Профилактика нарушений письма
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Выступление к педсовету на тему: Профилактика нарушений письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_pisma.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Профилактика нарушений письма

у детей подготовительной к школе логопедической группы

                                                                                           

                                                                                     

                                                                                                                  Подготовила: учитель-логопед                            

                                                                                                                  МДОУ «Детский сад

                                                                                                                  комбинированного вида № 218»

                                                                                                                  Бурковская

                                                                                                                  Татьяна Валерьевна

        

Саратов - 2015

В последнее время все больше детей поступает в школу с некомпенсированными нарушениями речи (ФФНР, ОНР).  Нарушения устной речи нередко влекут за собой возникновение у школьников дисграфии (частичного специфического нарушения процесса письма, обусловленного несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера). Дисграфия является  серьезным препятствием для усвоении программы начальной школы и может вызывать у детей с нормальным интеллектом различные отклонения в формировании личности, расстройства эмоционально-волевой сферы.

Профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития и других категорий аномальных детей. В образовательную деятельность с такими детьми  должна быть включена работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа  и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи. Профилактическую работу по предупреждению нарушений письма необходимо начинать как можно раньше, тогда она будет более эффективной, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность  определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии  ЛГПИ им. А.И. Герцена).  Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве  нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.*

 Акустическая дисграфия. При акустической дисграфии наблюдается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

  • Упражнения для усвоения свойств фонемы (звука): «Измерь длину звука» (дифференциация гласных и согласных звуков), «Хлоп – топ» (хлопнуть в ладоши на мягкий звук, топнуть – на твердый), «Глухой – звонкий» (определение характеристики звука по глухости-звонкости с помощью тактильных ощущений).
  • Упражнения на развитие фонематического восприятия: «Поймай звук» - ребенок реагирует каким-либо движением, например хлопком,  на заданный звук (А, О, У, Э, А, И, У, А…) , «Какое слово отличается от личается от других» - работа с паронимами (жарить, жарить, жалить, жарить; бочка, почка, бочка, бочка).
  • Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза: «Какой звук в слове первый (последний)?», «Назови звуки слова по порядку» (понимание слова как звукового ряда), «На каком месте звук в слове?».

Деление слова на слоги: «Телеграф», «Зашифруй слово» (обозначение каждого слога в слове полоской и нахождение слога с заданным звуком), «Напечатай столько раз букву, сколько раз она встречается в слове».

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющиеся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв (кошка – «кшка», малина – «млина»); согласных при стечении их в слове (весна – «вена», полка – пола); перестановки букв (фрукт – «рфукт», крот – «ркот»); добавление букв (марка – «марака», порт – «порэт»). Также наблюдаются перестановки, пропуски и добовления слогов в словах(бегемот – «гебемот»).  В предложениях дети с данным видом дисграфии часто слитно пишут слова друг с другом, особенно предлоги, не видят границы слов (наступила зима – «наступи лазима», раздельно пишут приставки  в словах.

  • Упражнения для развития звукового анализа и синтеза: «Определи место буквы в слове» (начало, середина, конец), «В названиях каких предметов есть буква А», «Подружи слова» - составление предложений (Эмма, эскимо, вкусное, купила – Эмма купила вкусное эскимо.), «Добавь слово» - закончить предложение словом, изображенным на картинке, «Сложи слово» - составление двусложных слов из слогов и т.д.
  • Упражнения по формированию слоговой структуры слова: «Измерь длину слова» - определение количества слогов в слове с опорой на тактильные ощущения (по касанию подбородка ладони при произнесении гласных в слове), например, че-бу-раш-ка (4 части (слога)), лось (1 часть (слог)); «Назови певучие звуки в слове» - определение гласных в слове (рыба), «Какой звук дольше поется» - определение ударного гласного в слове (улица), «Пройди слоговую дорожку» - повторение рядов слогов, слоговых сочетаний (пта-пто-пту-пты; ахтпа-ахтпо-ахтпу-ахтпы и т.д.), «Найди и повтори» - повторение двусложных слов со стечением согласных типа бубны, тахта, клюква, отыскивание картинок, соответствующих данным словам, «Запомни, повтори», проговаривание четырех-, пятисложных слов со стечением согласных (выкидывали – накидывали – откидывали – подкидывали) и т.д. Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в ходе отраженного проговаривания и заучивания текстов.  «Сосчитай, сколько слов в предложении», «Повтори 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово в предложении».

Аграмматическая дисграфия. Аграмматическая дисграфия появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок. Такие ошибки могут повлечь за собой не только качество письма, но и чтения.

  • Упражнения на узнавание существенных признаков различных частей речи (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки): «Перечисли, кто (что) может летать?» - подбор слов-предметов к слову-действию (летит (Кто? Что?) – птица, стрекоза, самолет, вертолет, ракета, лист, снежинка…; «Что можно делать глазами (руками, ногами)?» - подбор слов-действий к слову-предмету, (глазами (Что можно делать?) глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть, моргать…; «Какой может быть?» - подбор признаков к предмету,  (собака (Какая?) – лохматая, злая, верная, ласковая, кусачая, породистая, большая, охотничья, сторожевая, старая, веселая …).

