Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи "Посуда"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Сергеева Елена Леонидовна

    Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon posuda.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедическое занятие в старшей группе

    компенсирующей направленности

    по развитию лексико-грамматического строя речи

    Тема: «Посуда» 

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие: обобщить знания и активизировать словарь детей по лексической теме «Посуда»; формировать у детей умение согласовывать личные местоимения с существительными, упражнять в словообразовании; упражнять детей в составлении описательных рассказов по мнемотаблице; формировать умение употреблять в речи антонимы, относительные прилагательные

    Коррекционно-развивающие: стимулировать речевое развитие детей благодаря развитию мелкой моторики пальцев рук, активизировать внимание, мышление, память, воображение; развивать у детей эстетический вкус

    Коррекционно-воспитывающие: воспитывать гуманные чувства у детей, формировать представление о взаимовыручке, взаимопомощи.

    Оборудование: «Чудо-дерево» с картинками посуды, мебели и обуви; чашка, стакан, подстаканник, заварочный чайник с заваркой, мяч, рисунок с контурами посуды, разрезные картинки, посуда на подносе, природный материал, компьютерная презентация, мультимедийная установка, костюм Федоры: фартук и косынка.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    -Ребята, посмотрите (Логопед показывает детям чудо-дерево, на котором висят картинки с изображением посуды и не только (одежда, обувь и т.д.))

    -Как у наших, у ворот чудо-дерево растет,

    А на дереве на этом разные растут предметы.

    -Ребята, подойдите к чудо-дереву и возьмите каждый по картинке с изображением посуды.

    2. Дидактическая игра «Жадина» (Упражнение в согласовании личных местоимений с существительными)

    -Давайте поиграем, сейчас вы по очереди скажете о предмете, который нарисован у вас на карточке: он мой, или она моя, или оно мое, либо они мои.

    Дети по очереди отвечают и складывают картинки на стол.

    -Молодцы, ребята, присаживайтесь на стулья.

    3. Упражнение в словообразовании.

    Опыт. Логопед ставит на стол стакан, чашку, заварочный чайник с чаем. Наливает чай в стакан и чашку.

    -Ребята, посмотрите, я налила чай в стакан и чашку. В стакане чай видно? (Да.), а в чашке? (Нет.) Почему? (Стакан прозрачный, а чашка нет)

    Когда я беру стакан, мне горячо, а когда чашку – нет. Почему? (У стакана нет ручки, а у чашки есть). А для того, чтобы не было горячо, когда берешь стакан, есть специальный предмет. Вот он. (Показывает подстаканник). Его ставят под стакан. Подумайте, как он может называться? (Выслушивает ответы детей, если дети не смогли правильно назвать этот предмет, называет его.) Ребята, если уронить стакан, что с ним произойдет? (Разобьется.) Почему? (Потому, что стакан хрупкий.) А если уронить подстаканник? (Не разобьется). Почему? (Потому, что подстаканник прочный). Значит, посуда бывает какая? (Хрупкая, а бывает, наоборот, прочная).

    4. Игра «Скажи наоборот» (Закрепление употребления в речи антонимов)

    -Давайте с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Вы поняли, как играть в эту игру? Итак, начинаем (игра с мячом): прочная-(хрупкая), широкая-(узкая), низкая-(высокая), мелкая-(глубокая), маленькая-(большая), белая-(черная), толстая-(тонкая), тупая-(острая), горячая-(холодная), чистая-(грязная), битая-(целая).

    -Молодцы, ребята! Посмотрите-ка, а посуда наша спряталась, давайте попробуем ее найти. Внимательно посмотрите на рисунок и найдите, какие предметы посуды здесь спрятались. (Показывает рисунок, на котором пересекаются контуры разных предметов посуды.) Кто догадался, пальчиком обведет контур и назовет посуду, которую он здесь увидел. (Дети по одному выходят и обводят контуры посуды.) Молодцы!

    -Ребята, а что надо делать с посудой, если она грязная? (Ответы детей). Правильно, ее надо помыть, давайте представим, что мы помогаем маме мыть посуду, сделаем гимнастику для пальчиков.

    5. Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Развитие мелкой моторики)

    Раз, два, три, четыре,                                         (Удар кулачками друг о друга,

     хлопок в ладоши; повторить.)

    Мы посуду перемыли:                                       (Одна ладонь скользит по

     другой по кругу.)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку                        (Загибают пальчики по одному,

    И большую поварешку.                                                начиная с большого.)

    Мы посуду перемыли:                         (Одна ладонь скользит по другой по

     кругу.)

    Только чашку мы разбили,                                (Загибают пальчики по одному,

    Ковшик тоже развалился,.                                            начиная с большого.)

    Нос у чайника отбился.

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Так мы маме помогали.                                     (Удар кулачками друг о друга,

     хлопок в ладоши; повторить.)

    -Как же нужно обращаться с посудой? (Бережно, аккуратно.) А какой сказочный персонаж обращался с ней плохо? (Федора) Правильно, Федора из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского. Я приглашаю вас отправиться в гости к Федоре. (Играет волшебная музыка)

    -Глазки закрываем, тихо отдыхаем.

    Вокруг себя я обернусь и в Федору превращусь.

    (Дети закрывают глаза, логопед надевает фартук, платок и «превращается» в Федору).

    Федора:

    «Ой вы, бедные сиротки мои,

    Утюги и сковородки мои!

    Вы подите-ка немытые домой,

    Я водою вас умою ключевой.

    Я почищу вас песочком,

    Окачу вас кипяточком,

    И вы будете опять,

    Словно солнышко сиять».

    (Разбрасывает большие разрезные картинки: «чайник», «чашка», «сахарница».)

    -Ой, ребятки, разбилась моя посуда! Может, вы мне поможете ее собрать! Поможете? Ой, спасибо! Тогда разделимся на три группы: первая группа ребят будет собирать вот такой чайник (показывает изображение целого чайника), вторая- вот такую чашечку, а третья- вот такую сахарницу.(Дети собирают картинки)

    -Спасибо, ребятки!

    Уж не буду, уж не буду

    Я посуду обижать,

    Буду, буду я посуду

    И любить и уважать!

    Раз вы такие молодцы я хочу с вами поиграть! Давайте попробуем изобразить посуду.

    6. Развитие общей моторики (Координация речи с движением)

    Вот большой стеклянный чайник,

    Очень важный, как начальник. (Надули живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

    Вот фарфоровые чашки

    Очень хрупкие, бедняжки.                           (Присели, одна рука на поясе).

    Вот фарфоровые блюдца,

    Только стукни- разобьются.                    (Кружатся, рисуя руками круг).

    Вот серебряные ложки,

    Голова на тонкой ножке.           (Потянулись, руки сомкнули над головой.)

    Вот пластмассовый поднос,

    Он посуду нам принес.                                 (Легли на ковер, вытянулись)

    7. Упражнение в употреблении в речи относительных прилагательных.

    -Вот пластмассовый поднос (показывает на поднос с посудой). Ребята, посмотрите, какая на нем разная посуда. Вот ложка из дерева, значит она какая? (деревянная), стакан из стекла- …стеклянный, горшок из глины-…глиняный, чашка из фарфора-   фарфоровая, рюмка из хрусталя-   хрустальная, подстаканник из серебра-   серебряный, вилка из металла-   металлическая, поднос из пластмассы-   пластмассовый. Молодцы! Посмотрите, какая красивая расписная мисочка и чашечка, а моя посуда не очень красивая, вы поможете мне ее украсить? Спасибо, тогда давайте, кто какую посуду собирал, ту и будет украшать природным материалом. (Дети выкладывают узоры из природного материала: перья, камешки, ракушки, засушенные растения)

    8. Составление рассказов о посуде по мнемотаблице (компьтерная презентация) (3-4 рассказа)

    9. Итог занятия. Федора:-Вы настоящие художники! Спасибо вам большое, теперь из такой красивой посуды не стыдно и гостей чаем угостить. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

    Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

    Тема: наша дружная семьяТип занятия: подгрупповоеЦель занятия: составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинПрезентация прилагается....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

    Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР подготовительного дошкольного возраста.

    Материал к лексической теме "Семья", может использоваться логопедами и воспитателями логопедических групп на подрупповых занятиях по развитимю речи и в индивидуальной работе с детьми с ОНР....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема : "Посуда".

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы ОНР....