Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.
картотека по логопедии на тему

Исаева Людмила Александровна

игры на развитие координацию речи с движением. преддназначены для воспитателей, логопедов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_koordinatsiyu.docx64.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.

«Листья»

Листья осенние тихо

                       кружатся,            (кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги

                    тихо  ложатся        (приседают)

И под ногами

            шуршат, шелестят,       (движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться

                Хотят                        (поднимаются, кружатся)

 

«Дождик»

Капля раз, капля два.         (прыжки на носках, руки на поясе)

Очень медленно сперва.     (4 прыжка)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом.                (8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли,  (руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.      (руки полукругом над головой)

«Урожай»

В огород пойдём,

Урожай соберём.      (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем            («таскают»)

И картошки накопаем.            («копают»)

Срежем мы кочан капусты,   («срезают»)

Круглый, сочный,

            очень вкусный,            (показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвём немножко     («рвут»)

И вернёмся по дорожке.        (идут по кругу, взявшись за руки)

«Капуста»

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

Мы капусту нарубили,        (ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Перетёрли,                            (хватательные движения обеими руками)

Посолили                              (указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку   (удары обеими руками по столу)

Всё теперь у нас в порядке.  (отряхивают руки)

«Овощи»

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.          (идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с завязанными глазами)

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.         (останавливаются, крутят водящего)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.                     (разбегаются, приседают, водящий ищет)

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,                (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали.                 (изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами.                     (движение правой рукой вверх-вниз)

Починили мы забор,                      (имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:

  • Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?                    (стоят лицом в круг, в центр выходит один ребёнок)

  • Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам.                     (на каждое название загибают один палец)

«Яблоня»

  • Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?             (дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька»)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?        (дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька»  

                                                   отрицательно качает головой)

Куда они пропали?              (разводят руками, пожимают плечами)

  • Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…        (загибают по одному пальцу на правой руке)

Дети оборвали!                         (разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает»)

«Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик,

Бум-бум-бум!                           (маршируют по кругу, изображая игру на барабане)

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно,

Бум-бум-бум!                          (идут по кругу, спрятав руки за спину)

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!                         (то одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!                        (останавливаются, разводят руками)

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!                       (руки на поясе, прыжки на месте)

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!                      (прыжки на месте)

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!                    (делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками)

«Ягода-малинка»

За малиной в лес пойдём,

                          в лес пойдём.         (идут в хороводе, взявшись за руки)

Спелых ягод наберём,

                              наберём.            (идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды)

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.                        (встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон)

Сладкая ты моя,

Ягода-малинка.                             (бегут по кругу, взявшись за руки)

«За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.           (дети идут в хороводе)

Белочки скакали,

Рыжики срывали.                           (скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала,

Лисички собирала.                       (бегут, собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки,

Искали опятки.                             (скачут стоя), «срывают» грибы)

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.                      (идут в развалку, в конце топают правой ногой)

«Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.                              (ходьба на месте)

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.                               (присели, собирают грибы)

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.                                 (смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)

«Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?    (бегут по кругу на носочках)

А в ответ колоски шелестят:  (останавливаются, руки вверх, наклоны в сторону)

- Золотые руки растят!           (два наклона к носочкам)

«По ягоды»

Мы шли – шли – шли,    (маршируют, руки на поясе)

Землянику нашли.          (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,   (маршируют)

Мы идём искать опять.        (наклонились, левой рукой достали носок право

«На водопой»

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.                                       (спокойно идут друг за другом)

За мамой-лосихой топал

                               лосёнок,                               (идут громко топая)

За мамой-лисицей крался

                         лисёнок,                                    (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился  

                                 ежонок,                            (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл

                             медвежонок,                       (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали

                                бельчата,                         (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой –

                       косые зайчата,                        (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою

                                волчат,                           (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться

                                 хотят.                           (лицом  в круг, делают движения языком – «лакают»)

                                          «Маленький кролик»

