Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Особенности коррекционной работы по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Составила учитель-логопед
Ковалёва Ирина Николаевна
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
При общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменения слов по падежам является одним из сложных разделов обучения.
Лексико-грамматические ошибки, долго сохраняясь в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму: ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент грамматических ошибок и в общеобразовательной школе.
Этот раздел программы требует длительной работы и большого количества упражнений. Поэтому работа по закреплению правильного употребления падежных конструкций необходима как в массовой, так и в логопедической группе.
Разница и важное отличие в этой работе состоит в том, что если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение той или иной языковой ситуации (например, обозначение перехода действия на предметокончанием винительного падежа существительного – У: беру чашку), осуществляет широкое обобщение, распространяя данное обозначение на ряды слов по аналоги (Беру чашку, ложку, шапку и т.д.), то ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и длительно обозначает подобные, однотипные речевые ситуации по-разному. Поэтому в речи ребёнка с ОНР могут одновременно существовать предложения, грамматически правильно и неправильно оформленные.
Как при нормальном, так и при общем недоразвитии речи, усвоение падежных форм и использование детьми падежных окончаний происходит постепенно, в определенной последовательности. Поэтому и работа по закреплению падежных форм предполагает определённые этапы, очерёдность (от простого – к сложному).
Работа над закреплением падежных форм проводится в следующей последовательности:
- Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа;
- Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа:
- Винительный падеж;
- Родительный падеж;
- Дательный падеж;
- Творительный падеж.
- Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа;
- Закрепление беспредложных форм множественного числа;
- Формирование предложно-падежных конструкций существительных мн. числа.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОНР.
Игры и упражнения для закрепления правильного употребления падежных форм существительных
Беспредложные конструкции:
- “Трусливый Петя” (Кого увидел и кого испугался Петя ? – отработка формы Вин.п. и Р.п. сущ. ед.ч. женского рода)
Например: Петя увидел лису и испугался лисы и т.д.
- “Джунгли” (Что увидели путешественники в джунглях ? – закрепление формы В.п. и Р.п. сущ.)
Например: Путешественники увидели хобот слона, горбы верблюда, пасть крокодила, хвост попугая и т.д.
- “Какой ветки детки ?” (Закрепление формы Р.п. ед.ч. сущ.)
Например: Ветка дуба, шишка сосны, листочек клёна и т.д.
- “Кто чем питается ?” (Тв.п. сущ.)
Например: С масками и шапочками животных
- “Чудесный мешочек” (Р.п. сущ. ед. ч.)
Например: Кого не стало в мешочке?- В мешочке не стало лося.
- “Заботливый ёжик” (Д.п. и В.п. сущ. ед. ч. Или Р.п. и Тв.п. сущ. ед. ч.)
Например: Кому что принес Ёжик? Кого чем угостил Ёжик?
Ежик принес медведю малину. Ёжик угостил зайца морковью.
- “Две картинки” (Составить предложение по двум предметным картинкам )
Например: Дедушка, газета – Дедушка читает газету.
- “Кто чем работает ?” (Тв.п. сущ. ед. ч.)
Например: Парикмахер подстригает волосы ножницами и т.д.
- “Путаница” (Р.п. сущ. ед .ч.) Дети рассматривают изображение несуществующего животного, рассуждают, какая часть тела у него от какого животного.
Например: Копыта лошади, морда кошки, хвост коровы
- “Кто чем защищается ?” (Тв. п. мн.ч. сущ.)
Например: Ёж – иголками, олень – рогами, кошка – когтями и т.д.
- “Чем можно ?” (Тв. п. сущ. ед. и мн. ч.) Чем можно писать?(рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и т.д.)
Например: Рисовать можно красками, фломастерами, карандашами, мелками и т.д.
- “Исправь ошибки Незнайки” (Тв. п. ед и мн.ч. сущ.)
Например: Зубы чистят полотенцем. Платья гладят пылесосом. Картину рисуют щёткой. Ткань режут спицей. Яму копают пилой и т.д.
Предложно-падежные конструкции:
- “Путешествие матрёшки”(понимание и практическое использование конструкций с предлогами-наречиями). Например: Матрёшка прошла одну клетку вправо.
- “У кого кто?” (Р.п. ед.ч. сущ с предлогом “У”) Дети подбирают к фигурке животного фигурку детёныша, говорят: У зайца – зайчонок, у медведя – медвежёнок и т.д.
- “Что с чем?” (Тв.п. сущ .мн. ч. с предлогом “C”) Дети составляют словосочетания с опорой на предметные картинки:
Например: Ваза с цветами. Корзина с цветами. Мыльница с мылом. Сумка с продуктами. Коробка с игрушками и т.д.
- “Разведчики” (Тв.п. и Пр.п. с предлогами “Под”, “В”, “За”, “На”). В группе спрятаны игрушки (самолёт, пушка, танк, грузовик и т.д.) Отряд разведчиков ищет их. Найдя игрушку, рапортует: “Танк мы нашли под стулом и т.д.”
