Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей ст.дошк.возр. со стертой дизартрией"
статья по логопедии на тему

Фоминых Светлана Анатольевна

Опыт работы по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_moy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        Опыт работы

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ».

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичёва, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко.

Цель состоит в определении наиболее эффективной коррекции фонематических нарушений в системе дифференцированного логопедического воздействия по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста.

В качестве идеи выступило предположение о том, что фонематические нарушения в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии, являются качественно неоднородными и специфическими моторными нарушениями реализации речи вследствие поражения различных структур мозга, участвующих в управлении двигательным механизмом речи.

Научная новизна исследования заключается о том, что:

• на основе междисциплинарного подхода к анализу фонематических нарушений и их коррекции у дошкольников со стертой дизартрией, осуществлено комплексное изучение артикуляторных акустических характеристик звуковых единиц системы языка у детей со стертой дизартрией;

• разработаны методические подходы реализации системы дифференцированной коррекции фонематических нарушений с учетом их механизмов и индивидуальных особенностей детей со стёртой дизартрией.

Развитие фонематического восприятия, как одного из ведущих направлений в подготовке детей к обучению в школе, может быть успешно осуществлено, если:

- в основе воспитательной работы будет лежать принцип комплексности;

- в основе воспитательной работы будет лежать принцип системности;

- формирование фонематического восприятия будет связано с развитием всех компонентов речи.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, и обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявить условия эффективного развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

3. Разработать систему коррекционных занятий по развитию фонематической системы речи.

Строила свою работу, опираясь  на следующие  принципы:

Принцип системности и последовательности.

Зная, что для эффективной реализации задач важна система работы, мною были определены этапы работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. .

Принцип комплексности.

            Организуя работу по развитию фонематического слуха у детей со стёртой дизартрией, понимала, что этот процесс сложен и длителен, поэтому от комплексного подхода к решению задач  во многом будет зависеть результат.

Принцип сотрудничества.

Данный принцип заключался  в проведении совместной работы с педагогами и родителями детей, так как без тесного сотрудничества невозможно достичь положительной динамики в работе.

Принцип дифференцированного подхода.

        Всю работу строила с учётом данного принципа, так как несформированность фонематического слуха у детей со стёртой дизартрией влияет и на развитие таких компонентов речи, как правильное звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. И поэтому нужен дифференцированный подход в обучении.

Принцип предупредительного подхода к детям.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.

        Раскрою поэтапную работу по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

За основу диагностики взята методика обследования речи, предложенная Г.А.Волковой.

Для оценки состояния сформированности фонематических функций использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты).

Оценка сформированности фонематических функций оценивалась  по четырех балльной системе:

4- точное и правильное выполнение задания.

3- правильный ответ со 2 попытки.

2- правильный ответ с 3 попытки.

1- невыполнение задания.

Проведённая диагностика показала, что большинство детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией испытывают затруднения уже на первом этапе работы. Детям трудно различить высоту, силу, тембр голоса. Так же они испытывают проблемы при дифференциации слогов, слов и различению слов, близких по звуковому составу. Из-за чего у них наблюдается низкий уровень развития звукового анализа слов.

Исходя из этого, был разработан комплексный план работы с детьми данной категории.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. С этой целью для детей были подобраны игры и упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

Затем продолжилась работа по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки (на основе музыкальных инструментов).

Дети в играх с музыкальными инструментами должны научиться различать высоту, силу и тембр звучания. После чего им предлагалось различить звуки, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети научились различать слова, близкие по звуковому составу, стали придумывать сами рифмы к данным словам. Позже - научились различать слоги из предложенной цепочки слогов.  И  затем уже стали различать фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Для этого была разработана картотека игр с заданиями на развитие звукового анализа слова.

Исходя из проведённой работы, при повторной диагностике детей, выяснилось, что дети стали лучше слышать и выделять звуки в словах, могут сравнить свою речь с речью окружающих, из-за чего улучшилось формирование звукопроизношения, так как дети стали слышать нарушенные звуки и контролировать свою речь.

 Из этого следует, что нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы:

Результаты первоначальной диагностики показали, что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия.

Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия.

Педагогическая работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей. А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу. дифференциации слогов. дифференциации фонем. навыков элементарного звукового анализа.

Практической значимостью работы считаю разработку серии игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией. Результаты могут использоваться в массовой практике дошкольного образования.

             Проведенная работа не исчерпывает возможности решения данной проблемы. Перспективу вижу в дальнейшей разработке подходов к ее разрешению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов

Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"

Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе по формированию фонематического слуха у детей"...

Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ

В посбии представлен многолетний опыт работы учителя- логопеда по преодолению недоразвития фонематического слуха у детей с ОВЗ. Описаны этапы работы, примерные речевые игры и упражнения....

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Применяя методику развития фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс усвоения чтения и письма в школе, а также, научившись слышать и отличать друг от друга звуки, его собственное звукопроизн...