Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Илюхина Ольга Васильевна

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;

-совершенствовать фонематическое восприятие;

-упражнять в определении позиции звука [РЬ] в словах;

-расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память, логическое мышление;

-общую и мелкую моторику;

-формировать правильное речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение говорить спокойно, красиво;

-воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: игрушка «Тигренок»; рюкзак; индивидуальные зеркала;

слова: снегири, дорога, букварь, корова, моряк, серьги, робот, пила, сова, пряники, крыша, абрикос, сирень, море; контуры предметов со звуком [РЬ] в разном положении, наложенные друг на друга) .

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня утром почтальон доставил в наш детский сад конверт с письмом. Нас приглашают в гости, отгадайте кто?

Когти, хвостик и полоски.

Пьёт пока ещё из соски,

Только это не котёнок.

Это маленький. (ТИГРЁНОК)

-Молодцы, правильно, это тигренок, а зовут его Рик. И мы сегодня отправимся к нему в гости.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Но сначала, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

(Дети с индивидуальными зеркалами выполняют артикуляционные упражнения) .

«Качели»

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

«Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой —

Идет лошадка к нам с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

«Грибок»

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Гармошка»

К нёбу язычок прижми

Челюсть ниже опусти

Рот открой, потом закрой

Гармонист ты неплохой!

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

-Молодцы! Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Пора в дорогу.

3. Автоматизация звука [РЬ] в словах.

Игра «Рифмушки»

-Тигренок Рик предлагает вам поучиться сочинять стихи. Придумайте слово в рифму и повторите все чистоговорки. Не забывайте правильно произносить звук [РЬ] в словах.

Ре-ре-ре- снега много во (дворе)

Ре-ре-ре- будет радость (детворе)

Ри-ри-ри- прилетели (снегири)

Рю-рю-рю- я красиво (говорю) .

-Молодцы, тигренку понравилось, как вы выполнили это задание.

4. Развитие навыков словообразования.

-Тигренок Рик живет в волшебном лесу, где у него есть прекрасный огород. И он хочет угостить вас овощами и фруктами со своего огорода. Помогите ему выбрать только те овощи и фрукты. В названиях, которых есть звук [РЬ].

Овощи: репа, картофель, лук, редька, морковь, редиска, кабачок, огурец.

Фрукты: груша, абрикос, яблоко, персик, черешня, мандарин, виноград.

5. Игра «Вкусный кисель».

- Посмотрите на картинки с изображением фруктов и ягод со стаканом, в который тигренок налил вкусный кисель. Скажите, какой кисель пьет тигренок. Назовите напиток правильно.

- рябиновый кисель

- абрикосовый кисель

- мандариновый кисель

- ореховый кисель

- черешневый кисель

6. Игра «Закончи слово».

-Посмотрите, какой красивый рюкзак у тигренка. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Там много разных картинок. Посмотрите на них, под картинкой написано две… Не совсем понятно. Закончите слова, а в этом вам поможет звук [РЬ].

Две (рь)

Снеги (рь)

Суха (рь)

Янта (рь)

Буква (рь)

Пузы (рь)

Врата (рь)

Яко (рь)

Дика (рь)

Богаты (рь)

Глуха (рь)

7. Физкультминутка.

-Тигренок Рик немного устал. Давайте вместе с ним отдохнем.

Раз, два, три, четыре…

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо поворот;

Наклон назад, наклон вперед!

8. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

- Тигренок хочет поиграть с вами еще в одну игру. Он будет называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [РЬ].

Слова: снегири, дорога, букварь, корова, моряк, серьги, робот, пила, сова, пряники, крыша, абрикос, сирень, море.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

9. Игра «Загадочные картинки».

(На листе нарисованы контуры предметов со звуком [РЬ] в разном положении, наложенные друг на друга) .

-Ребята, тигренок Рик приготовил вам загадочные картинки, попробуйте отгадать, что на них нарисовано.

(Дети смотрят на картину и по очереди называют предметы) .

- Какой звук есть во всех словах?

-Звук [РЬ].

(Картина убирается, дети по памяти называют предметы) .

Картина: варежка, грибок, береза, репа, крючок, фонарь, матрешка, огурец, кресло, якорь) .

- Тигренок доволен, что вы правильно отгадали и назвали все картинки.

10. Автоматизация звука [РЬ] в предложениях.

- Тигренок Рик напридумывал «путаницу» в предложениях. Послушайте внимательно и исправьте их.

-Грядка растет на редиске.

-Гири поднимают Борю.

-Варенье варит Марину.

-Ирисы нарисовали Варю.

-Рис кушает Марину.

-Бирюзовые серьги купили Иришку.

11. Развитие мелкой моторики.

-У тигренка есть его любимая чашка, из которой он любит пить чай. Давайте раскрасим кружочки на ней. А саму чашку вы раскрасите дома.

(Дети выполняют задание) .

12. Итог занятия.

