ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Журавлева Наталия Олеговна

Данная консультация адресована родителям детей, посещающих компенсирующую группу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА

- Домашнее задание ЗАПИСЫВАЕТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ТЕТРАДЬ. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы.  

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы). 

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-храз в день. Остальные задания выполняются однократно 

- все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов. 

- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно(рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого.Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия. 

- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник. 

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений;воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности. 

ПАМЯТКА 

(правила занятий с ребёнком дома) 

1-заниматься с ребёнком дома ежедневно. 

2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке 

3-время проведения занятий 10-15 минут 

4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение 

5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 

6-все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 

7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 

8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание. 

 

К  ЧТЕНИЮ  ЧЕРЕЗ  ИГРЫ  СО  ЗВУКАМИ

(консультация – практикум для родителей)

ЗАДАЧИ:  

  1. Показать родителям необходимость для ребёнка  иметь

чувственный опыт игр со звуками для успешного  овладения

 грамотой.

  1. Заинтересовать родителей звуковыми играми.
  2. Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза.
  3. Помочь родителям сформировать у детей интерес к языку и его законам.

ОБОРУДОВАНИЕ:  магнитная доска, маркеры, магниты, предметные картинки, раздаточный материал, ручки, листы бумаги для родителей, список слов для анализа и синтеза (по количеству родителей).

Логопед.  Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я попытаюсь показать вам, как игры со звуками помогают научить ребёнка читать.

Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность -  через игры со звуками.

Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с  букв также опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.

К 5-6 годам у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух. Что такое фонематический слух – слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков), составляющих звуковую оболочку слова.

А уже на основе фонематического слуха формируется фонематический анализ и синтез – умение «раскладывать»  и «собирать» звуковую структуру слова.

Сегодня мы будем играть в звуковые игры, «пропустим их через себя», чтобы легко и радостно вы смогли играть в них со своими детьми.

Игра «Поймай звук».

Логопед. Вот  загадка. Отгадайте её.

На всех тихо падает, садится,

Но никого не боится.  ( снег)

Какой первый звук в слове снег? Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:

с, з, ц ,с, ц, к ,а, з, ц. с, ш, з, с;

са, жа, зо, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

«Где спрятался звук?»

Логопед.  Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук «с»:

Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

(Если ребёнок затрудняется покажите ему на схеме)

«Ушки на макушке»

Логопед. Я многократно произнесу одно и  тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть.

сыр, сыр, сыр,…сор, сыр, сыр;

шар, шар,…жар, шар, шар;

стол, стол, стол, стол,….стул, стол;

рад, рад,…ряд, рад, рад;

мак, мак, мак,…лак, мак;

«Верни шалунишку»

Логопед. Отгадайте   загадку.

                 Красный нос в землю врос,

                 А зелёный нос снаружи.

                 Нам зелёный хвост не нужен.

                 Нужен только красный нос.

Какой первый звук в слове морковь? Из моих слов убежал звук « м». Верните его в начало слова:  - агазин,  -ост,  -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

«Теория о звуках»

Логопед. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Что можно делать со звуками?  (Звуки можно слышать и произносить)

На какие две группы делятся звуки?  (На гласные и согласные звуки)

Сколько гласных звуков в русском языке?  (Шесть звуков – и, э, а, у, о, ы)

Почему одни звуки называются гласными, а другие согласными?

В чем главное их отличие?  (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; гласные образуют слог.)

Какие бывают согласные звуки?  (Твёрдые и мягкие)

Давайте поиграем в игры, помогающие различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.

Игра «Тим и Том»

Логопед.  Нарисуйте двух мальчиков. Один – маленький, худенький. Это Тим.  Другой – высокий, толстенький, большой. Это Том.

Тим любит всё, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твёрдый согласный звук. Кто любит носить кепку, кто панамку?

(Аналогично родители рисуют для Тима и для Тома конфету и  леденцы, мяч и скакалку, печенье и пряник, пирамидку и матрёшку и т.д. )

Индивидуальные задания

Родителям раздают предметные картинки и просят распределить их на две группы по первому (твёрдому или мягкому) согласному звуку:  «Диван и скамейка», «Тапочки и ботинки»

Логопед.  Если название картинки начинается на мягкий согласный звук, слово «сядет» на мягкий диван, если на твёрдый – на твёрдую скамейку.

Игра «Магазин игрушек»

Логопед. Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.

Родитель. Я хочу купить мишку.

Логопед. Платите деньги.

Родитель. Вот вам звук «мь»

Логопед. Продано.

«Цепочка слов»

Родителям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

Слон – нос –стол – лодка – ананас…

«Ловим» звуки» и  «собираем» слово»

Логопед. Я  «бросаю»  вам звук «н»,  я «бросаю» вам звук «о», я «бросаю» вам звук «с».  Какое слово поймали?  (можно выкладывать схемы)

Слова: дом, кот, сыр, суп, мост и др.

«Разложи слово на звуки»

Родителям раздают предметные картинки: шар, душ, кот, кит, дым  и др.

Они «раскладывают» слово на звуки: первый звук «ш», последний «р», в середине  «а»   или  по порядку: ш,  а,  р.

«Сколько звуков слышишь?

Логопед. Предлагаю вам сжать пальчики в кулачок и закрыть глаза.

Покажите столько пальчиков, сколько звуков услышите.

(ау, и, ак, м, сом, мама и т.д.)

«Нарисуй столько кружков, сколько звуков  в слове»

Сок, слон, зубы, санки, радуга.

«Усвоим правило».

Логопед. Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

- брать для анализа слова, произношение  которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, я, ю, ь.

- выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

Ссссон – первый   звук «с»

Сооон – второй звук «о»

Соннн – третий звук «н»

Тренировка в подборе слов для анализа и синтеза.

Логопед. Какие слова вы возьмёте для анализа, какие нет? Почему?

Лёва, школа, суп, пенал, дуб, парта, сыр, коза, яма, дом , козы,  конь, Маша.

Итог практикума.

Логопед. Спасибо вам, уважаемые родители, за активную работу.

Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребёнком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И  самое важное – совместные игры со звуками станут важным шагом психического развития вашего ребёнка. Удачи  вам.

На память получите список слов для анализа и синтеза.

И ещё я бы хотела вам порекомендовать литературу, которая   поможет вам  и вашему ребёнку учиться, играя.

Ирина Лопухина  «550 занимательных упражнений и игр»

ПРИМЕРНЫЙ  СПИСОК  СЛОВ  ДЛЯ  ЗВУКОВОГО  АНАЛИЗА  И  СИНТЕЗА.

1.ау, уа, ум, ус, ах, ох, му, но, ту, ни, ки;

2 .мак       3.мама       4. мир       5. лаки        6.  слон        7. сумка

   лук           каша          пир            маки            стол            кошка

   сук           луна           бил            баки            шкаф          парта

   сок           ваза            мил           шаги            кран           санки

   сыр          папа           лил            шали            стул

   дом          баба           тик            мина             врач

   вот           пара           вил            липа             плащ

   шар          рама          лис             киса             волк

   жук          Даша                            лиса             торт

   сын           сады                            пила             зонт

   жар           лапы                            быки            шарф

   сон            вазы                             дыни           лист

   рот            фары                            лисы            мост

   кот            рука                              киты           утка                

КОНКУРС  «ПОМОЩНИК   ВОСПИТАТЕЛЯ   ДОУ»

ВЕДУЩАЯ:   Педагоги дошкольников – совершенно особая  категория людей. У них в руках самое начало детской жизни. Их главная задача – создать условия для радостного проживания детьми их детства, чтобы каждый из них чувствовал и знал, что он любим, желанен, нужен в этом мире. И, конечно,  же в этом им помогают наши уважаемые  младшие воспитатели.

СЕГОДНЯ  КОНКУРС  НЕ  ПРОСТОЙ.

МЛАДШИЙ  ВОСПИТАТЕЛЬ –  «ПОСЛЕДНИЙ   ГЕРОЙ»

Дорогие друзья!  Я приветствую  вас  на  конкурсе  «Младший воспитатель – 2013»!

ВЕДУЩАЯ :  Встречаем  участниц,

                        Сегодня их много,

                        У каждой своя, непростая дорога.

                        Но общее дело объединило –

                        Любовь к ребятишкам.

                        И в этом их сила!

Под торжественную  музыку входят участницы конкурса.

ВЕДУЩАЯ 2: Поддержим их, друзья.

                          Они волнуются не зря.

                          Кто лучший в саду – решить предстоит.

                         Пусть самый достойный

                         В борьбе победит!

Под №1 выступает  младший воспитатель группы «Василёк» Хуснулина Нина  Александровна.

Под №2 выступает младший воспитатель группы «Солнышко» Говорко Ксения Ивановна.

Под №3 выступает младший воспитатель группы «Ромашка» Стародубова Татьяна Владимировна.

Под №4 выступает младший воспитатель группы «Колокольчик» Константинова ЕкатеринаВладимировна.

Под №5 выступает младший воспитатель группы «Рябинка» Цыбякина Екатерина Владимировна.

Под №6 выступает младший воспитатель группы «Пчелка» Преснецова Ольга Иосифовна.

ВЕДУЩАЯ 1:   В добрый день!

                            И в добрый час!

                            Мы приветствуем всех вас.

                            Дорогие конкурсанты,

                            Вы, бесспорно, все таланты.

ВЕДУЩАЯ 2:   Вас сегодня ждёт удача

                            Разве может быть иначе?

                            Только чтобы победить, нужно силы приложить.

                            Начинаем мы, пора.

                            Всем ни пуха, ни пера!

