АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Лукашова Светлана Макаровна

Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Ускорить развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ребенка можно с помощью специальных занятий, проводимых в форме логопедической артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА14.77 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Качели».

А) рот открыт . Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается в низ к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Б) рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

В) рот открыт . Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикосается к верхним резцам, затем к нижним.

Г) рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.

Д) рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Е) рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого неба.

2. «Язык перешагивает через зубы».

 Рот открыт . Губы в улыбке. Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

3. «Чьи зубы чище».

 Рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

4. «Маляр».

Рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед «от зубов к горлу и обратно».

5. «Лошадка».

Рот открыт . Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

6. «Грибок»

 Рот открыт . Губы в улыбке. Прижать широкий  язык всей плоскостью к     нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

7. «Гармошка».

             Рот открыт . Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить чтобы при открывании рта губы были  в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. Пощелкать кончиком языка.

Рот открыт . Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

9. «Вкусное варенье»

Рот открыт . Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

10. «Болтушка»

Рот открыт . Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

11. «Фокус».

Рот открыт . Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

12. «Автомат».

Рот открыт . Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

13. «Барабан».

Рот открыт . Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Используемая литература.

  1. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.-СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 64с.
  2. Визель Т.Г.  «Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи». М.: ТЦ «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...