Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия (старшая группа)

Балацкая Жанна Александровна

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zozh_v_gosti_k_volchonku.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50 города Ставрополя

Конспект

занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку»

для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

                                                                               Учитель – логопед

                                                                                Ж.А. Балацкая    

г. Ставрополь, 2021                  

Тема: Формирование экспрессивной речи в познавательной деятельности  «Поможем Волчонку»

 Цель: создание условий для стимулирования познавательной и речевой деятельности детей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1.  Формировать у детей познавательную мотивацию к здоровому образу жизни.
  2. Формировать словарь по теме.
  3. Учить строить сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

Развивающие задачи:

1. Развивать навыки понимания обращенной речи.

2. Развивать умение выразительно рассказывать стихотворение.

3. Развивать общую моторику детей, координацию речи и движения.

4. Развивать мышление путем создания проблемной ситуации.

5. Развивать грамматический строй речи (согласование слов в сложноподчиненных предложениях, словоизменение имен существительных в косвенных падежах).

6.Развивать диалогическую и монологическую форму связной речи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2. Воспитывать желание помочь попавшему в беду.

3. Воспитывать умение слушать педагога и ответы товарищей.

4.Создавать эмоционально комфортную атмосферу для взаимодействия детей и педагога.

Оборудование: Кукла Волчонок, детские стулья, телефон, экран интерактивной доски, коробка, предметы (градусник, машинка, лекарство от кашля, конфета, мед, мороженое, банка малинового варенья, банка кока-колы, шапка, краски, мыло, кукла, лук, чипсы, морковь, сок томатный, лимон), «Книга о вкусной и здоровой пище», дидактическое пособие «Режим дня», обруч, подарки, музыкальное сопровождение, микрофон.

Предварительная работа:

1.Беседы с детьми о составляющих здорового образа жизни.

2. Заучивание  стихотворения «Витамины А,В,С», логоритмического упражнения «Хома, хома, хомячок».

3. Лексико- грамматические игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4.Оформление «Кулинарной книги» из семейных фотографий «Любимое семейное  блюдо».

5. Фотоколлаж «Мы здоровыми растем».

 Речевой материал:

Словарь:

существительные: иммунитет, здоровье, витамины, микробы, режим, посылка, почта;

прилагательные: здоровый, опасный, полезный, вредный, вкусный, влажный;

глаголы: простудиться, выздороветь, измерять, соблюдать, заботиться.

Стихотворение- инсценировка «Витамины А,В,С».

Стихотворение для физкультминутки «Хома, Хома, хомячок».

Пословицы: «Лук от семи недуг», «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!»

Используемые технологии (методы):

Образовательные технологии:

-личностно- ориентированная технология;

-игровая технология;

-проектная деятельность;

-здоровьесбережение (логоритмическое упражнение, физкультминутка, формирование правильной осанки, нейропсихологическое упражнение);

- наглядный (картинки, видеоизображение);

- словесный (беседа, вопросы, совместная речевая деятельность, художественное слово, интервьюирование);

- игровой (сюрпризный момент, элементы драматизации);

- практический (дидактическая игры, выполнение упражнений);

- метод создания проблемной ситуации;

- прием рефлексии.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты:

1. У детей сформированы представления о значении здорового образа жизни человека.

2. У детей накопился словарь по теме.

3. Дети поддерживают диалог, отвечают сложной фразой, формируются навыки монологической речи.

4. Дети умеют читать короткие стихотворения, вслушиваются в речь педагога, действуют согласно словесной инструкции.

5. Дети готовы соблюдать правила здорового образа жизни (рефлексия).

План занятия:

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

1.Создание мотивации.

2.Актуализация словаря, работа над сложной фразой, мыслительными процессами.

3.Инсценировка «Витамины А,В,С».

4.Физкультминутка

5.Дидактическая игра «Режим дня».

6.Нейропсихологическая игра с обручем.

III.Заключительная часть.

1.Закрепление полученных знаний (интервьюирование).

2 Рефлексия.

ХОД

I.Организационный момент.

Дети проходят в группу и присаживаются на стулья.

Раздается звонок телефона.

II. Основная часть

1.Создание мотивации. Логопед говорит по телефону.

Л: Здравствуйте! Кто говорит? Рада тебя слышать, Капитошка! Конечно помню тебя. Мы с ребятами приходили к тебе в гости!

    - Почему голос у тебя взволнованный?

    - Да, это плохо!

    - Хорошо, постараемся помочь!

   -До свидания.

2.Беседа с детьми.

Л: Ребята, вы помните, кто такой Капитошка?

Д: Капля воды

Л: Кто у него друг?

Д: Волчонок

Л: Кому в прошлый раз мы помогали?

Д: Мы Волчонку помогли найти Капитошку.

Л: Ребята, друзьям опять   понадобилась наша помощь!

Волчонок прислал Капитошке видеосообщение с просьбой о помощи, а Капитошка очень занят и просит нас помочь Волчонку!

Давайте посмотрим, что же случилось?

Логопед включает  телевизор. С экрана к детям обращается Волчонок.

