Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

материал содержит игры и упражнения для обследования употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обследования навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическое изучение ребенка проводится не только медико-педагогическими комиссиями, но и логопедом того учреждения, в которое направляется ребенок. Оно дополняется развернутым обследованием речи и анализом состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза.

С этой целью проверяется состояние всех сторон речи.

        Цель нашего  исследования - выявление  навыков употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи.

 Мы поставили перед собой следующие задачи:

- проведение экспериментального исследования грамматического строя детей с общим недоразвитием речи третьего уровня на основе системы заданий, направленных на выявление недостатков в усвоении падежных форм и причин их вызывающих, на понимание и употребление в речи предлогов.

В качестве материала для обследования грамматического строя рассматриваются прежде всего, системные грамматические формы и конструкции. В лингвистике к области грамматики относят, как правило, три раздела: синтаксис (законы построения предложения и словосочетания как грамматических конструкций); словообразование (законы построения слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы); словоизменение (изменение формы слова с помощью аффиксов)  и материал обследования должен предусматривать изучение грамматических навыков во всех этих разделах.

Кроме того, лингвистами выделяется активная грамматика и пассивная грамматика, т. е. грамматика, используемая в продуктивных видах речевой деятельности, и грамматика, используемая в рецептивных видах речевой деятельности.

Таким образом, необходимо исследовать:

•        объем запаса предложно-падежных конструкций используемых детьми, при продуцировании собственных высказываний;

•        объем запаса предложно-падежных конструкций, используемых при восприятии чужих высказываний;

•        адекватность использования предлогов в собственной речи и при восприятии;

•        специфические ошибки в использовании предлогов;

•        механизмы появления ошибок.

Были использованы методы логопедического обследования:

  • беседа с родителями;
  • анализ документации;
  • педагогический эксперимент;
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.

При обследовании в качестве наглядного материала можно использовать реальные объекты, картинный материал, демонстрацию действий, действия по аналогии.

Предварительные представления о состоянии грамматического строя детей были получены мной в ходе обследования связной речи. Поэтому был намечен тот уровень лингвистической сложности материала, с которого началось обследование.

Задания могут даваться самые разнообразные: «Расскажи, что ты видишь!», «Составь предложение со словами…», «Отвечай полным (развернутым) ответом на мои вопросы» и т. д.

Чтобы ребенок мог продемонстрировать максимально положительный результат на который он способен, необходимо в период обследования поддерживать атмосферу игры, поощряя творческие развернутые предложения. Большое значение имеет коммуникативная значимость составленных предложений. Поэтому допускается в формулировках инструкций включать адресата высказывания: «Расскажи мне...» или «Расскажи маме...», а также живое эмоциональное реагирование на семантику полученного высказывания — смех, вопросы по содержанию, неодобрительное покачивание головой, жесты поощрения и одобрения, а для детей с грубой интеллектуальной недостаточностью или детей раннего возраста — материальное поощрение в виде конфет, печенья, красивых картинок, карандашей и др.

Обследование проводилось в виде игры. Лингвистический материал отбирался в соответствии с возрастом и речевыми возможностями обследуемого с учетом онтогенетических закономерностей формирования системы словоизменения.

Кроме того, правильное употребление предложно-падежных конструкций предполагает владение семантикой предлогов как лексических единиц. Однако в дошкольном возрасте, как свидетельствует научная литература, предлоги в качестве самостоятельных слов детьми без специального обучения не осознаются. Значение всей предложно-падежной конструкции воспринимается как единое целое.

Обследование активной грамматики, как правило, проводится на материале пространственных предлогов, условно выделяемых в несколько групп, в соответствии с последовательностью их становления в онтогенезе:

•        в, на, под;

•        с, из, над;

•        к, от, из-за, из-под;

•        за, перед, между, через, около.

Исследование состояния предложного управления у детей младшего и среднего возраста проводится в процессе игры или манипуляции с предметами, причем более подробно изучаются две первые группы предлогов. При обследовании детей старшего дошкольного возраста изучают состояние трех групп предлогов. В качестве основы для обследования используются картинки. А вот детей, поступающих в школу, уже проверяют по всему массиву пространственных предлогов.

Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же предлог, в зависимости от его значения, может быть использован с различными падежными окончаниями. Например, предлог «в» в значении местоположения объекта сочетается с предложным падежом имени существительного (в столе, в коробке), а в значении направления движения — с винительным (в стол, в коробку). Поэтому в процессе обследования детям задаются вопросы: «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда взяли?» и проч. При этом обращается внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.

Если ребенок правильно использует предложное управление, то исследовать состояние его понимания необязательно. А вот если он затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций, тогда необходимо изучить состояние рецептивных навыков. И для этого детям в первую очередь предлагаются те предлоги и те конструкции, при использовании которых ребенок испытывал наибольшие затруднения. С этой целью используется моделирование предметной ситуации, в которых объекты манипуляции остаются неизменными, например книга и ручка. Ребенка просят показать, когда так говорят: ручка на книге, ручка под книгой, ручка над книгой, ручка с книги и т. д. Как видите, необходимо свести к минимуму подсказку в виде глагола для того, чтобы проверить, насколько ребенок понимает значение предлогов. Для детей старшего дошкольного возраста можно заготовить серию картинок, на которых изображены одни и те же объекты в различных пространственных соотношениях.

