Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Бурая Наталья Олеговна

автоматизация звука Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 г. Славянска-на-Кубани г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Учитель-логопед

Бурая Н.О.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

- согласовывать существительные с числительными;

- закреплять навыки словоизменения существительных;

- уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

- формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

- развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа:

- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р]; 

- развитие направленной воздушной струи;

- формирование (постановка) правильного произношения звука [Р]; 

- автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

- формирование умения определять  наличие звука [Р]  в словах;

- формирование умения определять позицию звука в слове;

- согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы  артикуляционной гимнастики для звука [Р] 

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

- общий вид Зоопарка;

- животные со звуком [Р]  в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

- животные без звука [Р]  в названии;

- дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория: ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия.

1Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

 

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

 

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк!  Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

 а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами  - лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем  - в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор:   РРРРРР.

 Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р]  в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

Ра

Ро

Ры

Ар

Ор

Ур

Дра

Бра

кра

гра

рма

рмо

 

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р]  в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]: 

Рысь

слон

Жираф

Бегемот

Тигр

Росомаха

Носорог

Зубр

Зебра

Мартышка

Морж.

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р]  стоит в начале слова, во втором – в середине слов,  в  третьем – в конце слова.

7. Физкультминутка. (2)

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.         
Хлопаем по всему телу ладонями. 

Где? 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                   
Обоими указательными пальцами
На носах, на животах,  коленях и носках.                    
дотрагиваемся до соответствующих                                                                                           .                                                                                         частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде             
«Рисуем» ребрами ладоней  полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.             по всему телу.                                

Где?                                                                                             

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                                   Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках.                
дотрагиваемся до соответствующих   
                                                                                          
частей тела. 
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде.           
Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

 где?

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

8. 
Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

Один жираф

Один тигр

Один баран

Два жирафа

Два тигра

Два барана

Пять жирафов

Пять тигров

Пять баранов

 

9.Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

 

Я дам мартышке банан.

верблюду – траву

тигру – мясо

жирафу – веточки с листьями

моржу – рыбу

воробью – зерно

барану – траву

 

10. Подведение итогов.

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р]  правильно. 

Литература:

 1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет.  - М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи  к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции    звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию: автоматизация звука Р в словах и предложениях.

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию: автоматизация звука Р в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

Конспект  индивидуального занятия. Тема:  «Автоматизация звука [ш]  в словах, предложениях, чистоговорках»...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж в словах, предложениях".

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звука "Ж" в словах, предложениях с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте со...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ж в словах, предложениях".

В данном конспекте представлены игры и игровые упражнения на автоматизацию звука [Ж] в словах, предложениях с использованием технологии наглядного моделирования - мнемотехники, что намного облегчает д...