«УУУУ Помоги, Капитошка!  Недавно с друзьями гулял в лесу. Мы пускали кораблики.  Снег кое-где в лесу еще лежал. Но солнышко казалось таким ласковым- вот я шапку и не надел.  А сегодня голова с утра болит, чихаю, голос охрип и аппетита нет, но хочется сьесть чего- нибудь вкусненького, и порисовать хочется, и полепить, но у меня совсем нет сил. И с друзьями поиграть нельзя, я ведь теперь заразный. Помоги, Капитошка!»

Логопед выключает видеосообщение.

 Л: Ребята, что  случилось с Волчонком?

Д: Волчонок заболел (простудился). 

Л: Как вы думаете, почему он заболел?

Д: Он гулял без шапки.

Л: Ребята, как вы себя чувствуете, когда болеете?

Д: Мне грустно, потому что нельзя выходить на улицу, и в детский сад нельзя ходить, нужно пить горькое лекарство, делать уколы.

Л: Ну что, ребята, поможем Волчонку?

Д: Поможем.

Л: Тогда для начала давайте соберем посылку с предметами, которые помогут поскорее выздороветь.

Как вы думаете, какой знак нужно наклеить на посылку, чтобы Волчонок ее скорее получил?

Д: Давайте наклеим Красный крест, как на машине Скорой помощи. 

Л: Ребята, когда мы ходили в гости к Волчонку, я сохранила его адрес. Пошлем ее по этому адресу.

3. Игра «Выбери нужное»

Описание игры: детям предлагается из каждой пары предметов выбрать один, необходимый для лечения Волчонка (градусник и машинка, лекарство от кашля и конфета, мед и мороженое, банка малинового варенья и банка кока-колы, шапка и краски, мыло и кукла, лук и чипсы,). Дети выбирают на интерактивной доске нужную картинку, обьясняют назначение выбранного предмета, находят аналогичный на столе  и складывают в коробку.

Л: Сейчас я буду показывать пару картинок на доске. Что такое пара вы знаете? А вы волшебной указкой выберите, какой предмет нужен Волчонку, чтобы поскорей выздороветь, затем найдете такой же предмет на столе и положите в посылку.

Л: Лена, что ты выберешь: градусник или машинку?

Образец ответа детей:

 Я выбираю градусник. Он нужен, чтобы измерять температуру.

Я выбираю лекарство, потому что оно поможет больному Волчонку справиться с кашлем.

Я выбираю малиновое варенье. Оно нужно, чтобы у Волчонка  снизилась  температура.

Я выбираю шапку. Без шапки еще холодно гулять, можно снова заболеть.

Я выбираю мыло, потому что без мыла от микробов не избавиться.

Л: Правильно, мыло тоже положим в коробку. Чтобы не болеть, нужно ему лапы мыть с мылом.

А можно положить в посылку влажные салфетки?  

Д: Можно. Если нет рядом воды и мыла, ими можно протереть руки от микробов.

Л: Правильно! Ваши мамы наверняка берут их с собой в дорогу.  

Логопед кладет влажные салфетки в коробку.

Л: Кирилл, а что ты выбираешь: лук или чипсы?

К: Я выбираю лук. Когда кушаешь лук, погибают опасные микробы! Не зря в народе говорят: «Лук от семи недуг».

Л: Особенно полезен лук, когда вы сами его вырастили на подоконнике. Давайте немножко нашего лука тоже отправим Волчонку!

 Логопед кладет в коробку пучок зеленого лука.

Л: Молодцы, все нужное положили, чтобы помочь Волчонку выздороветь.

Что еще надо делать, чтобы не болеть? Что надо есть?

Д: Надо есть пищу, богатую витаминами.

Л: Вспомним, в каких продуктах содержатся витамины? И нам в этом помогут Варвара, Федор, Лера и Ксения. 

4.Инсценировка «Витамины А, В, С» (На детей надеваются шапочки с буквами А,В,С, в руках у них продукты: яблоко, морковь, сок томатный, лимон)

1 ребенок (стоит впереди): Никогда не унываю
                                             И улыбка на лице,
                                             Потому что принимаю
(отходит в сторону и              указывается на «Витамины»)
                                              Витамины А, В, С.
1 ребенок отходит в сторону, вперед выходит 2-й ребенок

2  ребенок: Витамин А:

                   Помни истину простую –
                  Лучше видит только тот,
                   Кто жует морковь сырую
                   Или сок морковный пьет.

Витамин А – это витамин роста.

3 ребенок: Витамин В:

                 Очень важно спозаранку
                Есть за завтракам овсянку.
                Черный хлеб полезен нам
                И не только по утрам.
                Самый вкусный и приятный
                Уж конечно
сок томатный.
                Витаминов много в нем,
                Мы его охотно пьем.

Витамин В делает человека бодрым и сильным, укрепляет наше сердце и нервную систему.

4 ребенок: Витамин С: 

От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Но, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Я- Витамин С, помогаю бороться с простудой и укрепляю иммунитет. Я – аскорбинка, маленькая витаминка!

Л: Молодцы! Спасибо! Ваши подарки? обязательно помогут Волчонку. «Витамины» отдают продукты, логопед кладет их в посылку. 

Л: Помните, Волчонок сказал, что сьел бы что –нибудь вкусненького. А из полезных продуктов можно ведь приготовить вкусную и здоровую еду.  Помните, я вам показывала Книгу о вкусной и здоровой пище.

А мы же с вами тоже сделали Кулинарную книгу. Помните, чьи рецепты вошли в нашу Книгу?

 Ксения: В Книге мой рецепт. Мы с мамой готовили блинчики с творогом.

Лев: Мы с папой готовили лапшу с креветками и т.д.

Л: Оказывается, сколько вкусных блюд можно приготовить.

Давайте пошлем нашу книгу Волчонку, и он приготовит что- нибудь вкусное, когда выздоровеет.

Л: Ребята, мы собрали все самое необходимое для нашего лесного друга. Думаю, благодаря вашей помощи Волчонок быстро выздоровеет!

Л: Помните, он сказал, что любит лепить, рисовать. Чтобы Волчонок не уставал во время своих дел, давайте научим его нашей любимой физкультминутке «Хома, Хома, хомячок».

6. Физкультминутка

 «Хома, Хома, хомячок»

Хома, Хома, хомячок, (кулачок на кулачок)

Полосатенький бочок , (проводят руками по бокам)

Хома раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками), 

Лапки трет (движение мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Л: Молодцы, ребята! Волчонок научится и будет со своими друзьями делать эту физкультминутку!

Дети садятся на стульчики.

Работа с плакатом «Режим дня»

Л: Ребята, пока мы делали физкультминутку, мне пришла в голову мысль: а может Волчонок заболел, потому что не соблюдал режим дня?

Л: Что такое режим дня?

Д: Режим дня -это когда все делаешь по распорядку, вовремя: спишь, ешь, играешь.

Л: Правильно! Мы соблюдаем режим каждый день, поэтому и не болеем.

Л: Давайте Волчонку передадим наш плакат «Режим дня».

Логопед переворачивает мольберт с плакатом «Режим дня», на которой отсутствуют некоторые картинки.

Л: Где же картинки? Может кто- нибудь догадается, каких картинок не хватает на плакате?

Д: На плакате  не хватает картинки с зарядкой. Мы ее делаем утром.

На плакате не хватает картинки с тихим часом. Тихий час бывает днем. 

На плакате не хватает ужина. Ужинаем мы вечером.

(Логопед находит картинки на столе)

Л: Вот же картинки! Молодцы, вы хорошо знаете режим дня.

Дети находят место сюжетной картинки на плакате «Режим дня» и прикрепляют картинку. При необходимости проводится индивидуальная работа. 

Л: Плакат для Волчонка готов! Теперь и он, надеюсь, будет соблюдать режим дня.

Посылка для Волчонка готова. Приклею потом адрес, и после работы я отправлю ее по почте.

Л: Как говорится в пословице: «Сделал дело- гуляй смело!» Теперь можно и поиграть в нашу любимую игру с обручем.  

Нейропсихологическая игра с обручем (под музыку) Дети стоят в кругу, держатся за руки. Не расцепляя рук, дети пропускают обруч через себя.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с обручем играть!

III. Заключительный этап. Интервьюирование. Рефлексия.

Логопед подводит итоги занятия, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

Дети стоят в кругу после игры.

Л: Ребята, посылку Волчонку мы собрали, но ведь можно ему и советы наши послать. Что мы посоветуем Волчонку делать, чтобы не болеть? Давайте каждый придумает по одному совету, Надежда Анатольевна снимет нас на камеру, потом скинем на флэшку и вложим ее тоже в посылку.

Логопед дает детям микрофон.

  Каждый вспоминает один совет!

Д: Я посоветую соблюдать режим дня

Я советую есть здоровую, богатую витаминами, пищу.

Я советую делать Волчонку зарядку.

Я посоветую Волчонку одеваться по погоде и не ходить без шапки.

Я посоветую руки мыть с мылом.

Л: Все, что вы посоветовали Волчонку, называется Здоровый образ жизни. Кто считает, что он тоже готов соблюдать эти правила в детском саду и дома, может пройти и встать в красный обруч. А кто, может, ленится делать зарядку или не ложиться вовремя спать, пройдите и встаньте в зеленый обруч.

Итак: Красный обруч- я соблюдаю ЗОЖ, зеленый- ленюсь.  

Л: Молодцы! Это значит, что вы с детства заботитесь о своем здоровье! Ребята, помните, если вы будете соблюдать правила здорового образа жизни, болезни вас будут обходить стороной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа воспитателя по развитию детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада комбинир...

Календарно-тематическое планирование ООД для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи.

Календарно-тематическое планирование ООД для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой  МАДОУ детского сада к...

Совместная деятельность учителя логопеда с детьми старшей группы с тяжелым нарушением речи «Космическое путешествие»

Цель: Закреплять и обобщать  знания детей о космосе: солнечной системе, полётах в космос, профессии космонавта.Задачи:КоррекционныеСовершенствовать  навык  работы по закрытой картине, и...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....