Составление описательного рассказа о посуде. НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием технологии «Мнемотехника»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: развивать речь и творческие способности детей.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать лексическую сторону речи; формировать грамматический строй речи; развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

Коррекционно-обучающие задачи: учить составлять описательные рассказы о посуде; учить сравнивать различные предметы по цвету, форме, размеру, материалу, из каких частей состоит и их назначению.

Коррекционно-развивающие задачи: расширять и активизировать словарь детей по теме "Посуда"; совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, описание предметов; развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к посуде; воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Составление описательного рассказа о посуде

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

с использованием технологии «Мнемотехника»

Составитель

воспитатель высшей квалификационной категории

Калинова Ирина Николаевна

Санкт-Петербург

2015 год

Цель:

Развивать речь и творческие способности детей.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Развивать лексическую сторону речи.
  2. Формировать грамматический строй речи.
  3. Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.

Коррекционно-обучающие задачи:

  1. Учить составлять описательные рассказы о посуде.
  2. Учить сравнивать различные предметы по цвету, форме, размеру, материалу, из каких частей состоят и их назначению.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда».
  2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, описание предметов.
  3. Закреплять навык согласования речи и движения.
  4. Упражнять в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
  5. Упражнять в словообразовании при помощи суффикса - ниц, - ник.
  6. Развивать внимание, память, мышление.
  7. Развивать длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к посуде.
  2. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

Предварительная работа:

  • Беседа «Какая бывает посуда?»
  • Рассматривание иллюстраций мастеров, изготавливающих посуду.
  • Рассматривание посуды из разных материалов, с разными видами росписи.
  • Дидактическая игра «Что из чего – какое?»
  • Дидактическая игра «Подбери действия»
  • Дидактическая игра «Укрась посуду»
  • Чтение стихотворения Капутикян «Маша обедает».

Материалы и оборудование:

  • Посуда из разных материалов, разной принадлежности, с разными видами росписи («Гжель», «Городец», «Хохлома», «Жостово»)
  • Вывеска «Магазин посуды»
  • Модели для составления описательных рассказов
  • Мяч

Составление описательного рассказа о посуде

Дети входят в группу. На столе стоит посуда.

Воспитатель

Сегодня в нашей группе открывается магазин.

Как вы думаете, что будет в нём продаваться, как одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети

Посуда

Воспитатель

Как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)?

Дети

Столовая

Воспитатель

Назовите столовую посуду.

Дети

Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, соусник, селёдочница и т.д.

Воспитатель

Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай?

Дети

Чашка, блюдце, заварной чайник, сахарница, конфетница и т.д.

Воспитатель

Как называется эта посуда?

Дети

Чайная

Воспитатель

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?

Дети

Ложка, вилка, нож

Воспитатель

В какой посуде готовят пищу?

Дети

Кастрюля, сковородка, противень и т.д.

Воспитатель

Как называется посуда?

Дети

Кухонная

Воспитатель вносит Поварёнка, подносит его к столу с посудой.

Поварёнок

Здравствуйте, ребята! (смотрит на посуду)

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварёшка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

С водой она дружила, вкусно всех кормила, да состарилась. Мне нужна новая посуда.

Ребёнок

Ты знаешь, какая бывает посуда

И как без неё нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки…

Без миски никак не накормишь и кошки!

Кофейники, чайники, чашки, стаканы –

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…

Всегда всю посуду в порядке держи.

Поварёнок

В вашем магазине так много посуды!

Вы поможете мне её купить?

Воспитатель

Конечно, Поварёнок, поможем.

Только сначала мы с детьми вспомним, какая посуда бывает и для чего она нужна.

Игра «Где живут продукты??»

Проводится игра с мячом в круге. Дети, получая мяч, называют образованные существительные.

Воспитатель

Ребята, вы знаете, что у каждого продукта есть домик, назовите его.

Масло сливочное живёт в…(маслёнке)

Сахар живёт в …(сахарнице)

Соль живёт в …(солонке)

Перец живёт в …(перечнице)

Хлеб живёт в …(хлебнице)

Сухари живут в …(сухарнице)

Селёдка живёт в …(селёдочнице)

Конфеты живут в …(конфетнице)

Игра «Из чего сделана посуда?»

Воспитатель

Из каких материалов бывает посуда?

Дети

Из глины, дерева, металла, стекла, фарфора, хрусталя, пластмассы…

Проводится игра с мячом в круге. Дети, получая мяч, отбивают один раз об пол и называют полученные прилагательные с заданным предметом посуды.

    Воспитатель                                               Дети

Миска из дерева –                                  деревянная миска

Вилка из алюминия -                             алюминиевая вилка

Нож из металла –                                   металлический нож

Кофейник из керамики –                      керамический кофейник

Конфетница из хрусталя –                    хрустальная конфетница

Горшочек из глины -                             глиняный горшочек

Кастрюля, покрытая эмалью -             эмалированная кастрюля

Чайник из стекла –                                стеклянный чайник

Чашка из фарфора –                              фарфоровая чашка

Ложка из серебра –                                серебряная ложка

Поднос из пластмассы                           пластмассовый поднос

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

Делают большой круг.