Маленький кролик,

         пушистенький кролик                           (дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд-назад)

Всех нас смеяться заставил

                     до колик:                                    (останавливаются, держатся за животики)

Прыгал за белкой,

               за уткой скакал,                              (сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку)

Лапкой тюльпан поднимал,  

                       как бокал.                               (останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу)

Ах, как смешно его уши

                                   торчали!                    (делают «ушки» из ладошек)

Мы хохотали, души в нём

                              не чая,                            (опять держатся за животики)

Но, на опушке заметив лису,                    (смотрят из-под рук)

Он подмигнул нам и

                       скрылся в лесу.                   (подмигивают, разбегаются)

«Заяц Егорка»

Заяц Егорка

Свалился в озёрко.                           (бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!                            (дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать

«Как мы поили телят»

Стало жарко, будто в печке,

Замолчали птицы.                                   (дети идут в хороводе)

Мы телят погнали к речке –

Надо им напиться.                                 (идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой)

Саргис, пёстрый

Пёс дворовый,                                      (встают на четвереньки)

Как навстречу бросится!                     (прыжок в круг)

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится…                     (бегут по кругу на четвереньках)

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.                           (идут в хороводе)

Уж мы Саргиса бранили,

Так что был не рад он.                       (останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем)

Саргис-Маргис непослушный

Плёлся еле-еле.                                   (идут по кругу на четвереньках)

У бедняги даже уши

От стыда висели.                          (встают, ладошками изображают висящие уши)

«Телёнок»

Бу-бу, я рогатый.                            (2 прыжка, рожки из пальчиков)

Бу-бу, я хвостатый.                        (2 прыжка, хвостик из руки – за спину)

Бу-бу, я ушастый.                          (2 прыжка, ушки из ладошек)

Бу-бу, очень страшный.

Бу-бу, испугаю.

Бу-бу, забодаю.                            (бодаются)

«Козочка»

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.                         (идут по кругу)

Острые рожки,

Тоненькие ножки.                         (показывают рожки, прыгают на носочках)

На самой макушке –

Бархатные ушки.                           (ладошками показывают ушки)

Язык полотняный,                        (показывают язык «лопаткой»)

Хвостик конопляный…               (рукой показывают хвостик)

Как прыгну – сразу забодаю.      (прыгают, «бодаются»)

«Помощники»

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре.                                  (встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо)

Потянулись,                                                (тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились.                                              (снова «полощут»)

Хорошо мы потрудились.                         (вытирают руку об руку)

«Хозяюшка»

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:                                          (идут по кругу, взявшись за руки)

Чашечку собачка

Моет языком.                                                 (сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку)

Хрюшка собирает

Крошки под окном.                                       (присели, наклоняют ритмично голову)

По столу котище

Лапою скребёт,                                              (встали, правой рукой делают движения к себе)

Половичку козочка

Веничком метёт.                                            («метет» пол)

«Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун,

                        сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.                          (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:                            (топают)

- Эй, люди, я с вами чай попить хочу!        (делают призывные движения правой рукой)

«Посуда»

Вот большой стеклянный  чайник,

Очень важный, как  начальник                  (надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.                         (присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.                    (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

Голова на тонкой ножке.                         (потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.                            (легли на ковёр, вытянулись)

«Мячик мой»

Друг весёлый, мячик мой,                   (4 прыжка, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной.

                                         (по 2 взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу)

Раз, два, три, четыре, пять.              (5 прыжков, руки на поясе)

Хорошо мячом играть.                    (вновь по 2 взмаха –«удара»)

«Я люблю свою лошадку»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.     (приглаживание ладонью по голове воображаемой

                                                        лошадки, потом по спинке, по хвостику)

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.             (бег по кругу с высоким подниманием колена, руки

                                                       держат воображаемые поводья)

«Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик.              (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.                  (ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

«Берёза»

Берёза моя, берёзонька.                   (дети идут хороводом, взявшись за руки)

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая.                              (меняют направление движения)

Стоишь ты, берёзонька,                 (встали, подъём рук вверх, вдох)

Посредь долинушки,                     (опустили руки, выдох)

На тебе, берёзонька,                       (подъём рук, вдох)

Листья зелёные,                             (опустили руки, выдох)

Под тобой, берёзонька,                (подъём рук, вдох)

Трава шёлковая.                           (опустили руки, выдох)

«Старый клён»

На поляне перезвон,

Это пилят старый клён.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвёт кору и режет жилки,

Брызжут жёлтые опилки.         (дети встают парами, изображают работу пилой)

Только крякнул старый ствол

И пошёл, пошёл, пошёл.          (руки вверх, медленно наклоняются)

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.         (ложатся, вытягиваются)

«Клён»

За окном сосулька тает,    (дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки

                                             на поясе)

Ветер тучи рвёт в клочки.    (руки вверх; наклоны туловища влево-вправо,

                                                  влево-вправо)

Разжимает, разжимает

Клён тугие кулачки.              (руки перед грудью, локти опущены вниз;

                                                 медленно разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.   (4 прыжка)

И, едва растает снег,             (наклоны)

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех.    (поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

                                                     друг другу правые ручки - рукопожатие)

 «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,     (дети идут по кругу друг за другом,

Кати по снегу свой снежок.              изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,   (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.         (рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)

Его улыбка так светла!              (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.   (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

                            показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –       (медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.                (пожимают плечами, разводят руками)

«Снежная баба»

Сегодня из снежного

         мокрого кома

Мы снежную бабу

             слепили у дома.

(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

Стоит наша баба

              у самых ворот.

(«рисуют» руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет,

             никто не пройдёт.

(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже

                 всей детворе,

А Жучка всё лает:

             «Чужой во дворе!»

(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка)

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.             (изображают ходьбу на лыжах)

А потом – на коньках,                        (изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах!                               (падают)

А потом снежки лепили,   (стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катили,    (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали       (падают)

И домой мы побежали.     (бегут по кругу)

«С Новым Годом!»

С Новым Годом!

            С Новым Годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!               (дети стоят лицом в круг, кланяются)

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принёс.         (идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)

На верхушке выше веток    (стоят лицом в круг)

Загорелась как всегда,        (опускают руки)
Самым ярким, жарким светом              
(поднимают руки)

Пятикрылая звезда.                               (опускают руки)

«Зима прошла»

Воробей с берёзы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!                       (ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам)

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,              (бегут по кругу, взявшись за руки)

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик-чирик!                     (ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке,

                                          потом - против)

«Самолёт»

Рука в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.                (бегут по кругу на носочках, руки в стороны)

Правое крыло вперёд,               (поворот через правое плечо)

Левое крыло вперёд,                (поворот через левое плечо)

Полетел наш самолёт.              (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

«Мчится поезд»

Чух-Чух! Чух-Чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

  • Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

       Тороплюсь!

(дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему. Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза)

«Машины»

На улице нашей                  (дети двигаются из одного конца группы в другой,

Машины, машины,

Машины малютки,                          держа в руках воображаемый руль)

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.                      (сделав разворот, двигаются в другую сторону)

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Всем дорогу уступлю.

(когда все «машины» проехали», один из детей – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди)

«На шоссе»

По шоссе спешат машины.

  • Ш-ш-ш! – шуршат

              спокойно шины.

(дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль)

И шипят со злом уже:

  • Не спеш-ш-ши на вираже.

(поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону)

Ёж с мешком и посошком

По шоссе идёт пешком.

(наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу)

Над ежом кружится стриж:

  • Ты куда же, ёж, спешишь?

(встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу)

  • Прямо в город, по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

(опять идут, изображая ёжика)

  • Будь, дружок, настороже,

      Не спеши на вираже!

(опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа)

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.                       (дети маршируют)

На носки поднимись,                  (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)

А потом руки вниз.                     (опускают руки)

Раз, два, три, потянись.              (тянутся)

Вот летит ракета ввысь!             (бегут по кругу)

«Теплоход»

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.               (шаг вперёд, руки опущены)

Раз, два -

Он назад шагнул сначала.          (два шага назад)

А потом шагнул вперёд -

Раз, два –                                     (два шага вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

(руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками)

«Шофёр»

Качу, лечу

Во весь опор.

Я сам – шофёр,

Я сам – мотор.

(бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

(останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторону)

«Самолёт»

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

(дети бегают по группе, разведя руки в стороны)

«Лётчик»

Быть шофёром хорошо,      (дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

А лётчиком - лучше.

Я бы в лётчики пошёл,

Пусть меня научат.             (бегут, расставив руки, как крылья)

Наливаю в бак бензин,      (остановились, наклонили воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.             (круговое движение правой рукой)

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».          (бегут, расставив руки)

«Кровельщик»

То не град, то не гром –       (стоят кружком, изображают удары молотком,

Кровельщик на крыше.          тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьёт он громко молотком –      (изображают удары молотком)

Вся округа слышит.                  (закрывают уши руками)

Он железом кроет дом,            (изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нём.           (наклоняются, достают носки руками)

«Воробей»

Среди белых голубей                 (идут по кругу, изображая голубей;

Скачет шустрый воробей.         в центре один ребёнок –  он скачет, как воробей)

Воробушка-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его)

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,               (по 4 хлопка руками по бокам

В красных майках снегири.             и по 4 наклона головы в сторону)

Распушили пёрышки,                      (на первое слово каждой строки частое

Греются на солнышке.    потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

Головой вертят,

Улететь хотят.                   (по 2 поворота головы на каждую строку)

  • Кыш! Кышь! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)

«Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

(бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц)

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели.

(приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья)

Взвились, полетели,

Полетели, полетели,

Песенки запели.

(бегут по кругу, взмахивая руками)

«Мотылёк»

Мотылёк-витилёк,

Принеси нам ветерок:

(бегут по кругу, руки в стороны)

От ворот – поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

(поворот, бегут в обратную сторону)

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

(останавливаются, поворачиваются лицом в круг; взмахи руками, потягиваются)

Гони стружок

С запада на восток.

(бегут по кругу)

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

(идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

(идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки-«крылья» назад)

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

(останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споёт: ку-ка-ре-ку!

(встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.              (идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей,      (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,      («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,      (медленно приседают)

А цветочки подрастают.   (тянутся на цыпочках, руки вверх)

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,             (идут по кругу, взявшись за руки)

С великой милостью:

Со льном высоким,                    (идут в другую сторону)

С корнем глубоким,                  (приседают, опускают руки)

С хлебами обильными.             (взявшись за руки, бегут по кругу)

«Солнышко»

Солнышко, колоколнышко,

(дети стоят в маленьком кругу, шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки)

Ты пораньше взойди,

(поднимают руки вверх, тянутся на носочках – вдох, фраза на вдохе)

Нас пораньше разбуди.                  (опускают руки – выдох, фраза на выдохе)

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.                     (бегут по кругу, взявшись за руки)

«Весна пришла»

А уж ясно солнышко                (дети идут по кругу, взявшись за руки

Припекло, припекло.                 медленно поднимают руки)

И повсюду золото

Разлило, разлило.   (идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки)

Ручейки по улице.                (бегут по кругу в противоположную сторону

Всё журчат, журчат                 на носочках, держа руки на поясе)

Журавли курлыкают

И летят, летят.

(идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев)

«Грядка»

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.                              (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.                         (идут в противоположную сторону)

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку.              (остановились, изображают, как копают)

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.                          (показывают, как рыхлят грядку граблями)

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.       (идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена)

«Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон».

(дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга)

Свив на ветке этот дом,                (переворачиваются на левый бочок,

Дремлет гусеница в нём.                подкладывают ладонь под щёчку)

Спит без просыпа всю зиму.

(переворачиваются на другой бочок, руки под щёчку)

Но зима промчалась мимо –     (переворачиваются на спину, потягиваются лёжа)

Март, апрель, капель, весна…        (медленно садятся)

Просыпайся, соня-сонюшка!         (потягиваются сидя)

Под весенним ярким

                            солнышком

Гусенице не до сна.                     (встают, потягиваются стоя)

Стала бабочкой она!                   (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

«На окне в горшочках»

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.   (дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

                                        (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны)

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

                                        (ладони развёрнуты вверх)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

                                    (руки соединить над головой, медленно развести в стороны)

«На лужайке поутру»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.                          (дети встают в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.                        (делают 4 шага назад, расширяют круг)

А теперь мы ручейки,

Побежим наперегонки.                            (бегут по кругу)

Становитесь в круг опять,                        (смыкают круг)

Будем в солнышко играть.                       (бегут по кругу)

Мы – весёлые лучи,                                 (тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи.                              (прыгают на носочках, руки на поясе)

«На закате тучки тают»

На закате тучки тают,

Ходит ветер круговой,                         (идут по кругу, взявшись за руки)

Чайке лёгкие летают

Над холодною Невой.                         (бегут по кругу, взмахивая руками)

«Аквариум»

Улитки ползут,                     (передвигаются по кругу в полуприседе,

Свои домики везут.                                                       сложив руки за спиной)

Рогами шевелят.

На рыбок глядят.             (останавливаются, делают рожки из пальчиков,

                                              ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.              (передвигаются по кругу мелкими шажками,

              опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперёд-назад)

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.            (плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

«Речка»

К речке быстрой мы

                     спустились,

Наклонились и умылись.

(дети идут к центру круга. Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

(на каждую строку четыре движения ладонями к лицу)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

(идут по кругу, взявшись за руки)

Вместе – раз, это брасс,

Одной рукой – это кроль.

Все как один плывём,

                 как дельфин.

(показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(идут лицом от центра круга)

«На лужайке»

На зелёной на лужайке

Заиграла балалайка.

(стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке)

Заиграла дудочка,

Дудочка-погудочка.

(изображают игру на дудочке)

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

(пляшут)

«Дождик»

К нам на тонкой длинной ножке

Скачет дождик по дорожке.

(прыжки на одной ноге по кругу)

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

(дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания)

Стали мокрыми кусты,

(руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

(наклон, руки к полу, потряхивания кистями)

Мокрый серый воробей

Сушит пёрышки скорей.

(встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями)

«Летучая рыба»

Я летучая, прыгучая,                       (дети двигаются подскоками по кругу)

Улетела бы за тучу я.                      (двигаются, взмахивая руками, как крыльями)

Да соскучилась бы вскоре –

До того люблю я море.                   (изображают  плавание)

Прямо к озеру спешим,     Станет озеро большим.        (раздвигают круг)

                                                        «МЕДВЕДЬ»

Как на горке снег, снег,     (Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь».

                                                            Дети медленно поднимают руки вверх.)

И под горкой - снег, снег.               (Медленно приседают и опускают руки)

И на елке – снег, снег.                     (Вновь встают и поднимают руки.)

И под елкой – снег, снег.               (Приседают и опускают руки.)

А под снегом спит медведь. (На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе).

 Тише, тише … Не шуметь!

        

                                                    «СОЛНЫШКО»

Солнышко, солнышко         Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки

Золотое донышко.              Дети протягивают по очереди руки вперед.

Гори, гори ясно,         Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.

Чтобы не погасло.  Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Побежал в саду ручей, Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

 Прилетели сто грачей,

 А сугробы тают, тают, Дети медленно приседают

А цветочки подрастают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

        

                                                «СНЕЖИНКИ»

Снежинки пуховые,        Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете          Кружатся на носочках на месте.

В молчании лесном.               Медленно приседают.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

        

 

                                                     «СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре                            Загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок лепили              «Лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий    Показывают круг, сжимают ладони вместе,

                                                                гладят одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий,              Грозят пальчиком

Раз - подбросим,                                 Смотрят вверх, подбрасывают

                                                              воображаемый снежок

Два - поймаем,                                    Приседают, ловят воображаемый снежок

Три - уроним,                                     Встают, роняют «снежок»

И…сломаем,                                      Топают

        

.

 

                                                         «САД»

Мы в зеленый сад пойдем,           Шагают

Много яблочек сорвем,                Тянутся, срывают «яблоки»

Мы положим все в корзину,       Наклоняются , складывают «яблочки» в корзину

 В детский сад их отнесем,         Несут перед собой корзину

И потом компот попьем,           Пьют «компот».

                                                      «ДЕРЕВО»

Дерево кончается где-то в облаках,          Дети поднимают руки вверх

Облака качаются на его руках,                 Качают руками

Эти руки сильные рвутся в вышину,      Движение качания усиливается

Держат небо синее, звезды и луну!        Корпус качается вправо-влево.

                                                  «ГРЯДКА»

Я давно ждала весну                 дети идут по кругу, взявшись за руки

 У меня свои дела                               меняют направление движения

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку        останавливаются, показывают, как копают

Мягкой грядка быть должна            как рыхлят грядку граблями

Это любят семена показывают,   Идут по кругу, изображая, что разбрасывают

                                                           семена.

Посажу на ней морковку 

И редиску. А с боков 

Будут кустики бобов. 

                              «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

Воробьи - воробышки, Дети похлопывают руками по бокам.

Серенькие перышки! Машут руками вверх-вниз

Клюйте, клюйте крошки, Стучат кулаками перед собой один о другой

 У меня с ладошки! Дуют на раскрытые ладошки.

Нет, с ладошки не клюют, Разводят руки в стороны, пожимают плечами.

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,         Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево.

 Чтоб дались погладить?

        

.

                                                      «ДОМ»

Справа тук!                                              Правой рукой стучат по полу.

Слева тук!                                              Левой рукой стучат по полу.

Впереди тук, тук, тук!                         Одной рукой стучат перед собой.

Тук, тук молотком .                            Стучат кулачками друг о дружку.

Строим , строим новый дом.             Через верх разводят руки в стороны.

Вырос дом, огромный дом.                Поднимаются на цыпочки.

Будут дружно все жить в нем.          Делают приглашающий жест.

 

                                                  «ШОФЕР»

Качу, лечу                 Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.

Во весь опор.

Я – сам шофер

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

        

Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.

 

                                                   «МАШИНА»

Би – би – би - Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок

                      другой руки .

Гудит машина,

Тук-тук-тук

Мотор стучит,

Едем, едем, едем, едем-                         Ритмично хлопают в ладоши.

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:                        Потирают ладони друг о друга.

Шу – шу – шу -

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.        Ритмично вертят руками.

Та-та-та-       Вперед спешат.

        

                                                  «НОЖКИ»

Зашагали ножки топ-топ-топ!           Ходьба обычным шагом друг за другом

Прямо по дорожке топ-топ-топ!

А теперь пойдем быстрей

                   

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!       Ходьба с ускорением «топающим шагом».

Ну, шагайте веселей.

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

За   Аленкой побежали,                    Бег друг за другом

Но нисколько не устали!

        

 

 «МЯЧИК»

Раз, два

Прыгай мячик.

Раз, два

И мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

        

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им построиться в круг.

По два прыжка на носках, держа руки на поясе, на каждую строку.

 

 

 

                                             «МЕДВЕЖАТА»

Медвежата в чаще жили,       Дети переступают с ноги на ногу, вертят головой.

Головой своей крутили.

Вот так!

Медвежата мед искали,

Дружно кустик раскачали,         Имитируют раскачивание кустика

Вот так!

