СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
статья по логопедии на тему

 

Логопедическое сопровождение детей, имеющих легкие нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, является обязательной составляющей коррекционной работы МБДОУ. Различные нарушения речи, такие как ФН, ФФН, ОНР  являются вторичными нарушениями по отношению к основным диагнозам наших воспитанников – это вальгусные и плоско-вальгусные деформации стоп  и колен, сколиотическая осанка, плоскостопие. Во многом это определяется неврологическим статусом, задержкой в формировании проводящих путей, нарушениями эмоционально-волевой сферы личности.

            В МБДОУ работают группы, в которых наблюдаются и получают коррекционное сопровождение  дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Частью работы учителей-логопедов является работа с родителями, которые в условиях семьи выполняют их рекомендации, отрабатывают и автоматизируют звуки, следят за точностью произношения. Поэтому очень важно, чтобы родители воспитанников проявляли заинтересованность  в выполнении заданий, тогда и у ребёнка-логопата появится серьёзная мотивация к исправлению. Качественно выполнять эту работу могут далеко не все родители, зачастую они не умеют, не могут, не хотят, не имеют времени для этого. Преодоление этой проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_logopeda_i_roditeley.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО  РОДИТЕЛЕЙ  И  ЛОГОПЕДА

В  РАМКАХ  СОВРЕМЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ.

 

Логопедическое сопровождение детей, имеющих легкие нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, является обязательной составляющей коррекционной работы МБДОУ. Различные нарушения речи, такие как ФН, ФФН, ОНР  являются вторичными нарушениями по отношению к основным диагнозам наших воспитанников – это вальгусные и плоско-вальгусные деформации стоп  и колен, сколиотическая осанка, плоскостопие. Во многом это определяется неврологическим статусом, задержкой в формировании проводящих путей, нарушениями эмоционально-волевой сферы личности.

         В МБДОУ работают группы, в которых наблюдаются и получают коррекционное сопровождение  дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Частью работы учителей-логопедов является работа с родителями, которые в условиях семьи выполняют их рекомендации, отрабатывают и автоматизируют звуки, следят за точностью произношения. Поэтому очень важно, чтобы родители воспитанников проявляли заинтересованность  в выполнении заданий, тогда и у ребёнка-логопата появится серьёзная мотивация к исправлению. Качественно выполнять эту работу могут далеко не все родители, зачастую они не умеют, не могут, не хотят, не имеют времени для этого. Преодоление этой проблемы является постоянной задачей работы логопедов в МДОУ.

         На современном этапе развития системы дошкольного образования происходит закономерная и  значимая для нас смена понимания взаимоотношений «Семья» и «Детский сад». Семья называется главным воспитателем ребенка, детский сад – помощником, консультантом, исполнителем образовательного заказа. Более того, превращение семьи  в активного участника образовательного процесса - решающий фактор эффективности любой программы обучения. Это общение заинтересованных друг в друге, взаимопонимании и работе во благо ребенка. Именно эту модель и пытаемся внедрять в общение, строить диалог с данной позиции.

Однако многолетняя практика и система, в которой воспитывались и сами родители, «держит» отношения. Необходимо время и специальные усилия сотрудников МБДОУ на выведение отношений на партнерский уровень. В основу нашего нового взаимодействия с родителями мы положили следующую идею: необходимо предложить родителям как можно более разнообразные формы работы по логопедии,  для того, чтобы каждый нашел свое, доступное и привлекательное, доступное и интересное. И далее на этой основе построить контакт, выйти на мотивацию, взаимодействие, ответственность. Мы активно используем и традиционные, и инновационные формы работы, не делая приоритетов, ибо каждая семья возьмет свое, доступное, близкое по духу семьи.

Нашу работу мы  группируем по трем направлениям (условно, потому что разграничить их нельзя, они перетекают друг в друга):

  1. Методическая работа с родителями, направленная на обучение приемам выполнения гимнастики, постановки и контроль за звуком, развития речевого дыхания.
  2. Консультативное направление – предоставление консультаций по отдельным направлениям и темам, трудностям, которые интересуют родителей, по возрастным особенностям развития речи и проч.
  3. Профилактическое направление – индивидуальное и групповое консультирование по проблемам развития, по прохождению комиссий  с иными специалистами (сурдологами, неврологами, отоларингологами и проч.)

Представим формы нашей работы:

Мини-лекции

На начальных этапах совместной работы логопеда с родителями важна беседа, в ходе которой даются разъяснения специфики логопедической работы: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения, выясняются условия воспитания ребёнка в семье, особенности ребёнка, увлечения. Логопед интересуется тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча важна как для логопеда, так и для родителей. От правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. В дальнейшем, в индивидуальных беседах обращается внимание родителей на успех и маленькие достижения детей. Родители прислушиваются к советам и рекомендациям логопеда, делятся своим мнением и впечатлениями.

Прослушивание аудиозаписи с речью детей

Родители слушают аудиозаписи речи детей в начале учебного года и чистой речи в конце года.

Мастер-класс

Круглый стол (по результатам анкетирования, частных бесед 1р в 3 мес.)

Буклеты, памятки

Информационные стенды

Для информирования родителей о ходе коррекционного процесса используются специальные памятки, буклеты, консультации логопеда. В течение всего года родителям доступны папки-передвижки и информация на стендах группы.

 

ИКТ

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно- коммуникативных технологий. Современные средства ИКТ помогает нам, логопедам, разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей, обеспечивает диалог учителя-логопеда и родителей, возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, необходимой информации.

 Общение в социальных сетях

Общение с родителями в закрытой группе  создаются и моделируются родителями, логопед обсуждает поставленные вопросы, размещает рекомендации, просматривается материал и обновляется. Размещение информации на сайте ДОУ.

Медиатека

Медиатека для родителей (электронные игры, электронные варианты книг по логопедии).

Конкурсы детского и детско-взрослого творчества 

Большой отклик вызывают у родителей всевозможные конкурсы. Например, одной из форм организации досуговой деятельности дошкольников служит  конкурс чтецов, который дает каждому малышу возможность для самореализации. Для детей с нарушениями речи - это ещё один этап коррекционно-развивающей работы. Стихи к конкурсу подбираются педагогами и родителями, т.к. родители также участвуют в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей, являются членами жюри.

Совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе, видеть динамику развития и коррекции речи  своих детей. Менее ответственных родителей эта система дисциплинирует, заставляет повернуться лицом к проблемам ребёнка.

День открытых дверей

К наиболее перспективным формам работы в МБДОУ с родителями относятся дни открытых дверей. Проводятся 2-3 р. в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним различных специалистов.

Творческие отчёты родителей

Новая форма сотрудничества с родителями, трудная, но в тоже время требует от них творчества и  изобретательности.

 Родительские конференции

Итог сотрудничества, итог работы всех специалистов. Поэтому обязательно поощряем и благодарим родителей за внимательное и ответственное отношение к заданиям логопеда. Вручаем особенно старательным и активным родителям похвальные грамоты, дипломы «Лучшему помощнику логопеда», «Старательному помощнику логопеда», «Самой активной семье».

Практика нашей работы показала эффективность заявленного нами подхода к построению работы с семьей. Статистика, которая ведется ежегодно и после каждого мероприятия, показывает уровень участия родителей до 70%. Это очень много, и многое из этого за счет таких современных форм работы, как интернет - общение, медиатека. Таким образом, только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть, достигнут положительный и стабильный результат в коррекции речи детей.