЛИ ЕЖА.

ЖИ – ЖИ – ЖИ – ВОТ БЕГУТ ЕЖИ.

2.4.Игра «Подумай и повтори».

Девочки читают:

Повторяйте за ними.

МАША НАШЛА ШИШКУ.

САША УВИДЕЛ ПУШКУ.

АЛЁША СПИТ НА ПОДУШКЕ.

МЕДВЕЖОНОК ПОЙМАЛ УЖА.

ЖУК  ЖУЖЖИТ.

ЖАННА ЕХАЛА НА ЛЫЖАХ.

3.Заключительная часть.

3.1.Дыхательная гимнастика.

Жужжалочка и Шипелочка предлагают вам повеселиться. Разделитесь на пары. Один ребёнок будет надувать мыльные пузыри и шипеть ШШШШ, а другой сдувать эти пузыри и жужжать ЖЖЖЖ.

3.2.Итог занятия. Оценка деятельности детей, поощрение.

Какие звуки мы повторяли?

Молодцы, ребята. (перечислить успехи, указать на недостатки).

Жужжалочка и Шипелочка угощают вас конфетами.

Дети отгадывают загадки, отвечают на вопрос.

Дети поют звуковые сочетания.

Дети берут картинки, определяют  звук и подставляют  к Жужжалочке или Шипелочке.

Дети делят слова на части разными способами, подставляют картинки к нужным домикам.

Дети отвечают.

Дети пропевают песенки с хлопками, притоптыванием, прыжками.

Дети проговаривают предложения.

Дети выполняют дыхательные упражнения.

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру на тему "Солнце" в старшей группе с тяжелыми нарушениями речи

Занятие направлено на развитие слухового восприятия, расширение активного словаря детей, представление детей об окружающем мире, развитии навыков коммуникации.  На занятии дети формируют определе...

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада комбинир...

Календарно-тематическое планирование ООД для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Календарно-тематическое планирование ООД для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада к...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...

Дидактическая игра для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Город с правилами».

Цель: закрепление правил дорожного движения. Развитие у детей лидерских качеств в процессе выполнения роли ведущего игры.Задачи:1. Закреплять с детьми дорожные знаки и правила дорожного движения, в сп...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....