Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Вафина Лейла Мансуровна

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 13 «Ивушка» г.Нурлат РТ

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

    Тема: «Что мы знаем о птицах»

    Логопед Вафина Лейла Мансуровна

    2015 год


    Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

    Задачи:

    1. коррекционно-образовательные:

    -активизировать словарь детей по теме «птицы»;

    - расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;

    -закреплять навык словообразования прилагательных;

    -закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

    -упражнять в согласовании существительных с числительными;

    -закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.

    2. коррекционно-развивающие:

    -развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.

    3. воспитательные:

    -воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

    Оборудование: презентация «Про птиц», видеоролик «Песни про птиц», картины с изображениями птиц, фишки, для оценки ответов детей.

    Ход занятия.

    Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами сейчас посмотрим презентацию. А потом вы мне скажете, про кого мы смотрели. Но смотреть и слушать надо очень внимательно, потому что после просмотра нужно будет отвечать на  вопросы.

    Просмотр презентации «Про птиц»

    Просмотр презентации сопровождается рассказом о птицах.

    Королек – самая маленькая птица наших хвойных лесов.

    Колибри – самые маленькие птицы в мире.  Они питаются нектаром цветов и животной пищей (мелкие паучки и мягкие насекомые).

    Большинство птиц летают. Но не все. Страусы, пингвины и киви – не летающие птицы.

    Пингвины не умеют летать, но умеют плавать. У них крылья покрыты не перьями, а чешуёй.

    Страусы – самые большие птицы. Они очень быстро бегают, но не летают.

    Киви – очень своеобразные птицы. Они не умеют летать. У них крылья не развиты, а хвост отсутствует вообще. У киви очень слабое зрение.

    Клёст чаще всего выводит своих птенцов зимой. У клёста клюв перекрещивающийся.  

    У пеликана имеется мешок под клювом.

    Стриж – самая быстрая из летающих птиц.

    Вопросы по просмотренной презентации.

    Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

    Как называется  самая маленькая птица в мире? (колибри)

    Какие птицы не умеют летать? (Страусы, киви, пингвины)

    У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?

    Какая птица самая большая? (Страус)

    Какая птица выводит своих птенцов зимой? (Клест)

    У какой птицы имеется мешок под клювом? (У пеликана)

    Какая птица самая быстрая из летающих птиц?

    Узнай птиц  по голосам

    Презентация «Голоса птиц»

    Просмотр презентации. При просмотре называется каждая птица.

    Ребята, давайте же вспомним, какие птицы какой голос подают? Я называю птицу, а вы скажете, как он голос подает.

    Кто как голос подает

    Курица (кудахчет, квохчет)

    Воробей (чирикает)

    Сорока (стрекочет)

    Ворона (каркает)

    Голуби (воркуют)

    Петухи (кукарекуют)

    Индюк (клёкает)

    Артиккуляционная гимнастика

    «Чашечка», «Часики», «Хоботок» - «Улыбочка», футбол, «Балтушечка»

    Задание на внимание.

    Логопед: Я буду произносить стихи, если услышите названия  птиц – хлопните в ладоши перед собой.

    Прилетели птицы:

    голуби, синицы,
    мухи и стрижи.

    голуби, синицы,
    аисты, вороны,
    галки, макароны.
    голуби, куницы.

    Логопед: А теперь, если услышите названия  птиц,  хлопните в ладоши за  спиной.

    голуби, синицы,
    чибисы, чижи,
    галки и стрижи,
    комары, кукушки. 

    голуби, синицы,
    галки и стрижи,
    чибисы, чижи,
    аисты, кукушки,
    совы и ватрушки.

    Дети садятся на места.

    Физминутка (Пальчиковая гимнастика)

    Пой–ка, подпевай-ка,
    Десять птичек – стайка,
    Эта птичка – воробей,
    Эта птичка – совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка – свиристель,
    Эта птичка – коростель,
    Эта птичка – скворушка,
    Серенькое перышко.
    Эта – зяблик,
    Эта – стриж,
    Эта – развеселый чиж.
    Ну а эта – злой орлан,
    Птички, птички, по домам.
    /руки за спину/

    Скажи одним словом.

    Образование прилагательных из 2х слов

    У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
    У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
    У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
    Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
    У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).
    У соловья звонкий голос, он …(звонкоголосый).

    У снегиря красная грудка, значит он какой? (красногрудый)

    У вороны черная голова. Она…(черноголовая)

    Усовы большие глаза. Она… (большеглазая)

    Отгадывание загадок про птиц

    Чик-чирик! К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это? (Воробей)

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит ягоды клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять. (Снегирь)

    Всю ночь летает, мышей добывает,

    А станет светло – спать ляжет в дупло. (Сова)

    Все время стучит,

    Деревья долбит.

    Но их не калечит,

    А только лечит. (Дятел)

    Желтое брюшко у маленькой птички.

    А зовут ее … (синичка).

    Задания на развитие фонетико-фонематической стороны речи

    Работа с картинками

    Девочки, выберите птицы, в названиях которых есть звук Р.

    Мальчики, выбери птицы, в названиях которых есть звук Рь.

    Назови птицу, которая начинается на букву…

    Я назову букву, а вы назовите птицу, название которой начинается на эту букву. Отвечаем по очереди, начинает Ильназ. За каждый правильный ответ вы получаете фишку.  

    С  – синица, снегирь, соловей, сова, скворец, стриж, свиристель

    В – ворона, воробей

    Ж – журавль, жаворонок

    Д – дятел, дрозд

    А - Аист

    Игра «Цепочка слов»

    Я называю птицу, а вы послушайте, какой последний звук. Затем вы сами называете птицу, название которой начинается на данный звук. Например: ворона – последний звук А. назовите птицу, название которой начинается на звук А. Аист – Т. Трясогузка – А. А если вы не сможете назвать на последний звук, то ищем название птицы на предпоследний звук.  (К).

    Раздели слова на слоги: Хлопайте в ладоши столько раз, сколько слогов вы слышите

    Ле-бе-ди

    Си-ни-цы

    Гу-си

    Жу-рав-ли

    Гусь

    Клёст

    Игра «Один-много».

    Л-д: предлагаю поиграть в игру «Один-много».

    Снегирь          много снегирей

    Синица          много синиц

    Голубь         много голубей

    Ворона         много ворон

    Дятел                 много дятлов

    Сорока         много сорок

    Воробей         много воробьев

    Работа с вырезанными по контуру птицами.

    Выберите все синицы, сколько их?

    Такое же задание выполняется с птицами (голубь, снегирь, воробей, дятел)

    Динамическая пауза.

    Л-д: - немного отдохнем, я превращаю вас в зимующих птиц, вы будете делать, то о чем я говорю.

    Дети выполняют движения по тексту.

    Птицы крыльями махали – все летали и летали,

    Птицы в воздухе кружились,

    На дорогу опустились,

    По дорожке поскакали,

    Крошки, зернышки клевали.

    И водички выпивали

    Л-д: - Превращаю птиц в детей,

    На свои места скорей!

    Упражнение «Продолжи предложение»

    Осенью птицы улетают на юг потому, что … (им становится холодно и тяжело найти пищу).

    Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …(он лечит деревья)

    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).
    Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет).

    Киви не могут летать, потому что … (у них крылья плохо развиты).

    Подведение итогов.

    Ребята, о чем мы сегодня говорили?

    Что вам больше понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

    Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

    Тема: наша дружная семьяТип занятия: подгрупповоеЦель занятия: составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинПрезентация прилагается....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

    Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема : "Посуда".

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы ОНР....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи "Посуда"

    Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

    Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....