Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Новикова Елена Владимировна

 Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное внимание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР (подготовительная группа)  

на тему: «Согласование числительного

с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

.

                                                         Учитель-логопед:           Новикова Е.В.                                              

Тема: «Согласование числительного и существительного в Именительном и Родительном падеже».

Цели:

1. учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой;

2. обогащать словарный запас;

3. развивать зрительное внимание детей.

Оборудование: игрушки (кошка, котенок, цыпленок), полянка; картинка с изображением фермерского хозяйства; картинки с изображением диких животных, птиц; картинки с изображением предметов без определенных деталей; коробка-посылка, конверты, натуральные овощи.

Ход занятия.

  1. Закрепление употребления детьми числительных в Именительном падеже и согласование их с существительными. Логосказка «Как котенок считать учился».

Логопед предлагает детям сесть на ковер и послушать сказку, в которой участвуют герои-игрушки. Во время чтения сказки дети считают вместе с Мамой кошкой, Котенком, Цыпленком и самостоятельно.

  1. Работа над развитием умения согласовывать дошкольниками числительные и существительные в Родительном падеже в единственном и множественном числе.

К детям неожиданно приходит почтальон и приносит два письма и посылку. Логопед достает из первого конверта подарки-картинки для мамы кошки, котенка и цыпленка. Дети считают и называют нарисованные предметы: 4рыбки, 5червячков, 3 кусочка колбасы. Логопед обращает внимание детей, что отвечать необходимо полным предложением.

  1. Логопед открывает второй конверт, в котором находятся письмо от мальчика Вани, картина с изображением фермерского хозяйства, картинки-фотографии диких животных, картинки с предметами без отдельных деталей.

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Ваня. Я вместе с родителями живу в деревне. Мой папа фермер, поэтому у нас есть фермерское хозяйство, где на скотном дворе живут 1 корова, 2 собаки, 3 свиньи, 4 козы и 5 кур. Я высылаю вам картину, на которой изображен скотный двор и его обитатели.               Ребята, я знаю, что вы собираетесь идти в школу, и поэтому приготовил для вас картинки и вопросы по ним ».

Логопед обращает внимание детей на картину и просит ответить на вопросы:

- «Для каких животных Ваня принесет сено на двор, и  обратите внимание на количество животных».                                                                                        

Отвечая на вопросы,  дети должны выделять окончания числительного и существительного:

- «Ваня принесет сено для одной коровы и четырех коз ».

Далее следуют вопросы: Для кого - остатки еды? Для кого – пшено? Для кого – отруби? Для кого – косточки?  

В случае затруднения отвечающего, поиск правильного варианта ответа ведется с помощью других детей, а затем правильное словосочетание проговаривается хором.

  1. Игра «Без чего предмет?».

Логопед вынимает из конверта картинки и говорит: «В конверте лежали маленькие картинки с такими же нарисованными  предметами, как и на большой картинке, но чем-то  они отличаются. Посмотрите внимательно на картинки и укажите отличие. Не забывайте, что сегодня мы учим цыпленка считать ».

Представлены картинки: трактор без четырех колес, дом без трех окон, забор без одной калитки. Логопед следит за правильным употреблением окончаний  числительного и существительного в родительном падеже, во множественном числе.

Логопед: «Чего не хватает у дома?»

Дети: « У дома не хватает трех окон».

Далее следуют вопросы:  Чего нет у трактора? Чего не хватает в заборе?

  1. Физ. минутка.

Логопед: «Ребята, как вы думаете, что может быть расположено вокруг Ваниной деревни?»

Дети: « Лес».

Логопед: «А за чем можно было летом и осенью ходить в лес?»

Дети: « За грибами, за ягодами».

Логопед: «Давайте расскажем, как Ваня ходил в лес».

Дети хором вместе с логопедом:

«Ваня в лес шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок.

Положил их в кузовок ».

Все слова сопровождаются действиями.

«В лес с корзинкой он пошел,

У пенька грибок нашел ».

Логопед: «Ребята, какие животные живут у Вани на ферме? ».

Дети: « У Вани на ферме живут домашние животные ».

Логопед: «А какие виды животных вы еще знаете? ».

Дети: «Дикие, животные жарких стран ».

Логопед: «Ребята предлагаю вам сравнить домашних животных и животных жарких стран ».

Дети повторяют за логопедом слова и движения:

« Слон сильнее двух коров (Руки согнуты в локтях),

Толще бегемот трех львов (Руки в стороны),

Лошадь быстрее пяти лягушат (Бег на месте),

Выше жираф четырех медвежат (Руки вверх)».

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом.                                  Логопед продолжает читать письмо Вани:

«Посмотрите на картинки с изображением моих лесных друзей, догадайтесь и правильно ответьте на вопросы: «Сколько рогов у двух оленей? ».

Логопед помогает детям, дает образец ответа.

Логопед: «Это кто?».

 Дети: «Это олени».                                                                        

Логопед: «Сколько рогов у одного оленя?»

Дети: «У одного оленя два рога ».

Логопед: «Сколько рогов у двух  оленей?»

Дети: «У двух оленей четыре рога ».

Далее следуют вопросы:

У кого на картинке 2 хвоста?  У кого 6 лап? Сколько хвостов у пяти волков? У кого 6 ушей?  У кого пять пяточков?  У кого два уха?

  1. Логопед: « А к чему мы еще не обращались?»

Дети: «К посылке».

Логопед: «Ребята, хочу угостить вас овощами, которые вырастил сам на нашем огороде. Приезжайте ко мне в гости, пишите письма, присылайте интересные картинки, вопросы и задания. До свидания! Ваня.»

Логопед открывает посылку и раскладывает на столы овощи, при этом для каждого ребенка свой овощ и в определенном количестве.

Логопед: « Дети, посмотрите, какой полезный подарок сделал нам мальчик Ваня из своих зимних заготовок. Каким, одним словом можно назвать все эти предметы? ».  

Дети: «Овощи».

Логопед: «Ребята, а что вы можете приготовить из овощей? ».

Дети: «Суп, салат и т.д.»

Логопед: « У меня есть две миски. В одну миску кладут овощи те, кто хочет сделать салат, а в другую, кто хочет приготовить суп. Не забывайте, что на нашем занятии мы учим котенка и цыпленка считать, поэтому обязательно называйте названия своих овощей и их количество».

Дети: «Я сделаю салат из трех морковок».

          «Я приготовлю суп из двух  картофелин».

Далее следует: из четырех помидор, пяти огурцов, одной луковицы.

Итог занятия: логопед  напоминает, что на занятии учились использовать в речи числительные и существительные; образовывать с их помощью словосочетания; тренировались отвечать на вопросы: Что это? Чего нет? У какого количества предметов не хватает? и т. д. Логопед оценивает деятельность детей.