Мониторинг общего и речевого развития детей группы коррекционной направленности. Разработано в соответствии с ФГОС ДО
презентация по теме

Романова Ксения Александровна

Мониторинг разработан в соответствии с ФГОС ДО.

наглядно -дидактический материал:

1.      Методический комплект Н. В. Нищевой.

2.      Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова.

3.      Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.

4.      С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург

 

Специальная и методическая литература.

1.      Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С.Комаровой; М.А Васильевой 2014 год.

2.      Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Н.В. Нищева 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_god.docx74.31 КБ
Файл мониторинг304.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка»

г. Феодосии Республики Крым

Разработано

в соответствии    

с ФГОС ДО

                Утверждаю

Заведующий «Детский сад №23 «Улыбка»

________________Л.А. Шило

                                                                                                                                                          Приказ № _____________от    

МОНИТОРИНГ

ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МБДОУ

«Детский сад №23 «Улыбка»

г. Феодосия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях оказания коррекционно – развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития, поступающих в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать.

Задача мониторинга: выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми. Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет в группах коррекционной направленности и составить коррекционную программу с учётом особенностей ребёнка и разработать рекомендации родителям.

Мониторинг состоит из 5 - ти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (мониторинг по физическому развитию проводит инструктор по физической культуре).

Методика мониторинга представляет цели, методы,  исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель – логопед  и воспитатели коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития по всем образовательным областям в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом.

Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между взрослым и ребёнком. Используются различные формы поощрения. При первых проявлениях усталости у ребёнка обследование переносится на следующий день. На каждое исследование затрачивается  5 – 10 минут (ребёнку 4 года); 10 - 15 минут (ребёнку 5 – 6 лет); 15 - 20 минут (ребёнку 7- 8 лет).

В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются:

  1. Методический комплект Н. В. Нищевой.
  2. Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова.
  3. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.
  4. С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург

Специальная и методическая литература.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С.Комаровой; М.А Васильевой 2014 год.
  2. Примерная адаптированная коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Н.В. Нищева 2014 год

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ  КАРТЫ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ   РЕЗУЛЬТАТОВ   МОНИТОРИНГА

Учебный год   _____________________________________________________________________________________

 _________________________________________________________________________________________________

МБДОУ __________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Группа ___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Количество  детей__________________________________________________________________________________

Учитель – логопед __________________________________________________________________________________

Воспитатели _______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

I ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально – коммуникативное развитие»

Фамилия, имя ребёнка

Анамнез и раннее психомоторное и речевое

развитие

В обществе

самообслуживание

ОБЖД

Итоговое  

количество баллов

Сентябрь

С

М

С

М

С

М

С

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям I области – 20 баллов

Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие

Критерии оценивания

5 баллов – Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает её.

4 балла – в анамнезе имеются одно  повреждающие  воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы.

3 балла - в анамнезе имеются два  повреждающих  воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы.

2 балла - в анамнезе имеются повреждающие  воздействия (токсикоз, стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.) Отмечены хронические соматические заболевания сердечно – сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. отмечается задержка психофизического и речевого развития.

1 балл –  в анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжёлые асфиксии, нейроинфекции и пр.) отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.

«Социально – коммуникативное развитие»

Критерии оценивания

5 баллов – ребёнок общительный, легко входит в контакт, использует адекватные способы привлечения внимания. Речь понимает в полном объёме, умеет слушать, ответы на вопросы развёрнутые. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно играет со сверстниками. Любит различные игры. Проявляет познавательный интерес  к различным видам деятельности. Умеет задавать вопросы в ходе диалога. Эмоционально стабилен. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту.

4 балла -  ребёнок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развёрнутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов. Играет со сверстниками. Навыки самообслуживания в стадии формирования.

3 балла - Ребёнок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Предпочитает подвижные или дидактические игры. Проявляет познавательный интерес к отдельным видам деятельности. Преобладает эмоциональная стабильность.

2 балла- ребёнок самостоятельно не общается, требуется стимуляция. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Конфликтный, шумный. Часто бросает начатое, не доводя его до конца. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Часто жалуется, что его кто – то обижает. Предпочитает подвижные игры с простым сюжетом. Речевая активность в играх недостаточная. Двигательная активность в играх повышенная или, наоборот, пониженная. Познавательный интерес снижен. Импульсивен. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной  норме.

1 балл – Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и межличностные предпочтения отсутствуют. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес к чему – либо не проявляет. Навыками самообслуживания не владеет.

