Консультации для воспитателей на тему: "Особенности речи детей 4-5 лет".
консультация по логопедии по теме

Сухарникова Анастасия Васильевна

В данной консультации раскрыты особенности речи детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechi_detey_4-5_let.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

Особенности речи детей 4-5 лет

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии.  Его речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет завершается  процесс становления нормального звукопроизношения.  Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (например: шерстяной, пушистый…).

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Если в 4 года словарь ребенка составляет 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования;  появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, животные).

Чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (например: голубой, розовый, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – например: лисий хвост, заячья избушка; слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (например: железный ключ, деревянная избушка и т.д.). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (такие как: из-под, около и др.).

Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

 В возрасте 4 – 5-ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности (например: дом – домик…), увеличительности (например: дом – домище…) и др.

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза потому что).

  Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо  хотят, «красная» мяч и пр.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать прочитанную сказку, небольшой по объему текст или рассказ. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Речь становится более  связной, последовательной. Идет овладение диалогической  и монологической формами речи.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки, менять произвольно громкость голоса.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Нужно рекомендовать родителям  следить за своей речью: говорить неторопливо; четко,  правильно произносить слова; интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

 

Учитель – логопед  Сухарникова Анастасия Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...

Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

В консультации размещён материал по развитию речи детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей на тему «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания...

Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности...