Работа воспитателя по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Огнева Любовь Васильевна

Работа воспитателя по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР. Консультация для воспитателей, учтелей-логопедов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_vospitatelya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя по развитию мелкой моторики рук в группе для детей с ОНР

   Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает своё внимание не только коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

   Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает своё внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

   Специфика работы воспитателя  в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня.

   На вечернюю логопедическую работу выделяется до 5 – 7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление поставленных звуков; повторение стихотворений, рассказов; упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.

   В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застёгивании и расстёгивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.

   Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

   Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения:

  • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
  • разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в
    кулак;
  • отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя
    положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);
  • поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;
  • перебирать разными пальцами натянутую резинку
    или шнурок;
  • отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;
  • тренировать захват мячей различного диаметра;
  • вырабатывать переключение движений правой — левой
    руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);
  • воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);
  • захватывать мелкие предметы небольшого диаметра
    различными пальцами;
  • перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;
  • выполнять несложные геометрические узоры из мелких
    деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца;
  • обучать детей рациональным приемам захвата крупных и мелких предметов.

   Указанные   упражнения   рекомендуется   начинать   в медленном темпе, постепенно его ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

   Обязательным элементом готовности к обучению письму является овладение   графическими   навыками.

   Развитие графических умений происходит постепенно, по мере совершенствования у детей с нарушениями речи зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций.

   При выполнении графических заданий от леворуких детей не следует требовать быстрых движений из-за отклонений в развитии зрительно-моторной координации. Воспитатель должен убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию, осознает цель задания. Следует позитивно оценивать правильность выполнения графического задания и не подчеркивать проявления моторной неловкости, нарушений кинестетического и зрительного контроля.