Для того чтобы выявить уровень сформированного навыка понимания падежных конструкций, детям предлагается выполнить корректорскую пробу, призвав на помощь Незнайку, Буратино или еще какого-нибудь сказочного шалопая. «Послушай, — говорим мы ребенку, — правильно ли сказал Незнайка? Книга лежит на шкаф». Для того чтобы убедиться в том, что у ребенка в пассивной грамматике имеется данная конструкция, достаточно ограничиться ответами правильно — неправильно, не требуя от ребенка проговаривания правильного варианта. Однотипный материал должен быть предъявлен ребенку в разных вариантах несколько раз, для того чтобы избежать случайных совпадений.

В ходе исследования употребления предложно-падежных конструкций выявляется состояние навыка словоизменения в целом, отмечая количество и качество аграмматизмов в речи ребенка.

Однако будет рациональным специально проверить навыки употребления предлогов с целью выявления состояния языковой способности ребенка и наличия первичной речевой недостаточности. Особенно это важно при обследовании детей, которые плохо овладели русским языком в качестве второго или третьего.

Обследование пассивного употребления предлогов проводится в тех случаях, когда ребенок демонстрирует невозможность употребления предлогов в процессе обследования активной речи. Обследование употребления предлогов в речи имеет большое диагностическое значение как для отграничения алалии (особенно при ее компенсации, когда ребенок находится на III уровне речевого недоразвития) от других форм речевого недоразвития (недоразвития речи при умственной отсталости и при задержках психического развития), так и определения ее (алалии) разновидностей. Большое значение имеет данный раздел обследования и для правильного определения содержания коррекционного воздействия.

Для дифференциальной диагностики указанных нарушений речевого развития и решения коррекционных задач важно выяснить как практическое понимание детьми значения предложно-падежных конструкций, так и их использование в собственной речи.

Обследование  употребления предложно-падежных конструкций у  детей проводилось с помощью наглядного материала, предлагаемого  О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой (1999), О.Б. Иншаковой (1999), В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (1998), О.С.Яцель (2005),Е.А.Стребелева (2005).

Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми является одним из моментов исследования состояния сформированности грамматического строя языка, необходимого для установления речевого диагноза и определения путей дифференциального обучения.

Обследование велось в двух направлениях.

СЕРИЯ 1.Выявление понимания значения предлогов. 

Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключаются показывающие ситуации).                    

1.1.        СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Обследуется понимание и активное использование простых и сложных предлогов (в, на, за, под, из, с, со, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку в машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку?» И т. д.

Фиксируется: понимание ребенком предлогов и возможность их употребления в активной речи.

1.2. ПРЯТКИ. Задание направлено на обучение и активное использование ребенком предлогов (между, из-за, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.

Методика проведения: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы, например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Откуда выглядывает зайка?»

Фиксируются: понимание инструкции; понимание и употребление ребенком предлогов.

1.3. ПРЯТКИ. Задание направлено на обучение и активное использование ребенком предлогов (со, между, около, из-за, из-под).

Оборудование: игрушка — зайка.

Методика проведения: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»

Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных предлогов.

                             

СЕРИЯ 2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Установить правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

2.1.ПОСМОТРИ И НАЗОВИ. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

 Оборудование: картины, пенал, карандаш. 

Методика обследования

Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по сюжетам картин или демонстрируемым действиям. Вопросы можно задавать вразбивку таким образом, чтобы ответ содержал разные падежные формы одного и того же слова.

- Куда я положила карандаш?  (в пенал).

-Откуда я достала карандаш?  (из пенала).

Фиксируются: правильность употребления самих предлогов (т.е. выясняется, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети), и соответствие падежных окончаний.

2.2.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО КАРТИНКЕ. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

 Оборудование: набор картинок. 

Методика обследования

Логопед предлагает ребенку самостоятельно составить предложение по картинке.

Например:

 - Чашка стоит на столе.

 -  Мяч перелетает через забор.

-  Собака залезла  в конуру.

-  По дороге едет машина.

- У стола нет ножки.

Фиксируются: правильность употребления самих предлогов (т.е. выясняется, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети), и соответствие падежных окончаний.

2.3. НАЙДИ ОШИБКУ И ИСПРАВЬ ЕЁ. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

 Оборудование: набор сюжетных картинок.  

Методика обследования

Логопед произносит предложение по сюжетной картинке, намеренно неправильно используя предлог. Ребенку необходимо найти ошибку и исправить её.

- Самолет летит под небу.

- За угла выбежала собака.

- Над столе стоит стакан.

                                              И т.д.

(Более сложный вариант  -  в предложении неправильно используется и предлог и флексия.)

Фиксируются: правильность употребления самих предлогов (т.е. выясняется, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети), и соответствие падежных окончаний.

2.4.ПОДБЕРИ МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО. Обследуется правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции.

 Оборудование: набор предметных картинок.  

Методика обследования

Следующий прием: подстановка ребенком недостающего предлога в данное предложение. Нужный предлог может отсутствовать, или обследуемому приходится выбирать его среди других предлогов.

- Лампа висит... столом.

- Коза стоит... забора.

- Ворона слетела... дерева.

                                              И т.д.

Фиксируются: правильность употребления самих предлогов (т.е. выясняется, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети), и соответствие падежных окончаний.

 

Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.

Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:

—        комплексную карту;

—        бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

—        бланки анкет для родителей;

    — листы для выполнения заданий детьми карандашом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционной работы  по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...

«Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста»

По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше конкретизируются  и обогащаются. Выделяют  следующую последовательность усвоения предлогов ребёнком и работа по формированию пред...

Картотека занятий по формированию навыков правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико- грамматических категорий у детей является обучения пониманию и правильное употребление предлогов....

Консультация для родителей «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях»

Важным показателем грамотной речи ребенка является умение правильно использовать предлоги....

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...