Консультация "Использование модельных схем"
консультация по логопедии на тему

Ионова Светлана Александровна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_modelnyh_shem.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модельных схем

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и тд., забывая о дальнейшем развитии событий . А ведь основное для рассказчика - Это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами , ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях , мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать? И вот, сегодня мы хотим поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.

В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.       Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.         Оказалось , что именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией  М.А.Васильевой,  в подготовительной к школе группы дети  должны уметь: пользоваться  диалогической  и монологической речью;  вести координированный диалог с  воспитателем;  содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы, загадки.

  Из чего же строится речевое развитие ребёнка?

Это беседы со взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.

Когда педагог беседует с ребёнком или  читает литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.

Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений  с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей  и обратить их  внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям  установить смысловые связи между ними.

  Параллельно  с этой работой мы считали  необходимым обязательное  использование  настольно- печатных игр, которые помогали  детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,  интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года".        

В старшей и подготовительной к школе группе  началась  работа  по построению и использованию наглядных схем, моделей.

1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы  на вопросы , разыгрывание  сюжета   в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой - нибудь сюжет, или героя сказки  на предмет -  заместитель.  

Например,  если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на  геометрическую форму - квадрат, и т.д.

3.Следующим этапом работы  будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему  и показываем,  как можно последовательно составить рассказ.

4. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать  нужные элементы модели, последовательно их располагать  в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что - то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку  самому проявить инициативу.

5. Следующим этапом работы по использованию схем это - самостоятельный  выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это  комплекты моделей  "животные  и птицы", "природные явления", "растения",  "предметов ближайшего окружения".

Наглядные  модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

6.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка  является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка с взрослым к его собственному творчеству.  Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.  Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Но  надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными, типа : Жил был мальчик, он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой  и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия мы  вводим задачи по активизации и обогащению словаря.

Например,  такие речевые игры,  как  "Кто что делает?", "Целое - часть",   "Объясни?", "Скажи по -  другому", "Скажи наоборот", "Скажи коротко" и т.д.  

  И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.

Безусловно,  в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка.

Отсутствие подобной, даже упрощенной  структуры ведет к хаотичности событий, и здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который поможет детям отдельные события  организовать в единый сюжет.

Эту работу мы строим  следующим образом:

Объясняем, что прежде чем  создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет,  главных  героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.

После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме.

После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах,  как  добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы начали создавать свою "Книгу сказок". Детям нравиться то, что зарисовав, а мы записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей, мы читаем сказки собственного сочинения.

Показ "Книги сказок".

 Ещё нам хотелось бы рассказать вам,   о применении модельных схем,  при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.  Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для  удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые , но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп....

Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....

Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»

Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему;  закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе "Ателье мод"

Развитие связной речи, составление описательных рассказов  об одежде,  опираясь на схему, обогащение словаря за счет новых слов, формирование грамматически правильной речи детей....

Модельные схемы: "Как хлеб на стол пришёл", "Путь зёрнышка".

Цель: Закрепить знания детей о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлебных культур и их превращение в хлеб. Учить составлять рассказ,  опираясь на модельные схемы. Воспитыв...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»

Цель и задачи:1.            Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему.2....