Пальчиковая гимнастика.
статья по логопедии на тему

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев ".                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika1_1.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

 Ребенок не говорит или плохо говорит. В каждой семье к этому относятся                            по -  разному. Одних тревожит что ребенок говорит мало, другие спокойны, что их трехлетний ребенок не может составит простую фразу. Родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками и играть с ними. Однако если вовремя помочь ребенку, эти проблемы можно успешно решить. Поэтому на помощь нам приходит пальчиковая гимнастика. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев ".                                                                                            В последние годы активно обсуждается необходимость пальчиковых игр для гармоничного развития ребенка. А ведь современное на первый взгляд понятие имеет далеко идущие в глубь веков корни. Например, наши предки обращали внимание на то, как ребенок сжимает кулачок. Считалось, если большой палец малыша оказывается внутри кулака, значит у него слабые мышцы рук. Тогда же для тренировки пальчиков придумали тряпичную игрушку – ее надевали ребенку на мизинец и с ней кроха сжимал кулачок правильно. Мудрые наши прабабушки во время ежедневной стряпни давали детям кусочек теста – прекрасный материал для развития мелкой моторики. Современные педагоги, опираясь на опыт поколений, нашли и сформулировали определения, разработали много новых приемов развития мелкой моторики и даже выделили виды пальчиковой гимнастики.

Что представляет собой пальчиковая гимнастика. Она бывает пассивная и активная. Пассивная пальчиковая гимнастика применяется в работе с младенцами и с детьми у которых плохо развита мелкая моторика. В процессе занятий, взрослый и ребенок выполняют движения вместе или их делает педагог, держа руки ребенка в своих руках. Активная пальчиковая  гимнастика выполняется самим ребенком.                                                            В наше время задержка речевого развития у дошкольников встречается очень часто. Именно поэтому пальчиковая гимнастика стала столь актуальна. Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставят удовольствие не только ребенку, но и взрослому. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.                                                                                        Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации:

 В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.                                                                                                                                         В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.                                                                                                                                                                                          В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.                                                                                                                                           Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.                   Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.                                        

Плюсы пальчиковой гимнастики.

1.Позволяет развить осязание: малыши познают на чувственном уровне форму и величину предметов, а также из какого материала они сделаны.

2.Развивают координацию движений и чувство ритма, внимательность.

3.Развивают мелкую моторику, что непосредственно влияет на развитие речи.

4.В непринужденной игровой форме готовит руку ребенка к письму.

5.Вызывает положительные эмоции и позитивно влияет на отношения ребенка с близкими людьми.

Правила проведения пальчиковой гимнастики.

1.Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковая.

2.Пальчиковую гимнастику следует проводить регулярно (желательно ежедневно).

3.Пальчиковую гимнастику следует начать с объяснения самого процесса игры (расскажите ребенку, что вы будете делать).

4.После объяснения следует размять пальцы, сгибая и разгибая их.

5.Покажите основные фигуры и выполните их вместе с ребенком, после этого можно начинать проводить пальчиковую гимнастику.

6.Произносите стихи эмоционально, с выражением, делая паузы.

7.Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого занятия нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).                                                         

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.  

Пальчиковая гимнастика.

1. « Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).

2. Имитация игры на фортепьяно.

3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе).

4. «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

5. «Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.

6. «Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями «передвигаются» в разных направлениях.

7. Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.

8. «Ладонь – ребро – кулак». Сначала правой, затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

9. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

10. «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.

11. Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу»,   «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.

12. «Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

Пальчиковые игры.

1. «Липкие пальчики». Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвёртый – в мармеладе. Каждый палец по очереди прикасается к большому.                                                                                                                                             2. «Трудолюбивые пальчики». «Большому дрова рубить, тебе воду носить, тебе печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь да плясать, родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами обеих рук.                                                                           3. «Улей». «Вот маленький улей, где пчёлы спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з!». Пальцы сжать в кулак, выпрямлять их по одному.                                                                                                                       4. «Капуста». «Мы капусту рубим – рубим. Мы капусту солим – солим. Мы капусту жмём – жмём». На первую фразу поставить локти на стол, поднимать и опускать кисти рук. На вторую – поочерёдно поглаживать подушечки пальцев. На третью – тереть сжатые в кулачок пальцы друг о друга. На четвёртую фразу – сжимать и разжимать кулачки.                                                                                                                               5. «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.                                                                                                                                     6. «Замок». «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали. Мы замочек покрутили. Мы замочек покрутили. Мы замочек потянули – открыли». Произвольные движения, соответствующие тексту.

7. «Пять пальцев». «На моей руке пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить». Ритмично сжимать и разжимать кулачки.                                                                                                                             8. «Повстречались». «Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу». Два щенка: «Ав-ав». Два жеребёнка: «Иго-го». Два тигрёнка: «Р-р-р!». Два быка: «Му-у!». Смотри, какие рога». На каждую фразу соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.                                                                                          9. «Раз, два, три, четыре, пять». « Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные. На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, хотя не очень... чистые». На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью – по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.                                                                                                               10 «Лодочка». «Две ладошки , друзья, - это лодочка моя. Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там». На две первые фразы ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «Паруса подниму» выпрямленные ладони поднять вверх, затем имитировать движения волн и рыбок.                                                                                                        11. «Коза и козлёнок». «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая. За ней козлёночек бежит, колокольчиком звенит». На первую фразу указательными пальцами и мизинцами изобразить рога. На вторую - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз («колокольчик звенит»).

Желаю удачных занятий!

Используемая литературы:

1.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Творческий центр «Сфера», Москва 2004 г.

2. Краузе Е.Н. Логопедия. Издательство «Учитель и ученик», «Корона принт»,

Санкт – Петербург, 2002 г.

3.Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. Издательство «Дельта»,

Санкт – Петербург, 1997 г.

4.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. Издательство «Лань», Санкт – Петербург,1999 г.

5.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. ИЧП «Хардфорд»,         Санкт – Петербург, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...