Совместное культурно-досуговое мероприятие " По страницам любимых сказок".
материал по логопедии по теме

Матвеева Наталья Михайловна

Конспект логопедического занятия в старшей ггруппе с ОНР " Путешествие по русским народным сказкам".

Викторина "По страница любимых сказок". Конкурс "Сказочный эрудит".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_meropriyatie.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительный этап  к  совместно-досуговому конкурсному  мероприятию “По страницам любимых сказок».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей  логопедической группе «Путешествие по русским народным сказкам».

Цели: обогащать и активизировать словарь по теме; закреплять умение отвечать полными предложениями на вопросы; подбирать к существительным прилагательные, упражнять в словоизменении, правильном употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать внимание, память, логическое мышление, выразительность речи, координацию движения и речи; воспитывать любовь, интерес к народному творчеству.

Оборудование: клубок ниток, сюжетные картинки из сказок, картинки с изображением героев сказок.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, игра-драматизация по мотивам сказки «Заюшкина избушка», на занятиях ИЗО рисуются иллюстрации к любимым русским народным сказкам, домашнее задание – совместное с родителями изготовление книжки по мотивам русской народной сказки.

Ход занятия: 

  1. Вводная беседа.

Ребята, вы любите сказки?

Как вы думаете, что такое сказка и чем она отличается от обычной истории?

(-Сказка —  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает).

Кто сочиняет сказки?

(-Кто умеет придумывать, сочинять разные необычные истории, фантазирует – тот и сказки умеет сочинять).

Как называют человека, который придумывает сказки?

(-Сказочник)

А если это делает женщина, то её называют…(сказочница).

Каких сказочников вы знаете?

(-Андерсен, Шарль Перо, Братья Гримм…)

Если автора у сказки нет, её придумал народ, как такую сказку называют …(народной).

   Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные, но все поучительные  сказки знакомы всем людям с детства.

Ребята,  приглашаю вас совершить  увлекательное путешествие в этот волшебный  сказочный мир. А поможет нам волшебный клубок. Он необычный,  с загадками, которые мы будем отгадывать.

2 . Задания. 

Дети по очереди отматывают клубок, останавливаясь на картинке, закреплённой на нитке.

  • иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка» 

Догадайтесь: в какую сказку мы попали? (“Заюшкина избушка”).

Как по-другому можно назвать эту сказку? (зайкина избушка, зайкин домик, избушка зайчика).

Но сказка названа так – “Заюшкина избушка”.

Вслушайтесь в это название. Почему «заюшкина»? Что можно сказать о зайце? Какой он?

(-слабый, добрый, беззащитный, трусливый, боязливый, нерешительный).

 Как скажем про него теми же словами только ласково? (добренький, слабенький и т.д.)

Нам пора отправляться в путешествие  по сказкам дальше.

  • иллюстрация  к сказке «Лисичка со скалочкой”

Лиса часто встречается в русских народных сказках

Лиса какая? (хитрая)

Хитрую лису по-другому как мы называем? (плутовка)

Почему “плутовка”? (слово плут обозначает - хитрец, обманщик, вот и лиса в сказках хитрит, обманывает)

Кого она обманула? (людей в деревне)

Как? ( Поменяла скалочку на курочку, курочку на гусочку, гусочку на девочку)

Кто обманул лисичку? (Мужик вместо девочки дал собаку)

Вот видите, звери в сказках бывают разные (подбор прилагательных):

Волк какой? – злой, глупый жадный.

Лиса какая? – хитрая, умная, ловкая.

Заяц какой? – трусливый, добрый, хвастливый.

Медведь какой? – неповоротливый, глупый, неуклюжий, добрый.

Физминутка.

«Лесная зарядка»

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Присесть, встать

кулачками потереть глаза

потянуться

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

движение бедрами в стороны

прогнуться в спине

прыжок

руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса

Ноги на ширине плеч

переступание с ноги на ногу

раскачивание туловища в стороны

  • иллюстрация к сказке «Зимовье зверей”

Давайте вспомним,  что произошло в лесу с домашними животными.

Что значит «зимовье»? (-домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (
волк испугался).

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (-страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.( чтение отрывка из сказки «Зимовье зверей).
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.

3.Упражнение “Назови ласково”

Любим сказки и их героев, назовём ласково. (Детям раздаются картинки с изображением сказочных героев )

Сестра – сестрёнка, сестричка, сестрица.

Волк – волчок, волченька

Заяц – зайчик, заинька, заюшка.

Лиса – лисонька, лисичка, лисушка.

Колобок – колобочек.

Баба Яга – бабулечка Ягулечка, бабуленька Ягуленька.

Медведь – медведушка, мишенька.

