Речевые всходы.
консультация по логопедии на тему

Мишук Оксана Владимировна

  Консультация для родителей об этапах развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_sobrat_vesomyy_urozhay.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы собрать весомый урожай, садовод трудится изо дня в день. Он знает: упустишь время – многое потеряешь. То же и с речевым развитием ребенка. Оно проходит несколько этапов, и ни один из них нельзя пропустить.

    Важный момент: речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется по мере его развития и обучения. Поэтому для малыша очень важен эмоциональный контакт с близкими и особенно с мамой.

  1. Мир в ощущениях.  До появления осмысленной речи головной мозг должен «созреть». Это произойдет в положенное время (к году) только в том случае, если органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – в доречевой период получат необходимый объем информации об окружающем мире. Поэтому замечательно, если родители с помощью игрушек и других средств неустанно вызывают у малыша яркие слуховые, зрительные, осязательные, вкусовые ощущения.
  2. Молочная спелость.  Первый этап в развитии речевых навыков – подготовительный, когда идет настройка речевого аппарата на произнесение звуков, в этот же период у малютки формируется начальная способность воспринимать на слух звуки родного языка. Поэтому так важно с первого дня разговаривать с крохой, петь ему песенки, читать стихи и потешки.

     Грудное вскармливание также важно для становления речи. Мамина грудь – не только источник питания, но и «тренажер» для артикуляционного аппарата крохи. Почему не силиконовая соска? Последняя травмирует артикуляционные органы: челюстные дуги, язык, губы.

     Оптимальный срок использования соски – до появления первых молочных зубов. Как только они прорезались – никакого силикона во рту, за исключением разве что прорезывателя.

  1. Гули – гули – гуленьки.  Период гуления начинается примерно в возрасте трех месяцев. Именно его принято считать порогом речевого развития.

     Кроха может петь гласные звуки, подражая модуляциям голоса мамы: «А – ы – ы…», может издавать звукосочетания типа «гы», «агы», «хы», «дя», «ди».

      Если гуление у младенца не появляется ни в 3, ни в 4 месяца, ни в более поздние сроки, или оно очень слабо выражено – это тревожный сигнал.

     Должно насторожить и то обстоятельство, что кроха не пытается вступить с вами в эмоциональный контакт: на его личике не возникает радостная  улыбка  при вашем появлении. Это первые сигналы о возможных проблемах, ребенка нужно срочно показать детскому неврологу.

  1. Детский лепет. Он возникает примерно в 8 – 10 месяцев. Малыш пытается назвать тот или иной предмет или действие: «ма»(мама), «дя»(дай), «гу»(гулять), «би»(машина), «ле»(алло).  Некоторые малыши в 8 месяцев осваивают даже междометия: «Ай!», «Ой!», «Ай-я-яй!». Отсутствие лепета у 8-12- месячного крохи – сигнал SOS.
  2. Поделись улыбкою своей.  Малышу нравится, когда с ним разговаривают. Дитя внимательно следит за движением губ, за выражением лица взрослого. Механизм звукопроизношения у малыша уже заложен, вот только не может реализоваться. Пока…А улыбка – самый первый этап в артикуляции звуков и значимый сигнал к общению.

      В свободные минуты бодрствования займитесь с крохой мимико – артикуляторной гимнастикой. Покажите ему смешные гримасы: откройте рот, вытяните вперед губы, высуньте язык, пошлепайте по нему губами, подвигайте из стороны в сторону языком и нижней челюстью, нахмурьте брови. Малютка придет в неописуемый восторг! Что – то он и сам незамедлительно повторит. Научите кроху играть пальчиками на губах «брыньди - брыньди», надувать «шарики» из щек, а потом хлопать по ним ладошками: «Шарик лопнул

      Легкое прикосновение маминых пальчиков к губкам, щечкам ребенка – своеобразный массаж артикуляционных органов. Дотрагиваясь до них, мамочка говорит: «Вот губки (щечки, подбородочек)!» Когда малыш начнет тянуться и прикасаться к вашему лицу, говорите: «Это нос (глаза, брови, лоб, щеки и т.д.)».

     К году малыш все внимательнее вслушивается в речь, у него возникает стойкое слуховое сосредоточение. На материале детских стихов, потешек и приговорок, прочитанных вами, ребенок постигает азы звукопроизношения, усваивает лексику (словарь) родного языка.

  1. Учимся, играя.  В период от 6 месяцев до года малютка под вашим чутким руководством уже многому научился.  А если речевые занятия проводились «с огоньком», родители совсем скоро услышат и первые слова малыша.

    Накопление пассивного словаря идет во время разных игр: «прятки» игрушек, разглядывание и называние предметов, их частей. Ваши слова, все манипуляции с игрушками побуждают ребенка к выполнению каких – то действий. «Посмотри, какой славный котик. Давай его погладим. Покажи, где у котика глазки? А где ротик, как он открывается? Где лапки у котика, как он выпускает коготки? Как котик умывается? Котик устал, давай его укачаем. А он нам песенку споет: «Мур-р-р…»».

   Дети обожают игру «Прятки с платком». Сначала вы сами прячете лицо и говорите: «Где мама? Нет мамы!» Кроха стягивает с вас платок и весело смеется, как бы говоря: «Да вот же ты!» А потом вы набрасываете платок на голову малыша и удивленно восклицаете: «Где малыш? Куда он спрятался?» Ребенок затихает, а потом начинает снимать с себя платок. Вы – радостно: «Да вот же наш маленький!»

  1. Эмоциональный настрой. Обращаясь к ребенку, побуждайте его совершать какие – то действия, произносить звуки (лепетные слова). «Гулять пойдем? – говорите вы. Малыш кивает в ответ: «Дя!»(да). – «Надо одеться. Где твоя шапочка? Надевай ее. А где сапожки? – «Тю»(тут). – «Куда мы идем? » - спрашиваете вы. Кроха радостно хлопает в ладоши и произносит: «Ля» (гулять)». Учите малыша махать ручкой: «Пока, пока», кивать головой в знак одобрения: «Да», мотать головой при несогласии: «Нет».

      Всегда помните о своем эмоциональном настрое и о своей речи.  Детей привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: "Солнце всходит, пританцовывая"

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства.Закрепить представление о назначении изделий (...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема «Солнце всходит, пританцовывая»

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства. Учить создавать образ - символ чувашског...

Прогулка «Рассматривание молодых всходов на огороде»

Цель:  - формирование у дошкольника знаний о росте культурных  растений....

Всходы на огороде.

Посадили огород, посмотрите, что растет! Будем мы ухаживать, будем поливать, будем за росточками, дружно наблюдать!...

Целевая экскурсия к полю с озимыми всходами

Знакомство старших дошкольников с ближайшим окружением - объектами родного села, с трудом полеводов - основным контингентом взрослых, занятых трудом в родном селе....

Методическая разработка "Журнал наблюдений за посевом семян и всходами"

Подробный журнал с инструкцией по заполнению. Подходит для детей всех возрастов (при участии взрослого) .Актуальность Цель : формировать у детей основы экологической культуры,  формировать у...