Вперевалочку ходили      Двигаются вперевалочку, неуклюже, делают вид,

И из речки воду пили.      что зачерпывают ладонями воду и пьют.

Вот так!

        

А потом они плясали,         Танцуют, высоко поднимая ноги.

Лапы выше поднимали.

.

                                           «МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!               Дети выполняют шаги на месте.

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,           Шагают на месте, высоко поднимая колени и

Ножки выше поднимаем,              одновременно размахивая согнутыми в локтях

                                                         руками

Ножки выше поднимаем так        Слегка наклоняют корпус вперед, широко

                                                         разводят

Если лужа – перепрыгним так!         руки в стороны, затем выполняют

                                                         прыжок вперед

А потом назад вернемся,                  ,               Делают 4 шага назад.

И друг другу улыбнемся      Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Вместе все покружимся вот так!               Кружатся на месте.

                                                   «ТУЧКА»

Тучка спряталась за лес.                       Дети закрывают лицо ладонями.

Смотрит солнышко с небес. Прикладывают ладонь ко лбу и поворачивают голову

                                                   направо и налево.

И такое чистое, доброе, лучистое.    Дети гладят себя по щекам и протягивают

                                                                руки вперед.

Если б мы его достали…                  на носочках тянутся вверх.

Мы б его расцеловали.                    Чмокают «целуют» губами.

        

                                          «СОЛНЫШКО»

Утром солнышко встает выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

        

Дети поднимают руки вверх и тянутся на носочках.

Приседают и опускают руки вниз.

 

                                     «ЦЫПЛЯТА И КОТ»

Цыплята по двору гуляли,             Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цыплята зернышки искали.

Клю-клю-клю, клю -клю-клю.       Приседают, стучат пальчиками по полу.

Так я зернышки клюю.

А как выйдет Васька-кот,             «Кот» выполняет движения по тексту.

Лапкой мордочку утрет.

Разбегайся кто куда                     Дети убегают к маме «курочке».

А то птичек ждет беда!

        

                                          «ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Присели на качели,

То вниз, то вверх летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Мы на берег выйдем с лодки

И поскачем по лужайке.

Будто зайки, будто зайки.

        

Дети, держась за руки, кружатся.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад.

Прыжки на двух ногах.

«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну: (руки соединить перед собой)

(Загибаем по одному пальцу сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца)

Пограничник (5), вертолётчик (4),

Врач военный (3) и танкист(2)

Смена рук.

А ещё десантник (5), лётчик (4),

Снайпер(3) и артиллерист(2).

«САДОВНИК»

Мы вчера в саду гуляли,                  (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

 Мы смородину сажали.                           (Изображают, как выкапывают яму и

                                                                                 сажают в нее куст.)

 Яблони белили мы                            (Движение правой рукой вверх – вниз)

Известью, белилами.

Починили мы забор,                         (Имитируют  удары молотком.)

 Завели  мы разговор:                        (Стоят лицом в круг, в центр ВЫХОДИТ

                                                                     один ребенок.)

- Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду                     (На каждое название фруктов загибают по одному

                                                                пальцу на правой руке.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Слив лиловых,

 Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок

Вишен

Целый  килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

 

 

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Мы бежим с тобой на лыжах,                    (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,                              (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах!                                        («Падают».)

А потом снежки лепили,          (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили,                             (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали                                («Падают».)

и домой мы побежали.                               (Бегут по кругу.)

 Источники:

    Алябьева Е.А. Развивая пальчики - развиваем речь        Нищева Н.В. Система коррекционной работы в детском саду.

    Рогозина В.С. Пальчиковые игры для малышей   Ткаченко Т.А. Пальчиковые игры и упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Картотека игр на координацию речи с движением

Игры на координацию речи с движением...

Картотека "Упражнения на координацию речи с движением

В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...

Картотека игр на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности ...

Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности ...

Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного

Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного...

Конспект консультации- практимума на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»

целевая аудитория: педагоги дошкольных учрежденийСвоевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вст...