- “Что из чего?” (Р.п. сущ. ед. ч. с предлогом “Из”). Дети по-очереди берут предметы из различного материала, произносят: “Ключ из метала. Чашка из фарфора. Птичка из пластмассы. Самолётик из бумаги. Поделка из глины и т.д..”
- “Скажи наоборот” (В.п., Д.п., Р.п. с предлогами) Дети составляют предложение по сюжетной картинке. Затем придумывают предложение с обратным действием.
Например: Машина подъехала к дому. – Машина отъехала от дома. Котёнок прыгнул на диван. – Котёнок спрыгнул с дивана. И т.д.
- “Повара” (Род.п. с предлогом “Из”). На доске предметные картинки с изображением фруктов и овощей. Из чего вы сварите компот? (Я сварю компот из яблок (груш, персиков, слив и т.д.)
Аналогично: Из чего вы сварите щи? (борщ и т.д.)
- “Кто-где?” (Закрепление конструкций с предлогами “около”, “за”, “перед”, “между”). Дети стоят в колонке.
“Ваня, за кем ты стоишь?” - “Я стою за Петей”.
“Ваня, кто стоит за тобой?” – …
“Между кем и кем ты стоишь?” - …
“Перед кем ты стоишь?”- …
- “Для кого нужен?” (Р.п. и мн. ч. с предлогом “Для”)
Например: Для кого нужен скворечник? – Скворечник нужен для скворцов.(гнездо, улей, конура, коровник и т.д.)
- “Маша-растеряша” (понимание и практическое употребление конструкций с различными предлогами) Дети по заданию логопеда кладут предметы кукольной одежды в группе (на стеллаж, под ковёр, за кровать и т.д.) Маша-растеряша утром проснулась, не может найти своих вещей: “Где же моя юбка ?” – “Твоя юбка на стеллаже”.
“Откуда мне её нужно взять ?” – “Возьми её со стеллажа” и т.д.
- “Котёнок-шалунишка” (Пр.п. и Тв.п. с предлогами) Дети составляют предложения с предлогами с опорой на предметную картинку (по теме “Мебель”) и схему предлога. “Где сидит котёнок-шалунишка?” – “Котёнок сидит на кровати.”
- “День рождения Мухи цокотухи” (Р.п. ед .ч. с предлогами “C”, “Из”). Детям предлагается таблица, в клетках которой герои различных сказок. Вокруг таблицы – изображения мест, где жили эти сказочные герои. “Кто откуда прибыл на день рождения к Мухе-Цокотухе?“ Дети соединяют линией героя и его “жилище”, составляют предложение.
Например: “Карлсон прилетел к Мухе-Цокотухе с крыши. Царевна-лягушка прискакала из болота и т.д.”
- “Подбери картинку к схеме” (Составление предложений с предлогами) Детям предлагается составить предложение по простой сюжетной картинке, затем “найти” в предложении “маленькое словечко” (предлог), подставить картинку к схеме соответствующего предлога.
Например: Мяч закатился под стол – Под. Лампа висит над кроватью – Над и т.д.
- “Особые слова” (закрепление конструкций с несклоняемыми существительными) Перед детьми 2 предметные картинки: шуба, пальто(обведено красной линией). Предлагается закончить предложения, добавляя слово в соответствии с показанной картинкой.
Например: Красивый воротник у … (шубы, пальто)
Катя вышла на прогулку в … (шубе, пальто)
Катя надела кофту под … (шубу, пальто)
В коридоре Катя сняла … (шубу, пальто)
Аналогично можно сравнить слова телеграф – радио, автобус – метро, рояль – пианино.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
При общем недоразвитии речи расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменения слов по падежам является одним из сложных разделов обучения.
Лексико-грамматические ошибки, долго сохраняясь в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму: ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент грамматических ошибок и в общеобразовательной школе.
Этот раздел программы требует длительной работы и большого количества упражнений. Поэтому работа по закреплению правильного употребления падежных конструкций необходима как в массовой, так и в логопедической группе.
Разница и важное отличие в этой работе состоит в том, что если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение той или иной языковой ситуации (например, обозначение перехода действия на предметокончанием винительного падежа существительного – У: беру чашку), осуществляет широкое обобщение, распространяя данное обозначение на ряды слов по аналоги (Беру чашку, ложку, шапку и т.д.), то ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и длительно обозначает подобные, однотипные речевые ситуации по-разному. Поэтому в речи ребёнка с ОНР могут одновременно существовать предложения, грамматически правильно и неправильно оформленные.
Как при нормальном, так и при общем недоразвитии речи, усвоение падежных форм и использование детьми падежных окончаний происходит постепенно, в определенной последовательности. Поэтому и работа по закреплению падежных форм предполагает определённые этапы, очерёдность (от простого – к сложному).
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводится отработка словоизменения в диалогической речи (в словосочетаниях, предложениях), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста...
конспект "Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существительных."
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей старшего возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Виды работы по закреплению правильного употребления падежных конструкций существи...
Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"
Конспект НОД с детьми старшей группы на логопункте....
Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи
Изменение по падежам является одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....
Тренинг для родителей " Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексическим темам"
Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместно...