Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Литюшкина Ольга

Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему;  закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея); обогащению знаний детей о свойствах материалов,  из которых сшита одежда; закреплению названий тканей ( ситец, шелк, драп,шерсть, вельвет, мех); упражнению в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению ( праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности ( мужская, женская, детская).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atele_mod_konspekt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»

Мм

Конспект нод

по составлению описательных рассказов

с использованием модельных схем

в старшей группе

«Ателье мод»

                     

                   

                                                                                 Провела: Литюшкина  О. В.

с. Лямбирь.

Цели:

  1.  Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему Т.А.Ткаченко
  2.  Упражнять  в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская).
  3.  Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
  4.  Закрепить  названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям,  закройщик, швея).

Предварительная работа:

  1. Блок занятий по  обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему  Т.А.Ткаченко.
  2. Экскурсия в швейное ателье.
  3. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду».
  4. Дидактические игры: «Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», « Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды».
  5. Сюжетно-ролевые игры:  «Магазин одежды», «Ателье».
  6. Изо-деятельность: аппликация «Украшение  фартука», рисование «Украсим юбку для барыни» (дымковская роспись), рисование  «Одежда для  куклы».

Материалы к занятию:

  1. Схема для  составления описательного рассказа об одежде;
  2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская)  на демонстрационных вешалках;
  3. Картинки с разными сезонами и картинки  одежды к игре  «Разложи одежду по сезону»;
  4. Образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде».

 

                            Ход занятия:

Воспитатель:   Ребята, послушайте считалочку:

(читает считалку)

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник и портной. Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.

        В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной одна из самых нужных профессий на Земле.

А  вы знаете, где сегодня работают портные?  (Портные работают в ателье или на швейной фабрике).

Правильно, если портной работает в ателье, то входит  в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.

Дети:  Модельер – придумывает модели одежды,  художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик –  разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.

Воспитатель: Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол: мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.

А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т.е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.

Проводит игру «Разложи одежду по сезону». Выставляются четыре картинки с разными сезонами: зима, весна, лето, осень. Детям предлагаются  разложенные картинки одежды правильно распределить по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначена («Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.)

Воспитатель: Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.

Проводит игру «Подбери ткань к одежде». Дети - «художники по тканям»  берут силуэты разной  одежды и из разложенных образцов ткани подбирают к силуэтам материал. Потом объясняют, почему они выбрали именно эту ткань (Например, эта ткань – ситец. Из нее я бы сшил ситцевое  платье или летнюю ситцевую  блузку. Эта ткань – шерсть. Из нее хорошо сшить шерстяные  брюки для мальчика или шерстяную юбку для девочки. Эта ткань – вельвет. Из нее хорошо сшить вельветовую куртку. И т.д.)

Воспитатель: Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы  знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т.е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С.Михалкова.

Выходит ребенок, читает стихотворение:

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной.

И портному через час

Медвежонок сдал заказ.

-Будет ваш  заказ готов

До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьет,

А медведь в берлоге ждет.

Срок прошел. Пришел медведь,

А штаны нельзя надеть.

Воспитатель: А почему так произошло?

Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка,  и штаны оказались малы.

Воспитатель: А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.

Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка (можно 2 раза.) 

Мамам дружно помогаем:                 Ходьба на месте

Сами в тазике стираем                 Наклон, имитируем полоскание

И рубашки, и носочки                        Выпрямились, загибаем пальцы на руке

Для сыночка и для дочки                 Повороты вправо-влево

Через двор растянем ловко                  Потягивания – руки в стороны

Для одежды три веревки                То же

Светит солнышко-ромашка,        Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть

Скоро высохнут рубашки.                Покачивание, руки наверху

Воспитатель: (выносит кукольную одежду на вешалках): Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам,  о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.

Итак,  первое окошко – называете цвет одежды;

второе окошко – из какой ткани она сшита;

третье окошко - надо назвать детали одежды;

четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;

пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда: для мальчика или девочки;

шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.

Показ моделей одежды начинается,  кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?

Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает. Все рассказы начинаются с названия предмета одежды:   «Это платье для куклы Даши», «Это костюм для куклы Ромы». И далее – по схеме.

Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде ( использовать схему)

Воспитатель: Очень хорошо вы рассказали об одежде. Я думаю, что куклы остались довольны и на праздник у них будет новый наряд. А у меня для вас есть игра «Четвертый лишний»  об одежде. Вы слушайте внимательно, и слово, которое не относится к одежде, называйте:

Рубашка, пиджак, тапочки, платье

Костюм, шуба, шарф, сапоги

Сарафан, юбка, брюки, шляпа

Свитер, куртка, туфли, шорты.

И напоследок загадки об инструментах портного (отгадки-картинки):

На пальце одном

Ведерко вверх дном.  (Наперсток)

Я – одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха, 

Как паутинку я тяну.    (Иголка с ниткой)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым! 

Для белья надежный друг

Электрический ….. (утюг)

Два кольца, два конца,

А  посредине гвоздик.  (Ножницы)

Спасибо, ребята.  Наше ателье закрывается, до новых встреч. Наше занятие окончено.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003.
  2. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме: Профессии. – Гном, 2010.
  3. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  4. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – Серия: Знакомство с окружающим миром и развитие речи. – Гном, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем

Составление описательных рассказов с использованием  моделей - схем...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе "Ателье мод"

Развитие связной речи, составление описательных рассказов  об одежде,  опираясь на схему, обогащение словаря за счет новых слов, формирование грамматически правильной речи детей....

Составление описательного рассказа о посуде. НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием технологии «Мнемотехника»

Цель: развивать речь и творческие способности детей.Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи: развивать лексическую сторону речи; формировать грамматический строй речи; развивать и с...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе Тема: «Ателье мод»

Цель и задачи:1.            Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему.2....

Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем

Использование современных образовательных технологий: проектная технология (моделирование); здоровьесберегающая технология (логоритмика)Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игро...