  • Упражнения на употребление предлогов в речи (с опорой на картинки): «Какое маленькое слово (предлог)  в или на  надо  добавить, чтобы подружить слова» (Ваза … столе. – Ваза стоит на столе.  Белка сидит … дупле. – Белка сидит в дупле.) «Исправь Незнайку» (Мама пришла от магазина. – Мама пришла из магазина. Автомобиль отъехал из гаража. – Автомобиль отъехал от гаража.) «Помоги собрать рассыпавшиеся предложения» (Лампу, стола, со, убрали. – Лампу убрали со стола. Кошка, котёнком, спят, с, на, крыше. – Кошка с котёнком спят на крыше.)

  • Грамматические упражнения для формирования навыков изменения слов и согласования их между собой: «Какой? Какая? Какое? Какие?» - согласование прилагательных с существительными (осенний лист, осенняя погода, осеннее небо, осенние дни.) «Счет 1-10» - согласование числительных с существительными (одно окно, два окна… десять окон), «Один (одна, одно) – несколько – много» (пень – пни – пней), «Кому что досталось?» - изменение падежных окончаний существительных, Д. п. (сыр – мышке, орехи – белке, сметана – кошке, сено – корове), «Что чем делают?» - Т.п. существительных (Картина – краски. – Картину пишут красками. Ножницы – бумага. – Бумагу режут ножницами.); «Закончи предложение одним и тем же словом уши в нужной форме» (У человека есть уши. (Им. п.) У рыбы нет … ушей. (Р. п.) На морозе холодно … ушам. (Д. п.) Я грею свои … уши. (В. п) Некоторые умеют шевелить … ушами. (Т. п.) Девочки носят сережки в … ушах. (П. п.)).

  • Упражнения для формирования навыков словообразования с помощью различных частей слова: «Подбери как можно больше слов, в которых есть слово сад» - подбор родственных слов, (сад – садик, садовник, садовод, рассада, посадка, садовый); «Подбери как можно больше слов, в которых есть слово ехать» - образование приставочных глаголов, (ехать – поехать, въехать, подъехать, наехать, съехать, отъехать, уехать, переехать, приехать), «Назови детенышей диких животных» - образование названий детенышей животных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок- (медвежонок, ежонок, зайчонок, лисенок, волчонок, лосенок…), «Маленький – огромный» - образование существительных с помощью суффиксов -ик-, -ищ- (нос – носик, носище; дом – домик, домище; ус – усик, усище).

Оптическая дисграфия. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Дети при письме путают различные буквы, сходные по оптическим или кинетическим признакам (П -Т,  п – т, у – и, и – ш, ш –щ, о – а, с – е и т.д.).

  • Упражнения для развития зрительного восприятия (восприятия цвета, формы, размера, и величины предметов):  «Соедини близкие цвета дорожками», «Соедини предметы одинакового цвета», «Назови предметы и их цвет», «Цифровая мозаика», «Что бывает такого цвета?», «Зачеркни лишний по цвету предмет в каждой группе», «Найди предметы, похожие на квадрат», «Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета», «Нарисуй рядом с каждой фигурой предметы соответствующей формы», «Найди и раскрась синим цветом все круги», «Найди на картинках все предметы прямоугольной формы», «Нарисуй рядом с предметом соответствующую геометрическую фигуру», «Сравни пары предметов: уже – шире, длиннее – короче, выше – ниже», «Расставь цифры от 1 до 4 в порядке увеличения (уменьшения) размера предметов».
  • Упражнения для развития пространственного восприятия и представления (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве): «Назови части тела», «Дорисуй портрет», «Что правое, а что левое?» (Детали одежды), «Какие предметы справа, а какие слева?», «Что за чем и перед чем?», «Нарисуй узор по инструкции», «Дорисуй картинку по инструкции»,  «Сосчитай, сколько рыбок плывут налево?» и т.д.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций: «Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз», «Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева  направо», «Обведи предметы по контуру (по точкам)», «Дорисуй предметы (геометрические фигуры)», «Назови буквы и раскрась их по заданию», «Обведи буквы по точкам и назови их», «Допиши знакомые буквы», «Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет», «Рассмотри буквы и зачеркни те из них, которые записаны неверно», «Рассмотри буквы и обведи в кружок: гласные буквы красным карандашом, согласные – синим», «Расставь буквы по величине от самой низкой до самой высокой» и т.д.

Систематическое использование данных упражнений в образовательной деятельности позволит провести эффективную работу по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.

*Логопедия. Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2002г.

Литература

Л.В. Волкова, С.Н. Шаховская. Логопедия. М.: ВЛАДОС, 2002г.

Л.М. Головачева. Нарушения письма и чтения. Саратов, 2009г.

О.С. Гомзяк. Я буду писать правильно. М.: «Издательство ГНОМ», 2014г.

О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! С-П: ЛИТЕРА, 2001г.

А.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: «Издательство ГНОМ», 2010г.

Е.В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. «Издательство ГНОМ», 2010г.

Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. «Издательство ГНОМ», 2010г.

Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. «Издательство ГНОМ», 2010г.

А.Т. Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников"

В последние годы возросло количество детей, которые испытывают трудности обучения в начальной школе, в том числе затруднения с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия). Например, ребенок пропускает и...

презентация на тему: " Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста".

Предлагаю Вашему вниманию интересные виды работ по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста....

Профилактика нарушений письма и чтения

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во много...

Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения

Выполняя эти упражнения, вы поможете своему ребенку избежать нарушений письма и чтения...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».

Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов  г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей  школ и педагогов коррекционного...

«Система коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста»

Направления работы с детьми с ОНР дошкольного возраста с целью предупреждения дисграфии....