-Ребята, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад. И тигренок Рик приготовил вам подарок, свой портрет. Дома раскрасите его цветными карандашами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tigrenok_rik.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;

-совершенствовать фонематическое восприятие;

-упражнять в определении позиции звука [РЬ] в словах;

-расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память, логическое мышление;

-общую и мелкую моторику;

-формировать правильное речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение говорить спокойно, красиво;

-воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: игрушка «Тигренок»; рюкзак; индивидуальные зеркала;

слова: снегири, дорога, букварь, корова, моряк, серьги, робот, пила, сова, пряники, крыша, абрикос, сирень, море; контуры предметов со звуком [РЬ] в разном положении, наложенные друг на друга) .

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня утром почтальон доставил в наш детский сад конверт с письмом. Нас приглашают в гости, отгадайте кто?

Когти, хвостик и полоски.

Пьёт пока ещё из соски,

Только это не котёнок.

Это маленький. (ТИГРЁНОК)

-Молодцы, правильно, это тигренок, а зовут его Рик. И мы сегодня отправимся к нему в гости.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Но сначала, давайте выполним артикуляционную гимнастику.

(Дети с индивидуальными зеркалами выполняют артикуляционные упражнения) .

«Качели»

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

«Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой —

Идет лошадка к нам с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

«Грибок»

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Гармошка»

К нёбу язычок прижми

Челюсть ниже опусти

Рот открой, потом закрой

Гармонист ты неплохой!

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

-Молодцы! Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Пора в дорогу.

3. Автоматизация звука [РЬ] в словах.

Игра «Рифмушки»

-Тигренок Рик предлагает вам поучиться сочинять стихи. Придумайте слово в рифму и повторите все чистоговорки. Не забывайте правильно произносить звук [РЬ] в словах.

Ре-ре-ре- снега много во (дворе)

Ре-ре-ре- будет радость (детворе)

Ри-ри-ри- прилетели (снегири)

Рю-рю-рю- я красиво (говорю) .

-Молодцы, тигренку понравилось, как вы выполнили это задание.

4. Развитие навыков словообразования.

-Тигренок Рик живет в волшебном лесу, где у него есть прекрасный огород. И он хочет угостить вас овощами и фруктами со своего огорода. Помогите ему выбрать только те овощи и фрукты. В названиях, которых есть звук [РЬ].

Овощи: репа, картофель, лук, редька, морковь, редиска, кабачок, огурец.

Фрукты: груша, абрикос, яблоко, персик, черешня, мандарин, виноград.

5. Игра «Вкусный кисель».

- Посмотрите на картинки с изображением фруктов и ягод со стаканом, в который тигренок налил вкусный кисель. Скажите, какой кисель пьет тигренок. Назовите напиток правильно.

- рябиновый кисель

- абрикосовый кисель

- мандариновый кисель

- ореховый кисель

- черешневый кисель

6. Игра «Закончи слово».

-Посмотрите, какой красивый рюкзак у тигренка. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Там много разных картинок. Посмотрите на них, под картинкой написано две… Не совсем понятно. Закончите слова, а в этом вам поможет звук [РЬ].

Две (рь)

Снеги (рь)

Суха (рь)

Янта (рь)

Буква (рь)

Пузы (рь)

Врата (рь)

Яко (рь)

Дика (рь)

Богаты (рь)

Глуха (рь)

7. Физкультминутка.

-Тигренок Рик немного устал. Давайте вместе с ним отдохнем.

Раз, два, три, четыре…

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо поворот;

Наклон назад, наклон вперед!

8. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

- Тигренок хочет поиграть с вами еще в одну игру. Он будет называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [РЬ].

Слова: снегири, дорога, букварь, корова, моряк, серьги, робот, пила, сова, пряники, крыша, абрикос, сирень, море.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

9. Игра «Загадочные картинки».

(На листе нарисованы контуры предметов со звуком [РЬ] в разном положении, наложенные друг на друга) .

-Ребята, тигренок Рик приготовил вам загадочные картинки, попробуйте отгадать, что на них нарисовано.

(Дети смотрят на картину и по очереди называют предметы) .

- Какой звук есть во всех словах?

-Звук [РЬ].

(Картина убирается, дети по памяти называют предметы) .

Картина: варежка, грибок, береза, репа, крючок, фонарь, матрешка, огурец, кресло, якорь) .

- Тигренок доволен, что вы правильно отгадали и назвали все картинки.

10. Автоматизация звука [РЬ] в предложениях.

- Тигренок Рик напридумывал «путаницу» в предложениях. Послушайте внимательно и исправьте их.

-Грядка растет на редиске.

-Гири поднимают Борю.

-Варенье варит Марину.

-Ирисы нарисовали Варю.

-Рис кушает Марину.

-Бирюзовые серьги купили Иришку.

11. Развитие мелкой моторики.

-У тигренка есть его любимая чашка, из которой он любит пить чай. Давайте раскрасим кружочки на ней. А саму чашку вы раскрасите дома.

(Дети выполняют задание) .

12. Итог занятия.

-Ребята, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад. И тигренок Рик приготовил вам подарок, свой портрет. Дома раскрасите его цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....