Консультация для учителей-логопедов
консультация по логопедии на тему

Консультация для учителей-логопедов по теме Анализ методики коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методики коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии А. В. Ястребовой

     Основная задача логопеда состоит непросто в обучении чтению и письму, а в достижении социальной адаптации. Поэтому работа носит комплексный характер и осуществляется психологом, логопедом и учителем. В настоящее время в логопедии определены принципы, задачи коррекционного обучения детей. Содержание работы распределено по этапам, охарактеризованы различные приемы коррекционного воздействия. В логопедическую работу включены разделы по развитию и совершенствованию неречевых функций участвующих в чтении и письме. Подробно описана организация работы (Левина Р.Е., Ястребова А. В., Садовникова И. Н., Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г., Фатехова Т. А., Корнев А. Н., Лалаева Р. И.).

     Ястребова А. В. разработала методику преодоления нарушения чтения и письма у младших школьников. Выделено 3 этапа коррекционной работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Этап занимает 50-60 занятий (для детей с НВОНР). Для детей с ОНР 3 уровня количество занятий увеличивается на 15-20 занятий. Первые 10-15 занятий отводятся на уточнение речевых возможностей детей, выявление уровня сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматика, связная речь), коммуникативные умения ребенка.

В подготовительный период ведется работа по развитию фонематических процессов и коррекции нарушений звукопроизношения. Основное внимание обращаем на звуковой состав речи. Формируем понятия «предложение»,      « слово», «слог», «ударение», «звук», «буква», «гласный», «согласный». Первоначально эти термины используются только логопедом, а потом вводятся в речь ребенка. Индивидуальная и фронтальная формы работ сочетаются.

     Структура занятия: первые 15 мин. – фронтальная часть занятия – работа ведется на правильно произносимых звуках. Фонематическое восприятие, формирование навыка звукослогового анализа и синтеза, формируются психологические предпосылки обучения.

     Пять минут – подготовка артикуляционного аппарата. Комплекс упражнений зависит от состава группы, какие звуки нарушены.

     20 мин. – индивидуальная работа по уточнению артикуляции звуков или по постановке звуков.

     На последующих занятиях поставленные звуки автоматизируются в процессе фронтальных занятий. Если у детей в группе дефектов произношение нет, то большая часть времени отводится фронтальной работе по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

     В основной период ведется работа по развитию фонематических процессов, закрепляются звукобуквенные связи, автоматизируются поставленные звуки, формируются аналитико – синтетические операции на языковом материале. Ребенок должен понять:

     План работы на первом этапе:

  1. Речь.
  2. Предложение.
  3. Слова. Деление слов на слоги.
  4. Ударение
  5. Звуки речи.
  6. Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).
  7. Твердые и мягкие согласные.
  8. Звонкие и глухие согласные.
  9. Звуки П и П, буква П.
  10. Звуки Б и Б, буква Б
  11. Дифференциация П, П и Б, Б, Т-Д, С-З, Ш-Ж, В-Ф, К-Г,С-Ш,З-Ж, Р-Л, Ш-С, Щ-Ч, Ч-Т, Ц-С, Ц-Т, Ц-Ч.

    Такая последовательность тем не является обязательно. Она определяется конкретным составом буквы.

  1. Восполнение проблем в лексико- грамматическом строе речи (35-40 занятий).

     Фронтальные занятия. Необходимо формирование представлений о морфемном составе слова в процессе образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

     Особое внимание уделяется изменению в значении нового слова. Работа ведется только в практическом плане, специальная терминология не используется. Формируется понятие «родственные слова» и «однокоренные».

     Обучение подбору синонимов и антонимов. Формирование понятия о многозначности слова. Необходимо введение тренировочных упражнений не только на письме, когда закрепляются умения и навыки полученные в устной речи, но и при чтении. В этих случаях используются специальные таблицы. Н-р, слова в разных грамматических формах

Сын, Сына, О сыне, Сыном, Сыну.

     Слова с одинаковыми окончаниями:

На кустах, На столах

Однокоренные слова:

Земля, Землях, Земляника.

     Однокоренные слова с разными приставками: улететь, прилететь.

     Так формируются навыки полуглобального чтения и обязательно сопоставляется звучание и значение.

    Фразовая речь формируется в ходе ответов на вопросы, отчетов о выполненном задании, в процессе рассуждения о возможных способах выполнения инструкций, а также при использовании специальных приемов.

    Таким образом, к концу 2 этапа обучения складываются морфологические и грамматические обобщения, которые являются основой для развития лексико- грамматической стороны речи и формируют языковое чутье ребенка.

  1. Развитие и совершенствование построения связного высказывания.
  1. Формируются практические представления о тексте (ребенок должен узнавать текст), на основе знаний существенных признаков текста, которые формируются в процессе сравнения текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его искаженных вариантов.
  2. Развиваются умения и навыки анализировать текст: определять тему рассказа, основную мысль, устанавливать смысловые связи между предметами и составлять план текста.
  3. Формировать умение самостоятельно строить связное высказывание.

     Итак, Ястребова подчеркивает связь между письменной и устной речью, установленную Р. Е. Левиной, и видит основу устранения нарушений чтения и письма в нормализации устной речи, не речевая сфера при этом не учитывается. Однако определены содержание, приемы работы и форма проведения занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"

Дефекты речи и их устранение.     Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...

Консультация для учителей-логопедов

Материал для организации работы учителей-логопедов, воспитателей с детьми с нарушением зрения...

Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов в рамках секции РМО

Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к ...

Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."

Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...