Дети подходят к «Магазину посуды».

Игра «Угадай роспись»

Воспитатель

Ребята, вы видите, что есть посуда одноцветная, а есть разноцветная и расписная.

Я буду показывать разные предметы посуды, а вы должны назвать вид росписи.

Воспитатель показывает детям посуду с разными видами росписи (хохломская, гжельская, городецкая, жостовская). Дети отгадывают вид росписи.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель

Перед тем, как отправиться в магазин за посудой, выпьем по чашечке чая.

Дети с подноса берут плоскостные чашечки с изображением (полоски из гофрированной бумаги) пара.

Чай горячий, давайте подуем и остудим его.

Дети дуют на «пар» тихо, посильнее, ещё сильнее, тише, совсем тихо, остановились.

Чай остудили, давайте выпьем его и пойдём в наш магазин.

Дети с воспитателем и Поварёнком подходят к столам, на которых расставлена посуда.

Игра «Разложи по отделам»

Воспитатель (смотрит на посуду)

Но, что произошло? Кто-то переставил всю посуду и перепутал все отделы.

Поварёнку трудно будет выбирать посуду. Давайте ему поможем и расставим всё на свои места.

Дети расставляют посуду в разные отделы по их назначению: кухонная, столовая, чайная, столовые приборы.

Игра «Магазин»

Воспитатель

Вот теперь всё готово. Поварёнок может купить себе новую посуду.

Описательные рассказы по моделям

Воспитатель

Поварёнок, дети будут загадывать тебе посуду, а ты должен её отгадать.

Если отгадаешь, сможешь её купить. Ребята, вы тоже внимательно слушайте загадки, чтобы помочь Поварёнку в случае затруднения.

На доске модели, обозначающие размер, цвет, форму, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как используется (+ знак ? – отгадать, что задумали).

Игру начинает воспитатель (даёт образец): моя посуда маленькая, она прозрачная; у неё есть ручка, донышко, стенки; она сделана из стекла; из неё пьют чай.

Отгадайте, о чём я рассказала.

Дети по очереди загадывают посуду, описывая её с помощью моделей, а Поварёнок и остальные дети отгадывают, о каком предмете посуды было загадано.

Поварёнок, отгадав загадки детей, покупает посуду и собирается уходить.

Поварёнок

Спасибо, ребята. Я очень рад, что смог купить в вашем магазине такую красивую и нужную посуду.

Воспитатель

Поварёнок, дети хотят подарить тебе посуду, сделанную и раскрашенную своими руками.

На отдельном столе приготовлены различные материалы для творчества детей (пластилин, силуэты посуды из бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски).

Дети берут нужные им материалы и садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,                                       Дети хлопают в ладоши

Мы посуду всю купили:                                 Сжимают и разжимают пальцы на обеих

                                                                           руках, ладонями вверх, изображая

                                                                           приглашение

Чайник, чашку, ковшик, ложку                      Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках,

И большую поварёшку.                                   начиная от мизинцев, заканчивая большими

В сад посуду приносили,                                 Разводят руки в стороны

Ничего мы не разбили.                                    Указательными пальцами двигают влево,

                                                                            вправо

«Подарок Поварёнку»

Дети по своему выбору лепят посуду или раскрашивают её силуэты, дарят их поварёнку.

Воспитатель

Поварёнок, тебе понравилось у нас в гостях?

Поварёнок

Конечно. У меня теперь не только купленная посуда, но все ваши подарки

Спасибо, ребята!

Воспитатель

Ребята, а вам понравилось наше занятие?

Дети………………………………………………………………………………….

Воспитатель

Для чего нам нужна посуда?

«Для чего нужна посуда?»

Ребёнок 1

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Ребёнок 2

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

Ребёнок 3

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Ребёнок 4

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Воспитатель

Вот какая посуда - помощница!

Спасибо, ребята, за то, что вы так много знаете о посуде и очень дружно помогали Поварёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»

Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематич...

Составление описательного рассказа по схеме о животных в старшей группе

Образовательные задачи.Учить детей  разгадывать кроссворд, делить слова на слоги; определять согласные и гласные звуки.Совершенствовать умение классифицировать животных по месту обитания (дикие и...

Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.

  Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Деревья и кустарники» с использованием проблемных технологий и ИКТ

Цель:Развивать и активизировать познавательный интерес к миру природы.  Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:Развивать лексическую сторону речи.Формировать грамматическ...

Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ «Зимующие птицы»

Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ «Зимующие птицы»...

Конспект занятия Составление описательного рассказа по сюжетной картине «День космонавтики». Старшая группа Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный  рассказ по сюжетной картине.Задачи:  - закреплять  знания детей по теме «Космос»;- продолжать работу над развитием связанной р...