Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов в рамках секции РМО
консультация на тему

Юрьева Алёна Васильевна

Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 г. Киренска»

Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов

в рамках секции РМО

«Проектная деятельность в работе

с дошкольниками»

        Составитель:

Алена Васильевна Юрьева,

учитель - логопед  

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста. 

 Понятие о проекте.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

  • конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;
  • форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
  • дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

 Деятельность. Проектная деятельность.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой  составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
     Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

  • Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
  • Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
  • В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
  • Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

формирование чувства ответственности.

Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность дошкольников и метод проектов, как форму организации проектной деятельности дошкольников.

 

 Классификация проектной деятельности 

     В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов] свою классификацию представляют в виде таблицы.

 

Автор

Основание классификации

Типы проектов

У.Х.Килпатрик

Вид целевой установки

1.       Созидательный - цель: практическое выполнение и использование.

2.       Потребительский - цель: развитие потребительских качеств личности.

3.       Интеллектуальный - цель: развитие мышления

4.       Проект - упражнение, направленное на выработку определенныхумений и навыков

А.Стивенсон

Уровень интеграции учебного материала

1.       Простой.

2.       Комплексный.

М.Уэльс

По объему учебного материала и времени его проработки

1.       Большой - выполняется в течение учебного года.

2.       Малый - разработка отдельных этапов большого проекта.

Е.Когаров

Продолжительность

1. Хронологический. 2. Сезонный. З.Датовый.

 

Форма организации

1.       Структивные, планирующие и итоговые.

2.       Индивидуальные и групповые

3.       Групповые.

М.Рубинштейн

По способам выполнения и завершения

1.       Ручной. 4. Незаконченный.

2.       Интеллектуальный. 5. Законченный.

3.       Комплексный

А.И.Парамонов

По степени реализации

1.       Учебный - не предполагается реализация проекта или идея про екта нереализуема.

2.       Длительностный - есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации.

В.И.Воропаев

Тип проекта (по основным сферам деятельности)

1.       Технический. 4. Социальный.

2.       Организационный. 5. Смешанный

3.       Экономический

 

Класс проекта (по составу проекта, по его структуре и по его предметной области)

1.       Монопроект - отдельный проект различных типов, видов, масштабов.

2.       Мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления.

3.       Мегапроект - целевые программы развития отраслей, регионов и других образований, включающие в свой состав ряд монопроектов и мультипроектов.

 

Вид проекта (по характеру предметной области проекта)

1.       Инвестиционный.

2.       Инновационный.

3.       Научно-исследовательский

4.       Учебно-образовательный

 

Масштаб проекта (по размеру самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир)

1.       Межгосударственный. 2.       Международный.

3.       Национальный. 4.       Межрегиональный.

5.       Региональный.

6. Межотраслевой.

7. Отраслевой.

8. Корпоративный.

9. Ведомственный.

 

Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления)

1.       Долгосрочный (более 5 лет).

2.       Среднесрочный (от 3 до 5 лет).

3.       Краткосрочный (до 3 лет).

Н.В.Матяш

По уровню сложности проектных заданий

1.       Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.

2.       Поисковые задания.

3.       Творческие задания, направленные на создание новых объектов.

 

По содержанию

1.       Проекты для решения конструктивно-технических задач.

2.       Проекты для разработки новых видов технологий.

3.       Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера.

4.       Проекты как решение дизайн-задач.

Е.С. Полат предлагает классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.

Общедидактический принцип

Типы проектов

 

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

 

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

 

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

 

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация

 

Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Монопроект

 

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

 

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытойй координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

 

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

 

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

 

Парный

Проводится между парами участников

 

Групповой

Проводится между группами

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

 

Средней продолжительности

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

 

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

 

При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе  как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.

В практике дошкольной педагогики Л.Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

В практике обучения детей в дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:

  • ознакомлению с социальной действительностью (например, по программе С.А. Козловой «Я-человек»), при этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты;
  • экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой): чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;
  • развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;
  • музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов «История вещей, и др.»): большинство используемых проектов – комплексные
  • развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым.

Как же происходит освоение дошкольником проектной деятельности?

      До пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, как подчеркивает Евдокимова, ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.

      Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

     К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники  реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.

     Л.Морозова выделяет следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий.

Дети 4-5 лет

1.     Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

2.     Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3.     Привлечение детей к участию в планировании деятельности.

4.     Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.

5.     Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Дети 5-6 лет

1.     Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

2.     Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3.     Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.

4.     Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

5.     Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6.     Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Дети 6-7 лет

1.     Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей  потребностям детей или интересам обеих сторон.

2.     Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3.     Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.

4.     Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

5.     Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6.     Определение детьми перспективы развития проектирования.

     На первом этапе освоения проектных действий автор рекомендует отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.

     На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не только генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как следствии, - расширить проблему проектирования.

     Третий и последующие этапы освоения проектных действий – творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельность.

      В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т.е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.

      В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

     Анализ литературы и состояние практики позволил нам выделить следующие этапы выполнения проектов для дошкольников:

  1. выбор темы и типа проекта;
  2. определение потенциала каждого участника проекта для его выполнения, установление возможностей для реализации проекта;
  3. сбор и обработка необходимой информации, преобразование ее координатором в доступную для дошкольного восприятия;
  4. организация и выполнение проекта;
  5. защита проекта.

     Данная логика выполнения проекта определяет деятельность воспитателя дошкольного учреждения. Деятельность педагога при реализации метода проектов осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка заданий, создание условий для разработки и осуществления детьми проектов и вооружение их необходимыми для этого умениями и навыками.

    Содержание проекта предлагается фиксировать по следующей схеме

1.     название проекта

2.     введение (назначение, разработчики)

3.     содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом

4.     цель и задачи проекта

5.     система проектных мероприятий

6.     ресурсное обеспечение

7.     механизм реализации

    Л.Морозова в своей статье дает несколько советов педагогам по организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.

1.     знакомство с теорией вопроса и опытом работы по методу проектов.

2.     во время подготовки образовательного проекта, с целью активизации и включения детей в совместную проектную деятельность можно провести опрос детей по теме и зафиксировать ответы детей с указанием их имен.

3.     для моделирования проектной деятельности, можно использовать предлагаемую автором таблицу.

4.     работу над проектом рекомендуется осуществлять поэтапно

  • подготовительный этап (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождения противоречия, принятие решения о необходимости, выбор темы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, целеполагание, разделение цели на веер задач, формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);
  • основной этап (работа над проектом: моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта и его оформление);
  • завершающий этап (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и выявление новых тем проектов).

     На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии.

     Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

    Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

      Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником? (по материалам Е.С. Евдокимовой)

До 5 лет ребенок развивается на подражателъно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:

  • от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
  • реализации его потребностей в активной деятельности;
  • степени самовыражения;
  • увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста

Этап проектной деятельности

Возраст

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

1

2

3

4

Подготовитель

ный

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей.

Обозначение взрослым проблемы

Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон

Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон

Целеполагания

Определение взрослым цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата

Планирования

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта

Исполнитель

ский

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь

Презентацион

ный

Представление продукта проектной деятельности

Представление продукта проектной деятельности

Представление продукта проектной деятельности

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Проектировоч

ный

Совместно с детьми определение перспектив проектирования

Определение перспективы развития проектирования



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» О своение проектной деятельности дошкольниками. Презентацию подготовила: Юрьева А.В.

Слайд 2

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как: конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера; форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени; дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Слайд 3

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов.

Слайд 4

При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты. В практике дошкольной педагогики Л.Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Слайд 5

В практике обучения детей в дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по: ознакомлению с социальной действительностью (например, по программе С.А. Козловой « Я-человек »), при этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты; экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой): чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер; развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер; музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов «История вещей, и др.»): большинство используемых проектов – комплексные развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым .

Слайд 6

Л.Морозова выделяет следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий. Дети 4-5 лет 1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей). 2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация. 3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности. 4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений. 5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.

Слайд 7

Дети 5-6 лет 1. Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон. 2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата. 3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта. 4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых. 5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. 6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Слайд 8

Дети 6-7 лет 1 . Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон. 2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. 3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта. 4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение , взаимопомощь. 5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. 6.Определение детьми перспективы развития проектировани я.

Слайд 9

Д етское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия: учет интересов каждого ребенка; деятельность детей без принуждения; предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы; совместное с взрослым поэтапное достижение цели; тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Слайд 10

Работу над проектом рекомендуется осуществлять поэтапно завершающий этап (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и выявление новых тем проектов). основной этап (работа над проектом: моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта и его оформление); подготовительный этап (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождения противоречия, принятие решения о необходимости, выбор темы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, целеполагание , разделение цели на веер задач, формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);

Слайд 11

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста Этап проектной деятельности Возраст 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет Подготовительный Интригующее начало, отвечающее потребностям детей . Обозначение взрослым проблемы Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон Выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон Целеполагания Определение взрослым цели проекта, его мотивация Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата Планирования Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта Исполнительский Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение , взаимопомощь Презентационный Представление продукта проектной деятельности Представление продукта проектной деятельности Представление продукта проектной деятельности Рефлексивный Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач Проектировочный - Совместно с детьми определение перспектив проектирования Определение перспективы развития проектирования

Слайд 12

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки. Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Слайд 13

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда (дефектолога) в рамках ФГОС ДО.

Презентация для родителей группы компенсирующей направленности (для детей с ОНР).Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры...

Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."

Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...