ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федорова Инесса Юрьевна

Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необходима тщательная и систематизированная коррекционная работа по формированию предложных конструкций.

Мы должны научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация, где представлены игры и упражнения по формированию у детей с ОНР предложно-падежных конструкций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_predlogi_2021.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

И.Ю. Федорова

 МБДОУ «Детский сад № 112», г. Чебоксары

Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необходима тщательная и систематизированная коррекционная работа по формированию предложных конструкций.

Мы должны научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация, где представлены игры и упражнения по формированию у детей с ОНР предложно-падежных конструкций.

Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слову

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Уточнить понимание детьми предлогов: «На», «Под», «В», «За», «Перед» и схем их обозначающих. Показать детям значение предлогов (маленьких слов) в нашей речи.

2. Закреплять у детей умение составлять предложения с предлогами по картинкам, умение слышать предлоги в речи, правильно употреблять предлоги с существительными в разных падежах.

3. Совершенствовать умение подбирать признаки к явлению природы (зима холодная, снежная, белая...), согласовывать существительное с прилагательными. Отрабатывать падежные окончания имени существительного.

4. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

 1. Активизировать речевую деятельность детей. Коррекция речевого дыхания. Коррекция общей и тонкой моторики. Развитие зрительного внимания, мышления, конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Дальнейшее формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Формирование элементов учебной деятельности.

Дети вместе с воспитателем входят в зал (музыкальный). Там выстроен сказочный городок (дома из кубов, скамейка, арка, ёлочки и т.д.).

Вводная часть. Педагог: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. А ещё с небом, солнышком.

Появляется ребёнок, переодетый в Буратино (возможно использование игрушки)

Буратино: Ох! Ox! Ox!

Педагог: Буратино, здравствуй! Что случилось?

Буратино: Здравствуйте! Я снова получил двойку. Вот посмотрите мою тетрадь!

Педагог: (рассматривает вместе с детьми тетрадь Буратино) Да, Буратино, ты опять получил плохую отметку! Что же ты написал неправильно? Ребята, давайте ему поможем, слушайте внимательно! (читает). - Я люблю кататься...санках.

Педагог: Ребята, что же пропустил Буратино?

Дети: Маленькое слово «на».

Педагог: Скажите, а как надо было правильно написать?

Дети: Я люблю кататься на санках.

Педагог: Правильно. Здесь ещё много ошибок! Надо помочь Буратино. Нужно его научить, не пропускать маленькие слова! Вы согласны?

Дети: Да! (Раздаётся стук в дверь).

Голос за дверью: Почта!

Педагог: Ребята, почтальон принёс нам письмо. Здесь написано, что оно для детей из группы «Радуга». Интересно, от кого оно и что нам пишут? Прочтём?

(Воспитатель вскрывает конверт и читает письмо).

Педагог: Ребята, как же вовремя пришло к нам письмо! А кого мы возьмём с собой в дорогу? А почему?

Дети предлагают взять с собой Буратино, для того чтобы он научился правильно писать маленькие слова.

Буратино: Ребята! Спасибо вам. Я с удовольствием с вами поеду.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку и узнаете на чëм, мы отправимся в полёт.

Быстро в небе пролетает

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет

Что такое? (самолëт)

Дети: Самолёт.

Педагог: Верно. Все в путь!

Игра Самолёт» (координация речи с движениями)

Основная часть. Педагог: Ну, вот мы прилетели в город, где живут маленькие словечки-человечки. Сегодня нам предстоит много испытаний, а чтобы нам справиться со всеми заданиями, нам надо быть всегда вместе, помогать друг другу, а самое главное быть дружными ребятами. Давайте с помощью пальчиков покажем, какие мы дружные ребята.

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

(Дети проговаривают текст и выполняют движения пальчиками).

Педагог: Теперь, ребята мы справимся со всеми заданиями. Наши словечки маленькие или большие?

Дети: Маленькие.

Педагог: Давайте сыграем с вами в игру «Большой - маленький». Я буду называть большой предмет, а вы маленький.

Игра «Большой - маленький» (с мячом).

У нас город, а у них (что?)... городок;

У нас дом, а у них (что?)... домик;

У нас дорога, а них (что?)...дорожка;

У нас ёлка, а у них (что?)... ёлочка;

У нас окно, а у них (что?)... окошечко, оконце...

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем маленькие слова. Посмотрите, здесь на домах висят вывески, на которых показано, кто здесь живёт.

(Дети подходят к домам и читают схемы).

Педагог: Какое маленькое слово - человечек здесь живёт?

Дети: На.

Педагог: А какой он человечек?

Дети: На-помощник. Он всё убирает, складывает на место.

Педагог: А куда на?

Дети: На стол, на шкаф, на пол....

Педагог: А здесь кто живёт? Какое маленькое слово - человечек?

Дети: Под.

Педагог: А скажите, какой он человечек?

Дети: Под - растеряша. Он все роняет.