Итог. Размотался волшебный клубок, закончилось наше путешествие.

Где мы были? (в сказках)

Что делали? (угадывали, рассказывали).

Что происходит в сказках - правда или нет?

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Чему учат сказки? 

-Сказки учат нас добру. Учат быть сильными, смелыми, верными. Учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит.

Совместное культурно - досуговое мероприятие.

Викторина «По страницам любимых сказок».

Конкурс «Сказочный эрудит».

 

Цели: 
закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас, упражнять детей в делении слов на слоги;  воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству; формировать умение работать в команде,  воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Предварительная работа: 
Чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание аудиозаписей со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление книжек совместно с родителями  по мотивам любимой сказки, конкурс рисунков и поделок по русским народным сказкам;

Оборудование: тематическое украшение зала (в русском народном стиле), иллюстрации, книги русских народных сказок, магнитная доска, плоскостные изображения домиков с разным количеством окошек, разрезные картинки иллюстраций к сказкам.

Организационный момент: деление детей на команды, представление членов жюри.

Вводная часть

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен иллюстрациями различных сказок, предметами домашней утвари русской избы
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «По страницам любимых сказок». Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом. Соревнования командные.  По результатам конкурса также будет выбран лучший знаток сказок - «Сказочный эрудит».

1.Разминка «Добавь словечко к названию сказки»
- Гуси -…(
Лебеди)
- Царевна -…(
Лягушка)
- Маша и ….(
Медведь)
- Заюшкина …(
Избушка)
- Крошечка -….(
Хаврошечка)
- Сивка -…(
Бурка)
- Три- …(
Медведя)
- Лиса и – (
Волк)
- Вершки -…(
Корешки)

2.«Назови сказку по отрывку из нее» (Задание зачитывает ведущий по очереди командам – два  вопроса каждой команде)

3. «Сказочные задачки».

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
Назовите три сказки, которые начинаются со слов: «Жили – были старик со старухой?
Какой по счёту стояла Жучка в сказке «Репка»?
Назовите три сказки, героем которых был волк.
Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»?
Назовите сказку, где упоминается цифра 7.

4. «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.

 «Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Два медведя»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Сивка-Мурка».

«Царевна-индюшка»

«Заюшкин домик»

«Лисичка с кастрюлькой»
«Утки – лебеди» 

5.«Найди домик для героя сказки»

Перед каждой командой разложены иллюстрации героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Лиса,  Волк, Хаврошечка, Петух, Медведь, Морозко)

6. «Фанты».

Дети тянут листок с заданием

1. Спеть песенку какого-либо сказочного героя.

2. Сказать волшебные слова, вызывающие Сивку-бурку.

3. Повернуть избушку Бабы-Яги.

4. Прогнать лису так, как это сделал Петушок из сказки «Заюшкина избушка».

7. «Вспомни сказки про плутовку».

 Команды по очереди называют сказки, героиней которых является лиса.

8. «Сказочный поединок»

Дети одной команды задают вопросы другой команде. Кому принадлежат эти слова?

 По – щучьему веленью, по моему хотенью,        

ступайте сани в лес сами (Емеля)

 

Сивка-бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой (Иван)

Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку (Лиса)

Чую, русским духом запахло (Баба Яга)

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

 

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

 

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! (Лиса)

Высоко сижу, далеко гляжу (Маша)

 

Битый небитого везет,

Битый небитого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

 

9. Из разрезных картинок команды собирают иллюстрацию к сказке и называют ее.

10. Итоги мероприятия.

По результатам соревнования жюри объявляет команду – победителя и  определяет  лучшего знатока русских народных сказок . Вручаются награды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По страницам любимых сказок" Сценарий праздника к 8 Марта.

Сценарий праздника к 8 Марта с детьми подготовительной к школе группы с активным участием родителей....

Викторина«По страницам любимых сказок»

Викторина -путешествие по русским народным сказкам....

Учебно-методическое пособие: "По страницам любимых сказок"

Картотека скороговорок, загадок, игр по любимым сказкамДети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творчес­кой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная...

Совместная деятельность с детьми среднего возраста «По страницам любимых сказок»

Цель: Развивать коммуникативные навыки в процессе продуктивной деятельности.Задачи:Образовательные: Расширять и активизировать словарь детей, закреплять умение подбирать нужное по смыслу слово и закан...

Совместное культурно-досуговое мероприятие:"В гости сказка к нам пришла..."

Совместное культурно-досуговое мероприятие:"В гости сказка к нам пришла..."!...

"Ярмарка талантов"совместное культурно-досуговое мероприятие с родителями

Работа с родителям. Родители отправляясь в волшебную  планету детства, оказываются  в разных мастерских: литературной, музыкальной, осеннюю, игровую....