                    (звучит  музыка «Ты не унывай»)

ВЕДУЩАЯ 1: Везде есть хорошие люди

                          Их много, что ни говори

                          На этот раз судить вас будет

                          Сверхобъективное жюри.

         

Председатель жюри – заведующая детским садом  Потапова Л.Л.

Члены жюри – старший воспитатель Верещагина Л.В.

                          логопед детского сада  Митенкова Т.В.

Жюри будет оценивать участниц конкурса по 5бальной системе.

ВЕДУЩАЯ 2: В борьбу вступают красавицы, умницы!

                         Все мы их знаем.

                         Труд их достоин земного поклона!

ВЕДУЩАЯ 1: Сегодня  они единое племя

                          Пускай ненадолго –  всего лишь на время.

                         О каждой из них мы узнаем подробно,

                         Визитная карточка – это удобно.

Объявляем первый конкурс «Визитная карточка»

(Участницы по очереди представляют задания)

Первый конкурс завершен

ВЕДУЩАЯ 2: Конкурс продолжается, страсти накаляются.

                         Самый умный – кто из вас?

                          Выясним, друзья, сейчас!

                         Вы готовы? Да!

                         Внимание! Начинаем испытание!

(участницы  отрывают лепестки ромашки  и отвечают на вопросы)

ВЕДУЩАЯ 2: Слово предоставляется жюри.

ВЕДУЩАЯ 1:МАСТЕР –КЛАСС

              Ждёт сейчас вас мастер-класс.

              Как вы справитесь у нас?

Для первой ситуации приглашаем воспитателя, а участница под №1 внимательно следит за происходящим.

         

Ситуация 1:Развитие речи. Рассматривание картины…

             И вот такая ситуация,

             Вызывает администрация…

            Занятия не пропадут, младший воспитатель тут  как и тут.

Замени своего воспитателя в группе.

Ситуация 2:  Лепка из пластилина

Ситуация 3:Подвижная игра.

Ситуация 4: Построим дом из кубиков.

Ситуация 5:Утренняя зарядка

Ситуация 6: Сюжетная игра «Больница»

Слово предоставляется жюри.

ВЕДУЩАЯ 2:

       Младший воспитатель, младший воспитатель

       В деле воспитания – главный  выручатель.

       Дел не мало у него и не перечесть всего:

        И накормит, и поможет спать в кровать детей уложит.

        И порядок наведёт, пыль везде она протрёт.

           И девчонок, и мальчишек на прогулку соберёт

Объявляется конкурс «Собери ребёнка на прогулку»

ВЕДУЩАЯ 1:А теперь внимание - домашнее  задание:

                         Быстро, дёшево, сердито

                          Вы вкусняшки  испекли.

                         И на суд наш справедливый

                         Их сегодня принесли.

ВЕДУЩАЯ 2: Позабудем про диеты

                          Будем пробы мы снимать

                          Кто же лучший в деле этом?

                         Предстоит сейчас узнать

 Фирменный рецепт для чаепития «Быстро, дёшево и сердито» представляют конкурсантки.

                     

                         Ну, искусницы, давайте – мастерством нас удивляйте!

ВЕДУЩАЯ 1: Жюри нам огласит решенье

                         И вынесет вердикт – таков закон .

                        Промчалось время нашей встречи, как мгновенье.

                        Момент настал. Наш конкурс завершён.

Слово для объявления результатов конкурса  «Младший воспитатель  -2013»  предоставляется заведующей детским садом Потаповой Л.Л.

ВЕДУЩАЯ 2:  Спасибо всем!

                          Мы были рады встрече.

                          Участницы все были хороши.

                          Здесь проигравших нет.

                          Еще не вечер.

                          Свершенья новые нас ждут всех впереди!

ВЕДУЩАЯ 1: Мы говорим сегодня до свидания!

                         До новых конкурсов! До будущих побед!

                         Желаем радости, любви и процветания!

                         Всем оставаться молодыми  много лет.

                         И хоть уходят годы безвозвратно.

ВЕДУЩИЕ (вместе) Гордись профессией своей за то,

                                    Что детство проживаешь многократно!

                   

               

                     

По теме: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям подготовительной группы по выполнению заданий дома

Формирование готовности к обучению в школе - цель всей коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками,  направленной на их всестороннее развитие и обучени...

Что необходимо знать воспитателю и родителям о детском упрямстве и капризности

Что необходимо знать воспитателю и родителям о детском упрямстве и капризности...

Что необходимо знать об аутизме родителям

Аутизм - особый вариант психического развития, для которого характерна чрезмерная погруженность в себя (замкнутость, граничащая с невозможностью общения) и  отгороженность от внешнего мира, включ...

«Что необходимо знать и уметь родителям для развития мелкой моторки ребенка»

Консультация для родителей : «Что необходимо знать и уметь родителям для развития  мелкой моторки ребенка»...