Педагог: Но всё равно он очень важный и нужный. А здесь кто живёт?

Дети: ЗА. Он трусишка! Всё время прячется.

Педагог: Где он прячется?

Дети: За стол, за диван, за дерево… (Воспитатель и дети подходят к следующему домику).

Педагог: А здесь кто живет?

Дети: В. Он шалун, всё любит прятать.

Педагог: Какое маленькое слово здесь живëт?

Дети: Перед. Он командир и ставит всех вперёд!

Педагог. Мы с вами узнали, какие словечки - человечки живут в этом городе.

Педагог: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Педагог: Давайте скажем, какая зима?

Игра «Подбери слово». Дети: Снежная, морозная, белая, суровая, лютая, долгожданная, ранняя...

Педагог: А сейчас, ребята, закончите мои предложения словом – зима. Но имейте ввиду оно всегда будет звучать по-разному.

Игра «Закончи предложение»

- Вот и наступила долгожданная (что?) зима.

- Мы долго ждали (что?) зиму.

-Долго не было (чего?) зимы.

-Мы очень рады (чему?) зиме.

-Мы одеваемся тепло (когда?) зимой.

-Мы поём песни (о чëм?) о зиме.

-Мы рады видеть на улице (что?) зиму. (Дети садятся за столы, на которых лежат схемы «Предлоги»: «на», «а», «под», «за», «перед»).

Игра «Не ошибись». Педагог: Ребята, я буду читать предложение, а вы показывайте схему того маленького словечка, которое услышите.

- Белочка сидела на дереве и грызла орешки.

- Вдруг орешек упал на землю, и белочка спрыгнула вниз.

- Орешек лежал под листиком.

- Белочка схватила орешек и спряталась за дерево.

- Недалеко шли дети и увидели белочку.

- Мальчики подошли и встали перед деревом.

- Белочка услыхала шаги и мигом взобралась на дерево.

-Она спряталась в дупле.

Педагог: Ребята, все были очень внимательными и правильно отыскали все маленькие словечки

Педагог: Маленькие словечки – человечки приготовили для вас сюрприз. А что это? Отгадайте загадку!

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка).

Дети: Снежинка.

Педагог: Верно. А что надо сделать, чтобы снежинки весело закружились в воздухе?

Дети: Подуть на них.

Педагог: Денис, покажи, пожалуйста, как надо правильно дуть на снежинки.

(Ребёнок показывает, дует медленно, не раздувая щёк).

Упражнение «Подуй на снежинку».

Педагог: А теперь давайте отдохнем и потанцуем со снежинками.

Игра «Падают, падают, падают снежинки»

(Дети спокойно бегают, кружатся под музыку со снежинками в руках, проговаривая слова:

Тихо снежинки летали,

Очень они устали.

Отдохнуть они хотят, вот и просят ребят...

Дети прячут свои снежинки - под ёлку, за домик, на ковёр..., а потом рассказывают, где их снежинки). Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: У маленьких словечек есть знакомая белочка. Осенью она собрала большой урожай грибов и положила их сушить в разные места в своём дупле. И забыла, куда она их положила. Давайте, поможем белочке найти грибы. Расскажите, где белочка сушит свои грибы.

Педагог демонстрирует детям картину «Белочка - растеряша», дети рассказывают, где белочка сушит свои грибы.

(Варианты ответов: - Белочка сушит грибы под столом.

-Белочка сушит грибы за печкой.

- Белочка сушит грибы в вазе...и т. д.)

Педагог добивается от детей полных ответов.

Педагог: Подул сильный ветер, и все маленькие человечки из предложений улетели. Давайте поможем им вернуться на свои места.

Игра «Собери словечки». - Снег лежал (на) крыше.

- Крот спит зимой (под) землёй.

- Белочка спрятала орешки (в) дупло...

Педагог: А вот ещё одно испытание. Маленькие человечки дарят нам вот такую ромашку. На лепесточках изображены картинки. Составьте предложения с маленькими словечками.

Игра «Ромашка». (Дети по очереди отрывают лепестки от ромашки и составляют предложения с предлогами).

Дети: - Яблоко лежит за корзинкой.

- Кошка сидит в домике...

Педагог: Ребята, маленькие словечки - человечки хотят вас поблагодарить и сказать спасибо за то, что вы их знаете, уважаете, не забываете говорить и не соединяете с другими словами. Они предлагают вам отыскать подарок. А искать его мы будем с помощью схемы.

(Дети «читают» схему и находят подарок).

Заключительная часть. Анализ.

-Ребята, вам понравилось путешествие?

- Где мы побывали?

- Чем мы занимались? В какие игры играли?

Буратино: Спасибо, вам ребята, что вы взяли меня в путешествие. Я многому научился. Я постараюсь больше не получать плохие отметки.

Педагог: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Игра «Поезд».

(Дети возвращаются в группу и приглашают с собой Буратино).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....

Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционной работы  по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...