Картотека "Упражнения на координацию речи с движением
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 лет

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

         При использовании игр на координацию речи с движением решаются следующие задачи:

·       развивать координацию общих движений и тонких движений пальцев рук;

  • развивать ориентировку в пространстве и собственном теле;
  • развивать чувства ритма и темпа;
  • формировать слуховое внимание, восприятие и память;
  • развивать физиологическое и речевое дыхание;
  • активировать речевые процессы;
  • воспитывать коммуникативные умения и навыки.

     Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazh_na_koord_rechi_s_dvizh_2011.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

Упражнения на координацию речи с движением

        При организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

        При использовании игр на координацию речи с движением решаются следующие задачи:

  • развивать координацию общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развивать ориентировку в пространстве и собственном теле;
  • развивать чувства ритма и темпа;
  • формировать слуховое внимание, восприятие и память;
  • развивать физиологическое и речевое дыхание;
  • активировать речевые процессы;
  • воспитывать коммуникативные умения и навыки.

     Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка.

«Мамины помощники»

Решили маме мы помочь                            «Налить в таз воду».

И в воду в таз налили.

Насыпали в низ порошка                            «Насыпать порошок».

Бельё все замочили.                                     Имитация движений.

Стирали долго мы его,                                 «Стираем бельё».

О доску даже терли.

Не разорвали ничего.

А полоскали сколько!                                  «Полоскание».

Туда-сюда, туда-сюда,

Вода в тазу вскипела.                                   Руки над головой.

Но только, братцы, вот беда -                      Качаем головой.

На пол упала пена.                                        Имитация движений.

Давай её мы собирать                                  Дети приседают, «собирают пену».

И отжимать в ведерко.

Чтобы как мама наша стать,                        Произносить с гордостью.

Трудиться надо сколько!!!

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю,                     Дети выполняют соответствующие движения.

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полощу,

Воду с ручек отряхну,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу,

И ни разу, ни словечка не скажу.

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,                  Дети ритмично хлопают в ладоши.

Меж собой они дружили.

Звали их совсем так чудно –

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки:                    Ритмично пожимать плечами.

- Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу                Выполняют ритмичную пружинку.

И дышала глубоко.

Засмеялись челевечки:

- Хи-хи, хи-хи, хи-хи-хи!                 Имитация смеха.

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?                     Руки вытягиваем вперед.

Разобиделась собака                        Сделать грустным лицо.

И ушами затрясла.                            Ритмично потряхивают головой.

Человечки же хохочут:                       Ритмично притопывают ногами.

- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

«Старый дом»

В старом доме ночью темной          Дети пальцами обеих рук показывают трубу,

Как-то страшно одному.    затем ритмично отводят её ото рта и подводят обратно.

У-у-у-у – дует ветер.

В трубах весело ему.

Шур-шур-шур -                                  Потирают ладонь об ладонь.

Мышонок юркий

Пробирается к зерну.                         Дети крадутся (на месте).

В темноте ему не страшно                Дети качают головой.

Как под шорох я усну?                      Пожимают плечами, руки разводят в стороны.

А за печкой, как нарочно,                 Имитируют игру на скрипке. 

Песенку запел сверчок.

Скрипочку свою настроил:

Чок-чок, чок-чок-чок!                        Ритмично хлопают по коленкам.

Шорохи устал я слушать

И бояться не хочу!                             Топают ногой.

Лучше я закрою глазки,                     Выполняют движения, как бы покачивая куклу.

Сладкий сон к себе пущу.

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся,         Кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги                           Приседают.

                    тихо  ложатся

И под ногами                                         Движения руками вправо-влево.

            шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.          Поднимаются, кружатся.

«Дождик»

Капля раз, капля два.                            Прыжки на носках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.                      4 прыжка

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом.                                 8 прыжков

Мы зонты свои раскрыли,                   Руки развести в стороны

От дождя себя укрыли.                       Руки полукругом над головой.

 «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,            Дети идут по кругу друг за другом,

Кати по снегу свой снежок.                  изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком,      Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.            Рисуют снеговика из трёх кругов разного размера.

Его улыбка так светла!                          Показывают руками на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла.      Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Но солнце припечёт слегка –                 Медленно приседают,

Увы! – и нет снеговика.                          Пожимают плечами, разводят руками.

«Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома            Идут по кругу,

Мы снежную бабу

             слепили у дома.                              катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба

              у самых ворот.            «Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Никто не проедет,                        Грозят указательным

             никто не пройдёт.           пальцем сначала правой руки, потом левой.

Знакома она уже всей детворе,  Идут по кругу,

А Жучка всё лает:

             «Чужой во дворе!»         последние слова говорит один ребёнок – Жучка.

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,                                Изображают ходьбу на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,                                            Изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах!                                                   Падают.

А потом снежки лепили,          Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

А потом снежки катили,                                       Катят воображаемый комок.

А потом без сил упали                                          Падают.

И домой мы побежали.                                         Бегут по кругу.

«На шоссе»

По шоссе спешат машины.

  • Ш-ш-ш! – шуршат                                     Дети бегут по кругу,

              спокойно шины.                               держат в руках воображаемый руль.

И шипят со злом уже:                                    Поворачиваются и

Не спеш-ш-ши на вираже.                            бегут по кругу в обратную сторону.

  • Ёж с мешком и посошком

По шоссе идёт пешком.

(наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу)

Над ежом кружится стриж:                          Встают на цыпочки,

  • Ты куда же, ёж, спешишь?             машут руками, как крыльями, бегут по кругу.
  • Прямо в город, по шоссе

Тороплюсь я, как и все.                                Опять идут, изображая ёжика

  • Будь, дружок, настороже,                       Опять бегут в

      Не спеши на вираже!                   противоположную сторону, изображая стрижа.

«Весна пришла»

А уж ясно солнышко                     Дети идут по кругу,

Припекло, припекло.                  взявшись за руки, медленно поднимают руки.

И повсюду золото                         Идут по кругу,

Разлило, разлило.                       взявшись за руки, медленно опускают руки.

Ручейки по улице                         Бегут по кругу в противоположную

Всё журчат, журчат.                    сторону на носочках, держа руки на поясе.

Журавли курлыкают                    Идут по кругу в противоположную сторону,

И летят, летят.            высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

«Жук»

Жук, жук, не жужжи!                Изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!         Разводим руками в стороны и пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,                Изображаем ладонями крышу.

Под березовым листом!           Опять одной рукой изображаем жука, а второй

                                                    листик, под который и залезает жук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Упражнения на координацию речи с движением.

Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам....

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Комплексы упражнений для развития координации речи с движениями

Предлагаемые комплексы упражнений предназначены для развития координации, мелкой моторики , закрепления и автоматизации некоторых звуков....

Картотека игр на координацию речи с движением

Игры на координацию речи с движением...

Комплекс упражнений на координацию речи и движения по лексическим темам

Данный комплекс включает в себя упражнения на координацию речи и движения для детей средней, старшей и подготовительной групп. упражнения представлены по изучаемым дексическим темам....