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Познавательное развитие»

А) СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Фамилия, имя ребёнка

Слуховое внимание

Зрительное восприятие

Зрительно - пространственный

гнозис и праксис

Итоговое количество баллов

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области – 15 баллов

        

        Слуховое внимание

Критерии оценивания

 5 баллов – Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов.

4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе.

3 балла -  задание  выполняется в замедленном темпе. Дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при  восприятии  и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит.

2 балла -  ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов.

1 балл – Задания не выполняет совсем.

Зрительное восприятие

Критерии оценивания

5 баллов – ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы.

4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе.

3 балла -  ребёнок соотносит цвета. Затрудняется пи определении предмета нужного цвета или геометрической формы.

2 балла – ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы.

1 балл – Задания не выполняет совсем.

Зрительно - пространственный

гнозис и праксис

Критерии оценивания

5 баллов – Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти.

4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе.

3 балла – Ребёнок неуверенно ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется помощь.

2 балла – Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти.

1 балл – задание не выполняет совсем.

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.        «Познавательное развитие»        Б) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Фамилия, имя ребёнка

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Итоговое количество баллов

матрёшка

пирамидка

Рамки Монтессори

«Чего не стало?»

Кубики (картинки)

Классификация «16 фигур»

«4 ый лишний»: обобщающие понятия

Серия сюжетных картин

Нелепица

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области – 4 года (20 баллов); 5 лет (35 баллов); 6 лет (45 баллов)

5 баллов -  справился самостоятельно.   4 балла -  справился с помощью.      3 балла – справился после обучения.      2 балла – совмещённые действия.                             1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.      

  «Познавательное развитие»      

В) ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Фамилия, имя ребёнка

Величина

форма

Количественный счёт

Порядковый счёт

Сравнение множеств

Состав числа

Обратный счёт

Знание цифр

Решение и составление задач

Ориентировка на плоскости

Итог      

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области –  (45 баллов)

5 баллов -  выполняет задания  самостоятельно.  

 4 балла -  выполняет задания с помощью.    

 3 балла – выполнил задание после обучения.

 2 балла – совмещённые действия.                            

 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.        «Познавательное развитие»

 Г) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Фамилия, имя ребёнка

Представления об окружающем

Времена года

Части суток

 Дни недели

Месяцы года

Итог

сентябрь

май

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области –  (25 баллов)

Критерии оценивания. Временные представления

5 баллов -  выполняет задания  самостоятельно.  

 4 балла -  выполняет задания с помощью.    

 3 балла – выполнил задание после обучения.

 2 балла – задания выполняет с многочисленными ошибками, даже после обучения.  Некоторые задания недоступны.                          

 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности

Критерии оценивания.         Представления об окружающем

        

5 баллов – вопрос понимает верно, отвечает  самостоятельно на вопрос. Умеет вести диалог. Представления об окружающем сформированы по возрасту.

4 балла -  вопрос понимает верно, отвечает на вопрос, хотя ответы недостаточно развёрнутые. Испытывает затруднения при диалоге. Представления об окружающем сформированы недостаточно.

3 балла – не всегда понимает вопрос, отсутствует дистанция при общении со взрослыми, перебивает собеседника. Ответ с опорой на наглядность. Диалог в стадии формирования. Требуется помощь и побуждение. Представления об окружающем не соответствуют возрастным нормам.

2 балла – ребёнок малоактивен и малоразговорчив, вопрос  понимает плохо. Не умеет вести диалог. Ответы односложные или вообще не отвечает, не может сформулировать вопрос.  Скован во время общения со взрослым. Представления об окружающем не сформированы.

1 балл – в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм. Вопрос не понимает. Диалог отсутствует.

III ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.             «Речевое развитие»

Фамилия, имя ребёнка

Произносительная

сторона речи

Фонематические

процессы

Импрессивная

 речь

Экспрессивная

речь

Итоговое количество баллов

Анатомия

Звукопроизношение

Дыхание и голос

 Просодика

Фонематическое восприятие

Фонематический анализ и синтез

Звукослоговая структура слова

Пассивный словарь

Понимания форм словоизменения

Понимания предложений и связной речи

Общая характеристика

Активный словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

C

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям  III области – 70 баллов

Критерии оценивания произносительной стороны речи

Исследования анатомического строения артикуляционного аппарата

5 баллов – патология анатомического строения артикуляционного  аппарата отсутствует.

4 балла – имеется  одно  нарушение, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции (прогнатия, прогения, высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы, очень крупные зубы, отсутствие зубов)

3 балла – имеются 2 и более нарушений, не влияющие   на двигательную способность органов артикуляции.

2 балла – имеются нарушения  анатомического строения артикуляционного  аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.).

1 балл – имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата (расщелина твёрдого нёба, отсутствие маленького язычка)

Критерии оценивания произносительной стороны речи

Исследование состояния звукопроизношения

5 баллов –  все звуки произносятся правильно.

4 балла – 1- 2 звука недостаточно автоматизированы.

3 балла – нарушено произношение  одной группы звуков, но не более пяти звуков.

2 балла  - нарушено произношение двух – трёх групп звуков, но не более десяти звуков.

1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.

Критерии оценивания произносительной стороны речи

Исследование состояния дыхательной и голосовой функции

5 баллов – нарушений со стороны дыхательной и голосовой функции отсутствуют.

4 балла – тип физиологического дыхания: смешанный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха несколько снижена: 3 слова – 4 года, 4 слова – 5 лет, 5 слов – 6 лет. 6 слов – 7 лет.  Голос нормальный, модулированный.

3 балла – Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха- 2 слова – 4 года, 3 слова – 5 лет, 4 слова 6 лет, 3 слова – 7 лет. Голос тихий или громкий, маломодулированный.

2 балла - Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Речевое дыхание  не сформировано Голос тихий или громкий, маломодулированный.

1 балл – грубые нарушения физиологичекого и речевого дыхания и голоса.

        Критерии оценивания произносительной стороны речи

Исследование состояния просодики

5 баллов – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года – повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5 – 7 лет - ….+ удивление, испуг)

4 балла – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке,  испытывает незначительные трудности при использовании некоторых видов эмоциональной интонации.

3 балла – Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нарушена. В речи преобладает повествовательная интонация.

2 балла – темп речи ускоренный или замедленный, отмечаются элементы дисритмии. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует.

1 балл – грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

Критерии оценивания фонематического восприятия

5 баллов – все задания выполнены правильно

4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения пар (рядов) слогов.

3 балла -  задания выполняются в  замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно.

2 балла – большинство заданий выполняется после повторных  проговариваний.

1 балл – задания не выполняет.

Критерии оценивания состояния фонематического анализа и синтеза

5 баллов – задания выполняет правильно.

4 балла – в основном все задания выполняет правильно, иногда ошибается.

3 балла – задания выполняет с ошибками, темп выполнения замедлен.

2 балла – при выполнении требуется значительная помощь со стороны

взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца.        

1 балл – задания не выполняет совсем.

Критерии оценивания состояния звукослоговой структуры слов

5 баллов -  все слова (фразы) воспроизводятся правильно.

4 балла – в основном все слова (фразы) воспроизводятся точно, темп несколько снижен, запинки.

3 балла –слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 -2 слова (фразы)  с искажением слоговой структуры.

2 балла – многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала.        

1 балл -  задания не выполняет. Отказ от деятельности.

Критерии оценивания (пассивный словарь, понимания предложений и связной речи)

 

5 баллов – объём пассивного словаря соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. Хорошо понимает вопрос, показывает соответствующие картинки

4 балла – объём пассивного словаря приближён к возрастной норме. В обобщении встречаются единичные  ошибки.  Понимает содержание знакомой сказки, возможны незначительные неточности.

3 балла – объём пассивного словаря ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. С помощью ориентируется в содержании знакомой сказки. Не всегда понимает вопрос, требуется повторить вопрос.

2 балла – объём пассивного словаря резко ограничен. Владеет отдельными простейшими обобщениями. С трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. Вопрос понимает плохо, даже после повторений.

1 балл – задания не выполняет.

Критерии оценивания импрессивной речи (понимания форм словоизменения)

5 баллов – хорошо понимает различные формы словоизменения

4 баллов – единичные ошибки в понимании.

3 балла – задания выполняет с помощью.

2 балла – понимает только простые формы словоизменения, требуется значительная помощь, многие задания недоступны.

1балл – невыполнение

        

Критерии оценивания экспрессивной стороны речи

Общая характеристика речи.

5 баллов- речь ребёнка понятная, чёткая, интонированная, связная, грамматический строй соответствует возрасту, звукослоговая структура слов не нарушена.

4 балла – Разборчивость речи несколько снижена, возможны незначительные нарушения грамматического строя или  звукослоговой структуры сложных слов.

3 балла – Речь невнятная, смазанная, монотонная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса. Фразовая речь с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Затрудняется распространять простые и строить сложные предложения.

2 балла – Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Состоит из простой фразы из 2-3 слов. Простые конструкции предложений. Высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий.

1 балл – Речь понятна только близким. Фраза отсутствует. Ребёнок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями.

Критерии оценивания. Активный словарь.

5 баллов -  Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме.

4 балла – словарный запас в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь.  Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

2 балла – словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы. Ограничен предикативный и атрибутивный словарь. Не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов. Большинство заданий не выполняет.

1 балл – словарный запас резко ограничен.  Может использовать  номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует.

Критерии оценивания. Грамматический строй речи.

5 баллов – грамматический строй речи сформирован по возрасту. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию.

4 балла – грамматический строй речи сформирован в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – грамматический строй речи  сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

2 балла – грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования.

1 балл -  фразовая речь отсутствует. Использует однословные слова – предложения. Задания недоступны.

Критерии оценивания. Связная речь.

5 баллов -  связная речь соответствует возрастной норме. Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, рассказ  соответствует изображённой ситуации. Соблюдены грамматические нормы языка.

4 балла -  связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов. Недостаточная развёрнутость высказывания. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации.  Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности воспроизведения. Допускает ошибки в грамматическом оформлении, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – связная речь  требует дальнейшего развития. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм. Серию сюжетных картин раскладывает с ошибками.

2 балла – связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные. Связность высказывания нарушена. Аграмматизм. Соскальзывание на побочные темы. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображённых на картинках.

1 балл – связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ  даже по вопросам не доступен. Неадекватные ответы. Серию картинок не раскладывает.

IV ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.

«Художественно – эстетическое развитие»

Фамилия, имя ребёнка

Лепка

Аппликация

Рисование

Конструирование

Музыкальное

воспитание

Итоговое количество баллов

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям  IVобласти – 25 баллов

Критерии оценивания художественно – эстетического развития  (лепка, аппликация, конструирование,  рисование)

5 баллов – выполняет задания самостоятельно. Использует изученные приёмы. Правильно передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка сформирован по возрасту. Умеет пользоваться карандашом, кистью, ножницами. Умеет действовать на основе инструкций. Леворукость отсутствует.

4 балла – выполняет задания с помощью. Испытывает незначительные трудности в использовании изученных приёмов, передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка приближён к норме. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами недостаточно развиты.

3 балла – выполняет задания после обучения. Уровень развития художественно – эстетической деятельности не соответствует возрастной норме. Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами развиты слабо.

2 балла – совмещённые действия. Не умеет держать карандаш, кисть, ножницы. Не передаёт форму предметов.

1 балл – задания не выполняет совсем. Отказ от деятельности.

V ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Физическое развитие»

МОТОРИКА

Фамилия, имя ребёнка

Общая моторика

        Мелкая моторика

Артикуляционная моторика и мимическая мускулатура

Графо – моторные навыки

Итоговое количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям  Vобласти – 20 баллов

Общая моторика

Критерии оценивания

5 баллов – ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный.

4 балла – ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен.

3 балла – ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена.

2 балла – Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются.

1 балл – невыполнение, отказ от деятельности.

. Мелкая моторика и графо – моторные навыки

Критерии оценивания

5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Умеет действовать на основе инструкции.

4 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом недостаточно развиты.

3 балла -  ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Навыки работы с карандашом  развиты слабо.

2 балла - Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. Не умеет держать карандаш. Не умеет действовать на основе инструкции.

1 балл – задание не выполняет совсем.

Артикуляционная моторика. Мимическая мускулатура. Критерии оценивания

5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный.  Синкинезии отсутствуют. Мышечные тонус в норме. Может длительно удерживать язык, губы в заданном положении. Гиперсаливация отсутствует.

4 балла – ребёнок движения  выполняет, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. Синкинезии отсутствуют.

3 балла -  ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный. Темп выполнения и переключаемость снижены. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Длительно удерживать язык, губы в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Гиперсаливация не наблюдается.

2 балла – ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдается длительный поиск позы. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинезы. Наблюдается гиперсаливация. Быстрая истощаемость.

