конспект "Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существительных."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей старшего возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существительных. Путешествие по чудо-островам" с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е.

Конспект совместной деятельности

Тема: Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существительных. «Путешествие по чудо-островам».

Цель: Формирование и закрепление у детей правильного употребления различных падежных конструкций существительных.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять образование и употребление беспредложных форм родительного, винительного, дательного падежей;
  • Упражнять в образовании форм предложного падежа существительных;
  • Развивать навык работы с деформированным предложением;
  • Упражнять в понимании и употреблении конструкций с предлогами-наречиями;
  • Активизировать словарный запас;
  • Совершенствовать умение обдумывать и грамматически верно строить фразу.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Тренировать произвольное зрительное и слуховое внимание, воображение, память;
  • Совершенствовать тактильный гнозис, зрительно-пространственную ориентировку на плоскости;
  • Развивать пальчиковую моторику, умение синхронизировать речь с движениями;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развивать способность взаимодействовать в коллективе сверстников;
  • Стимулировать инициативу, стремление к активной деятельности.

Технологии: 

Технология игрового обучения: элементы ТРИЗа (развитие творческого воображения)

Информационно-коммуникационные технологии обучения.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые упражнения.

Коррекционные технологии: технология музыкального воздействия.

Технология диалогового обучения

Оборудование: “чудесный мешочек ” с фигурками животных; пособия: “пугливый Петя”, “джунгли”, “путешествие матрёшки”; сундук, фигурки животных, стеклянный стакан, салфетка, карта, деревянные матрёшки, билеты, фигурки-слоники(оригами).

Музыкальное сопровождение: песенка из мультфильма «Апельсин» («Весёлая карусель»)


Ход совместной деятельности:

Логопед:

Ребенок:

I.Орг. момент: (дети в кругу на коврике)

Ребята, представляете, сегодня утром почтальон принес нам какой-то странный сундук. Откроем его?

(Логопед достаёт из сундука свёрток, разворачивает его, показывает детям)

 Как вы думаете, что это?

Наверное, кто-то предлагает нам совершить путешествие по ней. Вы согласны?

Как вы думаете, на чём мы будем путешествовать?

II.Осн.часть:

Употребление конструкций с предлогами-наречиями:

А вот и билеты на наш волшебный корабль, рассаживайтесь на понравившиеся места

Теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Стасик, перед кем ты сидишь?

Антон, за кем ты сидишь?

Алёна, между кем и кем ты сидишь?........

Развитие слухового внимания. Употребление формы родительного падежа существительных:

Итак, отправляемся в путешествие!

На пути у нас остров “Внимательных ушек”. Его жители очень внимательны, они предлагают вам узнать голоса животных и птиц, ответить на вопрос: “голос кого”? (Отгадавший получает фигурку соответствующего животного.)

Иго-го!

Ку-ка-ре-ку!

Мяу-мяу!

Гав-гав!

Кря-кря!

Хрю-хрю!

Бе-е-е!

Кар-кар!

Пи-пи!

Развитие тактильного гнозиса. Употребление беспредложных форм родительного, дательного падежей:

Мы попали на остров “Умных пальчиков”. Вам нужно наощупь, пальчиками узнать игрушку, вытащить её из мешка, сказать: чего в мешке не стало? (Воспитатель предварительно показывает содержимое мешочка детям, они называют фигурки животных)

«В мешке не стало медведю». Правильно я сказала? Исправьте меня!

По какой части тела узнали жирафа?

По какой части тела узнали слона?

По какой части тела узнали верблюда?

По какой части тела узнали оленя?

Активизация произвольного зрительного внимания. Употребление беспредложных конструкций винительного и родительного падежей:

  • Ребята, теперь мы перенеслись на остров Спрятавшихся зверей. Внимательно рассмотрим фотографию с этого острова. Что вы там увидели?

  • Наше путешествие продолжается, мы оказались на “Испуганном острове”.

Здесь живёт пугливый Петя - мальчик, который всего боится.

Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы: “Кого увидел?” и “Кого испугался Петя?”.

Теперь скажите про себя, кого вы увидите и не испугаетесь.

 

Динамическая пауза: “Апельсин”(развитие пальчиковой моторики, синхронизация речи с движением):

Чтобы нам  продолжить путешествие, надо отдохнуть(звучит песенка из м/ф «Веселая карусель.Апельсин»)

 Мы делили апельсин:

 много нас, а он один.

Эта долька для чижа,

эта долька для ежа,

эта долька для утят,

эта долька для котят,

эта долька для бобра,

а для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

Развитие зрительно-пространственной ориентировки на плоскости:

Мы очутились на островке, где живут матрёшки, которые, как и вы, любят путешествовать. Будем шагать вместе с ними.

Дети, поставьте своих матрёшек на картинкушапку.

Шагаем: 1 клеточка вверх, 1- вправо, 1 – вниз, 2 – влево. На чем остановились ваши матрёшки?

Молодцы!

Работа с деформированным предложением:

Перед нами остров “Больных предложений”.

Поможете их вылечить?

Рыба ловит рыбака.

Кошка боится мышки.

Заяц ловит лису.

Малыш кормит маму.

Наше путешествие подходит к концу, мы устали и захотели пить (у логопеда пустой стакан)

У меня стакан не знаю чего.

Если там сок. – Стакан чего вы выпьете?

Если там компот. – Стакан чего вы выпьете?

Если там вода. – Стакан чего вы выпьете?

(Аналогично: в стакане кефир, чай, йогурт, кисель, лимонад, молоко).

Употребление падежных конструкций с предлогами, исправление предложений – выбор предлогов по смыслу

Последний остров – Незнайкин. Он как всегда всё перепутал. Поможете исправить его ошибки?

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Дед в печи, дрова на печи.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Молодцы! Все ошибки Незнайки исправили!

Пришло время возвращаться обратно в Санкт-Петербург, в наш любимый детский сад. А Незнайка хочет подарить вам бумажные фигурки слонов, которые он сам смастерил, чтобы вы вспоминали это путешествие.

Откроем!

Это карта!

Да!

На корабле, потому что на карте море.

Я сижу перед Алёной.

Я сижу за Алёной.

Я сижу между Стасиком и Антоном……

……………

Это голос лошади

Это голос петуха.

Это голос кошки.

Это голос собаки.

Это голос утки.

Это голос свиньи.

Это голос барана.

Это голос вороны.

Это голос мышки.

В мешке не стало жирафа.

В мешке не стало слона.

В мешке не стало верблюда.

В мешке не стало оленя.

И т.д…

В мешке не стало медведя.

По шее.

По хоботу.

По горбам.

По рогам.

Я увидел пасть крокодила.

Я увидел шею жирафа.

Я увидел хобот слона.

Я увидел горбы верблюда.

Я увидел спину тигра.

Я увидел голову обезьяны.

Я увидел голову и хвост попугая.

Петя увидел лису и испугался лисы.

Петя увидел бабочку и испугался бабочки.

Петя увидел гусеницу и испугался гусеницы. И т.д.

Я увижу собаку и не испугаюсь собаки.

Я увижу ворону и не испугаюсь вороны.

И т.д.

(Дети сопровождают речь движениями пальчиков).

На картинке - рыбе.

Рыбак ловит рыбу.

Мышка боится кошки.

Лиса ловит зайца.

Мама кормит малыша.

 

Я выпью стакан сока.

Я выпью стакан компота.

Я выпью стакан воды.

И т.д.

На столе лепёшки, под столом сапожки.

Дрова  в печи, дед на печи.

Караси в речке, овечки у печки.

Под столом табурет, над столом портрет.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционной работы  по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...

Презентация "Упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлога "ПО""

Цель: Закрепить умение составлять предложения с предлогом "по"...

Упражнения для закрепления правильного употребления в речи предлогов.

Закрепление умения составлять предложения с предлогом за....

Тренинг для родителей " Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексическим темам"

Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместно...

Иллюстративный и речевой материал для закрепления навыка употребления в речи существительных с суффиксом -НИЦ.

Материал пособия поможет родителям и педагогам  в игровой форме закрепить у детей навык образования  и употребления в речи  существительных с суффиксом -НИЦ....

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи....