Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Самойлова Екатерина Александровна

            В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт. Практика показывает, что из 100 %  детей, единовременно занимающихся с логопедом, а это 24-25 человек, 50-60 %  дошкольников имеют диагноз стертая дизартрия, от 20 до 30 %  тяжелые формы дизартрии (спастическая, псевдобульбарная, гиперкинетическая) и лишь 10-15 %  детей зачисляются на логопункт с диагнозом дислалия.

       В условиях логопункта в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков: свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно-зубное  и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. В связи с этим основной задачей в работе логопеда дошкольного логопедического пункта является провести в короткие сроки коррекцию звукопроизношения у дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников

            В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт. Практика показывает, что из 100 %  детей, единовременно занимающихся с логопедом, а это 24-25 человек, 50-60 %  дошкольников имеют диагноз стертая дизартрия, от 20 до 30 %  тяжелые формы дизартрии (спастическая, псевдобульбарная, гиперкинетическая) и лишь 10-15 %  детей зачисляются на логопункт с диагнозом дислалия.

       В условиях логопункта в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков: свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно-зубное  и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. В связи с этим основной задачей в работе логопеда дошкольного логопедического пункта является провести в короткие сроки коррекцию звукопроизношения у дошкольников.

        Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится в определенной последовательности и  включает в себя следующие этапы (Фомичева М. В.):

- подготовительный

- постановка звука

- автоматизация звука

- дифференциация звука

        На подготовительном этапе идет подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

        На этапе постановки звука основной целью является добиться правильного звучания изолированного звука.

         К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (чистоговорки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Как правило, на логопункте, с каждым ребенком проводится 2 занятия в неделю по 15-20 минут индивидуально и в подгруппе. Этапу автоматизации звука, уделяется особое внимание, так как и родителям и воспитателям бывает трудно  услышать, проконтролировать и отработать автоматизируемый звук у ребенка.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходиться многократно повторять один и тот же речевой материал,  что естественно утомляет ребенка.

Логопеду необходимо спланировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

           О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А.С Макаренко, Л.С. Выготский,

Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева.

К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование игровых наглядных пособий  на логопедических занятиях позволяет решить сразу несколько задач:

- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

- повысить работоспособность детей;

- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

- вызвать позитивное отношение к процессу обучения и повысить эмоциональный комфорт на занятиях;

- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

       Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, с детьми разного возраста и диагноза на определенном этапе постановки звуков.

     В закреплении изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р способствуют следующие игровые пособия:

«Звуковые дорожки» - на одном вдохе ребенок тянет автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, птички, бабочки и т. д.

«Листопад», «Качели», «Сушим белье», «Веселые мышата», «Ракета», «Веселая рыбка», «Ну, погоди!», «Космос», «Осенний лес» и другие.

Основной целью этих игр является: на одном вдохе длительно произнести заданный  звук и сдуть движущуюся часть картинки, предмета.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.  

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

Далее отрабатывается звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА. и т. д.

В большинстве случаев это утомительное и не интересное задание для ребенка превращается в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

«Догонялки», «Чьи следы?», «Собери букет», «Ступеньки», «Веселые пузыри», «Чудесная лесенка», «Помоги индейцу», «Давай дружить» и другие. Детям предлагается «шагать» пальчиками по следам, ступенькам, пузырям, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги.

Заинтересованный ребенок, в стремлении, кому-то помочь или кого-то догнать старается выполнить задание правильно и быстро.

        Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал должен быть подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. На каждом занятии ребенку приходиться проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, является использование следующих игровых наглядных пособий:

«Укрась елочку», «Поезд», «Кто, где живет?», «Магазин», «Волшебный цветок», «Собери цветок», «Осенний букет», «Логопедическое лото», «Веселая рыбалка», «Собери бусы» и другие.

В описанных выше играх дети украшают новогоднюю елочку, совершают покупки в магазине, ловят рыбку, собирают лепесточки в цветок, расселяют животных в домики, а также проговаривают слова с заданным звуком, активизируют словарь и развивают фонематический слух.

Необходимо отметить, что при подборе картинок детям предлагаются знакомые слова, сначала с простой структурой (шуба, жук), затем – более сложной: шапка, желтый. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

       Автоматизация звука во фразах и предложениях, проводится уже на знакомых, отработанных ребенком словах.

Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.

На данном этапе используются различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках»,

«Рррычащий рассказ», «Связанные одной цепью», «Найди ошибки», «Зоопарк», «Лабиринт» и другие.

В процессе игр дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, находить в них нужные звуки, работают над структурой слова, учатся правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников в условиях логопедического пункта дает положительный эффект:

1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.

2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению звуков.

3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.

4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.

5. Увеличилась работоспособность детей.

         Таким образом, в процессе проведенной работы были решены все поставленные задачи, разработаны авторские пособия и материалы

по автоматизации звуков в речи у дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.- 239 с.

2. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

3.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Дельта», 1997. – 464 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996.

5. Лазаренко О. И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 16.с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Из опыта работы "НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...

Учебно-наглядное пособие по автоматизации звуков и обучению слоговому чтению «Звуковые лабиринты»

Данное учебно-наглядное пособие представляет собой практический материал по автоматизации, дифференциации поставленных звуков, а также является большим помощником при обучении дошкольников слоговому ч...

«Волшебные звуковые дорожки». Игровые пособия из фетра на автоматизацию звуков для дошкольников с ТНР.

Использование игровых пособий во время автоматизации поставленных звуков - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено автор...

«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».

laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Пособие для автоматизации звуков у дошкольников старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...