1 балл -  Движения не выполнят совсем

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНО- ГРУППОВОГО МОНИТОРИНГА

Фамилия, имя ребёнка

I образовательная область

20 баллов

II

Образовательная область

150 баллов

III образовательная область

70 баллов

IV образовательная область

25 баллов

V

образовательная область

Итоговое количество баллов

Уровень общего и речевого развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

        Максимальное количество баллов по всем оцениваемым показателям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам мониторинга учитель – логопед и воспитатели, определяют уровень общего и речевого развития по данной формуле:

Уровень общего и речевого развития = Итоговая сумма балов/ максимальное количество баллов х 100%

        Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:

Высокий уровень 80-100%.         Средне – высокий – 71 -79%                          Средний уровень -50 -70%             Низкий уровень – 49% и ниже

КОМПЛЕКТОВАНИЕ  ПОДГРУПП  ДЕТЕЙ С УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ, ВОСПИТАТЕЛЕМ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА

дата__________________________________________________

Низкий уровень

Средний уровень

Средне – высокий уровень

Высокий уровень

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

5

6

6

6

6

7

7

7

7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОНИТОРИНГ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСтИ Учитель – логопед: Романова Ксения Александровна МБДОУ «Детский сад №23 «Улыбка» г. Феодосия Разработано в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В целях оказания коррекционно – развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития,поступающих в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Задача мониторинга: выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми. Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет в группах коррекционной направленности и составить коррекционную программу с учётом особенностей ребёнка и разработать рекомендации родителям. Мониторинг состоит из 4-х образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (моторика). Методика мониторинга представляет цели, методы, исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель – логопед и воспитатели коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития по всем образовательным областям в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между взрослым и ребёнком. Используются различные формы поощрения. При первых проявлениях усталости у ребёнка обследование переносится на следующий день. На каждое исследование затрачивается 5 – 10 минут (ребёнку 4 года); 10 - 15 минут (ребёнку 5 – 6 лет); 15 - 20 минут (ребёнку 7- 8 лет). В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются: Методический комплект Н. В. Нищевой . Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова . С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Специальная и методическая литература. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы ; Т.С.Комаровой; М.А Васильевой 2014 год. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Н.В. Нищева 2014 год

Слайд 3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Учебный год _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ МБДОУ __________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Группа ___________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Количество детей________________________________________________________________________________ Учитель – логопед _______________________________________________________________________________ Воспитатели ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

Слайд 4

I ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально – коммуникативное развитие» Максимальное количество баллов - 20 № Фамилия, имя ребёнка Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие В обществе самообслуживание ОБЖД Итоговое количество баллов Сентябрь С М С М С М С Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие 5 баллов – Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает её. 4 балла – в анамнезе имеются одно повреждающие воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы. 3 балла - в анамнезе имеются два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы. 2 балла - в анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.) Отмечены хронические соматические заболевания сердечно – сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. отмечается задержка психофизического и речевого развития. 1 балл – в анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжёлые асфиксии, нейроинфекции и пр.) отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития

Слайд 6

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Социально – коммуникативное развитие» 5 баллов – ребёнок общительный, легко входит в контакт, использует адекватные способы привлечения внимания. Речь понимает в полном объёме, умеет слушать, ответы на вопросы развёрнутые. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно играет со сверстниками. Любит различные игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Умеет задавать вопросы в ходе диалога. Эмоционально стабилен. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту. 4 балла - ребёнок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развёрнутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов. Играет со сверстниками. Навыки самообслуживания в стадии формирования. 3 балла - Ребёнок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Предпочитает подвижные или дидактические игры. Проявляет познавательный интерес к отдельным видам деятельности. Преобладает эмоциональная стабильность. 2 балла - ребёнок самостоятельно не общается, требуется стимуляция. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Конфликтный, шумный. Часто бросает начатое, не доводя его до конца. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Часто жалуется, что его кто – то обижает. Предпочитает подвижные игры с простым сюжетом. Речевая активность в играх недостаточная. Двигательная активность в играх повышенная или, наоборот, пониженная. Познавательный интерес снижен. Импульсивен. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме. 1 балл – Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и Межличностные предпочтения отсутствуют. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес к чему – либо не проявляет. Навыками самообслуживания не владеет.

Слайд 7

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 15 А) СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ № Фамилия, имя ребёнка Слуховое внимание Зрительное восприятие Зрительно - пространственный гнозис и праксис Итоговое количество баллов сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Слуховое внимание 5 баллов – Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов. 4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла - задание выполняется в замедленном темпе. Дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит. 2 балла - ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов. 1 балл – Задания не выполняет совсем.

Слайд 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Зрительное восприятие 5 баллов – ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы. 4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла - ребёнок соотносит цвета. Затрудняется пи определении предмета нужного цвета или геометрической формы. 2 балла – ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы. 1 балл – Задания не выполняет совсем.

Слайд 10

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Зрительно – пространственный гнозис и праксис 5 баллов – Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти. 4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла – Ребёнок неуверенно ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется помощь. 2 балла – Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти. 1 балл – задание не выполняет совсем.

Слайд 11

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 45 баллов 4 года -20 баллов; 5 лет – 35 баллов. Б) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ № Фамилия, имя ребёнка ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Итоговое количество баллов Матрёшка (4 года) Пирамидка (4 года) Рамки Монтессори (4года) «Чего не стало ?» (4 года) Кубики (картинки ) 5 лет Классификация «16 фигур » 5 лет «4 ый лишний»: обобщающие понятия 5 лет Серия сюжетных картин (6 лет) Нелепица 6 лет С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 12

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 баллов - справился самостоятельно. 4 балла - справился с помощью. 3 балла – справился после обучения. 2 балла – совмещённые действия. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.

Слайд 13

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 45 баллов В) ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ . № Фамилия , имя ребёнка Величина форма Количественный счёт Порядковый счёт Сравнение множеств Состав числа Обратный счёт Знание цифр Решение и составление задач Ориентировка на плоскости Итог с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слайд 14

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 баллов - выполняет задания самостоятельно. 4 балла - выполняет задания с помощью. 3 балла – выполнил задание после обучения. 2 балла – совмещённые действия. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.

Слайд 15

II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 25 баллов Г) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. № Фамилия, имя ребёнка Представления об окружающем Времена года Части суток Дни недели Месяцы года Итоговое количество баллов С М С М С М С М С М С М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слайд 16

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Временные представления 5 баллов - выполняет задания самостоятельно. 4 балла - выполняет задания с помощью. 3 балла – выполнил задание после обучения. 2 балла – задания выполняет с многочисленными ошибками, даже после обучения. Некоторые задания недоступны. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности Представления об окружающем 5 баллов – вопрос понимает верно, отвечает самостоятельно на вопрос. Умеет вести диалог. Представления об окружающем сформированы по возрасту. 4 балла - вопрос понимает верно, отвечает на вопрос, хотя ответы недостаточно развёрнутые. Испытывает затруднения при диалоге. Представления об окружающем сформированы недостаточно. 3 балла – не всегда понимает вопрос, отсутствует дистанция при общении со взрослыми, перебивает собеседника. Ответ с опорой на наглядность. Диалог в стадии формирования. Требуется помощь и побуждение. Представления об окружающем не соответствуют возрастным нормам. 2 балла – ребёнок малоактивен и малоразговорчив, вопрос понимает плохо. Не умеет вести диалог. Ответы односложные или вообще не отвечает, не может сформулировать вопрос. Скован во время общения со взрослым. Представления об окружающем не сформированы. 1 балл – в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм . Вопрос не понимает. Диалог отсутствует.

Слайд 17

№ Фамилия, имя ребёнка Произносительная сторона речи Фонематические процессы Импрессивная речь Экспрессивная речь Итоговое количество баллов Анатомия Звукопроизношение Дыхание и голос Просодика Фонематическое восприятие Фонематический анализ и синтез Звукослоговая структура слова Пассивный словарь Понимания форм словоизменения Понимания предложений и связной речи Общая характеристика Активный словарь Грамматический строй речи Связная речь C М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 III ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ » Максимальное количество баллов – 70 баллов

Слайд 18

Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследования анатомического строения артикуляционного аппарата 5 баллов – патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. 4 балла – имеется одно нарушение, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции ( прогнатия , прогения , высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы, очень крупные зубы, отсутствие зубов) 3 балла – имеются 2 и более нарушений, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции. 2 балла – имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.). 1 балл – имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата (расщелина твёрдого нёба, отсутствие маленького язычка)

Слайд 19

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Исследование состояния звукопроизношения 5 баллов – все звуки произносятся правильно. 4 балла – 1- 2 звука недостаточно автоматизированы. 3 балла – нарушено произношение одной группы звуков, но не более пяти звуков. 2 балла - нарушено произношение двух – трёх групп звуков, но не более десяти звуков. 1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.

Слайд 20

Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния дыхательной и голосовой функции 5 баллов – нарушений со стороны дыхательной и голосовой функции отсутствуют. 4балла – тип физиологического дыхания: смешанный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха несколько снижена: 3 слова – 4 года, 4 слова – 5 лет, 5 слов – 6 лет. 6 слов – 7 лет. Голос нормальный, модулированный. 3 балла – Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха- 2 слова – 4 года, 3 слова – 5 лет, 4 слова 6 лет, 3 слова – 7 лет. Голос тихий или громкий, маломодулированный . 2 балла - Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Речевое дыхание не сформировано Голос тихий или громкий, маломодулированный . 1 балл – грубые нарушения физиологичекого и речевого дыхания и голоса.

Слайд 21

Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния просодики 5 баллов – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года – повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5 – 7 лет - ….+ удивление, испуг) 4 балла – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке, испытывает незначительные трудности при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. 3 балла – Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нарушена. В речи преобладает повествовательная интонация. 2 балла – темп речи ускоренный или замедленный, отмечаются элементы дисритмии . Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. 1 балл – грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

Слайд 22

Критерии оценивания фонематического восприятия 5 баллов – все задания выполнены правильно 4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения пар (рядов) слогов. 3 балла - задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно. 2 балла – большинство заданий выполняется после повторных проговариваний . 1 балл – задания не выполняет.

Слайд 23

Критерии оценивания состояния фонематического анализа и синтеза 5 баллов – задания выполняет правильно. 4 балла – в основном все задания выполняет правильно, иногда ошибается. 3 балла – задания выполняет с ошибками, темп выполнения замедлен. 2 балла – при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца. 1 балл – задания не выполняет совсем.

Слайд 24

Критерии оценивания состояния звукослоговой структуры слов 5 баллов - все слова (фразы) воспроизводятся правильно. 4балла – в основном все слова (фразы) воспроизводятся точно, темп несколько снижен, запинки. 3 балла – слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 -2 слова (фразы) с искажением слоговой структуры. 2 балла – многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала. 1 балл - задания не выполняет. Отказ от деятельности .

Слайд 25

Критерии оценивания (пассивный словарь, понимания предложений и связной речи) 5 баллов – объём пассивного словаря соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. Хорошо понимает вопрос, показывает соответствующие картинки 4 балла – объём пассивного словаря приближён к возрастной норме. В обобщении встречаются единичные ошибки. Понимает содержание знакомой сказки, возможны незначительные неточности. 3 балла – объём пассивного словаря ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. С помощью ориентируется в содержании знакомой сказки. Не всегда понимает вопрос, требуется повторить вопрос. 2 балла – объём пассивного словаря резко ограничен. Владеет отдельными простейшими обобщениями. С трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. Вопрос понимает плохо, даже после повторений. 1 балл – задания не выполняет.

Слайд 26

Критерии оценивания импрессивной речи (понимания форм словоизменения) 5 баллов – хорошо понимает различные формы словоизменения 4 баллов – единичные ошибки в понимании. 3 балла – задания выполняет с помощью. 2 балла – понимает только простые формы словоизменения, требуется значительная помощь, многие задания недоступны. 1балл – невыполнение

Слайд 27

Критерии оценивания экспрессивной стороны речи Общая характеристика речи. 5 баллов- речь ребёнка понятная, чёткая, интонированная, связная, грамматический строй соответствует возрасту, звукослоговая структура слов не нарушена. 4 балла – Разборчивость речи несколько снижена, возможны незначительные нарушения грамматического строя или звукослоговой структуры сложных слов. 3 балла – Речь невнятная, смазанная, монотонная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса. Фразовая речь с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Затрудняется распространять простые и строить сложные предложения. 2 балла – Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Состоит из простой фразы из 2-3 слов. Простые конструкции предложений. Высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. 1 балл – Речь понятна только близким. Фраза отсутствует. Ребёнок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами , звукоподражаниями.

Слайд 28

Критерии оценивания. Активный словарь. 5 баллов - Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме. 4 балла – словарный запас в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь. Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). 2 балла – словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы. Ограничен предикативный и атрибутивный словарь. Не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов. Большинство заданий не выполняет. 1 балл – словарный запас резко ограничен. Может использовать номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует.

Слайд 29

Критерии оценивания. Грамматический строй речи. 5 баллов – грамматический строй речи сформирован по возрасту. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию. 4 балла – грамматический строй речи сформирован в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях. 2 балла – грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования. 1 балл - фразовая речь отсутствует. Использует однословные слова – предложения. Задания недоступны.

Слайд 30

Критерии оценивания. Связная речь . 5 баллов - связная речь соответствует возрастной норме. Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, рассказ соответствует изображённой ситуации. Соблюдены грамматические нормы языка. 4 балла - связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов. Недостаточная развёрнутость высказывания. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности воспроизведения. Допускает ошибки в грамматическом оформлении, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – связная речь требует дальнейшего развития. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм . Серию сюжетных картин раскладывает с ошибками. 2 балла – связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные. Связность высказывания нарушена. Аграмматизм . Соскальзывание на побочные темы. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображённых на картинках. 1 балл – связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ даже по вопросам не доступен. Неадекватные ответы. Серию картинок не раскладывает.

Слайд 31

IV ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Художественно – эстетическое развитие» Максимальное количество баллов – 25 баллов Фамилия, имя ребёнка Лепка Аппликация Рисование Конструирование Музыкальное воспитание Итоговое количество баллов сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слайд 32

Критерии оценивания художественно – эстетического развития (лепка, аппликация, конструирование, рисование) 5 баллов – выполняет задания самостоятельно. Использует изученные приёмы. Правильно передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка сформирован по возрасту. Умеет пользоваться карандашом, кистью, ножницами. Умеет действовать на основе инструкций. Леворукость отсутствует. 4 балла – выполняет задания с помощью. Испытывает незначительные трудности в использовании изученных приёмов, передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка приближён к норме. Возможна леворукость . Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами недостаточно развиты. 3 балла – выполняет задания после обучения. Уровень развития художественно – эстетической деятельности не соответствует возрастной норме. Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами развиты слабо. 2 балла – совмещённые действия. Не умеет держать карандаш, кисть, ножницы. Не передаёт форму предметов. 1 балл – задания не выполняет совсем. Отказ от деятельности.

Слайд 33

V ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» МОТОРИКА Максимальное количество баллов – 20 баллов № Фамилия, имя ребёнка Общая моторика Мелкая моторика Артикуляционная моторика и мимическая мускулатура Графо – моторные навыки Итоговое количество баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слайд 34

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Общая моторика 5 баллов – ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. 4 балла – ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. 3 балла – ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. 2 балла – Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. 1 балл – невыполнение, отказ от деятельности.

Слайд 35

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Мелкая моторика и графо – моторные навыки 5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Умеет действовать на основе инструкции. 4 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость . Навыки работы с карандашом недостаточно развиты. 3 балла - ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Навыки работы с карандашом развиты слабо. 2 балла - Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. Не умеет держать карандаш. Не умеет действовать на основе инструкции. 1 балл – задание не выполняет совсем.

Слайд 36

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Артикуляционная моторика. Мимическая мускулатура. 5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Синкинезии отсутствуют. Мышечные тонус в норме. Может длительно удерживать язык, губы в заданном положении. Гиперсаливация отсутствует. 4 балла – ребёнок движения выполняет, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. Синкинезии отсутствуют. Гиперсаливация отсутствует. 3 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный. Темп выполнения и переключаемость снижены. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Длительно удерживать язык, губы в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Гиперсаливация не наблюдается. 2 балла – ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдается длительный поиск позы. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинезы. Наблюдается гиперсаливация . Быстрая истощаемость. 1 балл - Движения не выполнят совсем .

Слайд 37

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНО- ГРУППОВОГО МОНИТОРИНГА максимальное количество баллов по всем оцениваемым показателям – 265 баллов № Фамилия, имя ребёнка I образовательная область 20 баллов II Образовательная область 150 баллов III образовательная область 70 баллов IV образовательная область 25 баллов V образовательная область 20 баллов Итоговое количество баллов Уровень общего и речевого развития 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Слайд 38

По результатам мониторинга учитель – логопед и воспитатели, определяют уровень общего и речевого развития по данной формуле: Уровень общего и речевого развития = Итоговая сумма балов/ максимальное количество баллов х 100% Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка: Высокий уровень 80-100%. Средне – высокий – 71 -79% Средний уровень -50 -70% Низкий уровень – 49% и ниже

Слайд 39

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПОДГРУПП ДЕТЕЙ С УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ, ВОСПИТАТЕЛЕМ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА дата ______________________________ № Низкий уровень № Средний уровень № Средне – высокий уровень № Высокий уровень 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5 6 6 6 6 7 7 7 7

Слайд 40

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной направленности

Диагностика является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда.Мной разработана диагностическая карта, а также критерии оценки при определении уровня речевого развития....

Результаты мониторинга общего и речевого развития детей.

Результаты мониторинга общего и речевого развития детей в виде графиков....

МОНИТОРИНГ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Презентация предназначена для учителей-логопедов ДОУ. Возможность её использования на родительских собраниях в групппах компенсирующей направленности с нарушением речи....

Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быховской за 2018-2021 учебный год

Количественный мониторинг  общего и речевого развития детей с ОНР по А.М. Быховской за 2018-2021...

Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быховской за 2019-2020 учебный год

Количественный мониторинг общего  и речевого развития для детей с ОНР по А.М.  Быховской  за 2019-2020 учебный год...

Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быховской за 2020-2021 учебный год

Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быхавской за 2020-2021 учебный год...