Упражнения на координацию речи с движением.
методическая разработка (развитие речи) по теме

Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yablonka.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Яблонька»

Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька»

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

 Или птицы поклевали?

Дети останавливаются. На каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок – яблонька отрицательно качает головой.

Куда они пропали?

Разводят руками, пожимают плечами.

Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали

Дети загибают по одному пальцу на правой руке

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, пятнает

«По ягоды»

Мы шли-шли-шли,

Маршируют, руки на поясе

Землянику нашли

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен

Раз, два, три, четыре, пять,

Маршируют

Мы идем искать опять

Маршируют

«Помощники»

,

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре

Встают, наклонившись; руками двигают вправо, влево

Потянулись

Тянутся, как бы вытирают пот со лба

Наклонились

Снова «полощут»

Хорошо мы потрудились

Вытирают руку о руку

«Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой,

4 прыжка на носочках, руки на поясе

Всюду, всюду он со мной.

По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу

Раз, два, три, четыре, пять

5 прыжков на носочках, руки на поясе

Хорошо мячом играть!

Вновь по два взмаха-удара

«Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника

Я вам напоказ выставляю живот

Другую руку держат на поясе, животик надут

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

Делают призывные движения правой рукой

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок.

Кати по снегу свой снежок

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок

Он превратиться в толстый ком

Останавливаются,»рисуют» руками ком

И станет ком снеговиком

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос,, метла

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка -

Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика

Пожимают плечами, разводят руками

«Как мы поили телят»

Стало жарко, будто в печке,
Замолчали птицы

Дети идут в хороводе

Мы теля погнали к речке

Надо им напиться

Идут по кругу, взмахивая воображаемой хворостиной

Саргис, пестрый

Пес дворовый

Встают на четвереньки

Как навстречу бросится!

Прыжок в круг

Разогнал телят пугливых,
Скачет, лает, носится

Бегут по кругу на четвереньках

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом

Идут в хороводе

Уж мы Саргиса бранила,
так, что был не рад он

Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле

Идут по кругу на четвереньках

У бедняги даже уши

От стыда висели

Встают, ладошками изображают висящие уши

«Самолет»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет

Дети бегут на носочках по кругу, руки расставив в стороны

Правое крыло вперед

Поворот через правое плечо

Левое крыло вперед

Поворот через левое плечо

Полетел наш самолет

Бегут по кругу, расставив руки в стороны

«Маленький кролик»

Маленький кролик, пушистенький кролик

Дети скачут по кругу, сделав ушки из ладошек и двигая ими вперед-назад

Всех нас смеяться заставил до колик:

Останавливаются, держатся за животики

Прыгал за белкой, за уткой скакал

Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал

Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу

Фх, как смешно его уши торчали!

Делают ушки из ладошек

Мы хохотали души в нем не чая,

Опять держатся за животики

Но, на опушке заметив лису,

Смотрит из-под руки

Он подмигнул нам и скрылся в лесу

Подмигивают, разбегаются

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход

Шаг впред, руки опущены

Раз, два –

Он  назад шагнул сначала

ДВА ШАГА НАЗАД

А потом шагнул вперед –

Раз, два

Два шага вперед

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход

РУКИ ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЕД  И СОМКНУТЫ – ЭТО НОС ТЕПЛОХОДА; ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ МЕЛКИМИ ШАЖКАМИ

«Летчик»

Быть шофером хорошо,

Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль

А летчиком – лучше

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат

Бегут, расставив руки, как крылья

Наливаю в бак бензин,

Остановились, наклонили воображаемый сосуд

Завожу пропеллер

Круговое движение правой рукой

В небеса,  мотор, вези,

Чтобы птицы пели

Бегут, расставив руки

«Маляры»

Маляры известку носят,

Дети идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра

Стены кистью купоросят

Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз

Не спеша разводят мел

Наклонившись, мешают кистью в воображаемом ведре

Я бы тоже так сумел

«Красят»

«Клен»

За окном сосулька тает,

Дети стоят лицом в круг. ; прыжка на носочках, руки на поясе

Ветер тучи рвет в клочки

Руки вверх; Наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки

Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки

Прислонился он к окошку

4 прыжка

И, едва растает снег,

 Наклоны

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех

 Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие

«Грядка»

Я давно весну ждала

У меня свои дела

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела

Идут в противоположную сторону

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку

Останавливаются, изображают, как копают

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена

Показывают, как рыхлят грядку граблями

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете

Дети маршируют

На носки поднимитесь

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз

Опускают руки

Раз, два, три, потянитесь

Тянутся

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу

«Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая,

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе

- Отчего ты, рожь, золотая?

Меняют направление бега

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны

- Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам

«Машины»

На улице нашей

Машины, машины,

Машины малютки,

Машины большие

Дети двигаются из одного угла группы в другой, держа в руках воображаемый руль

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые

Сделав разворот, двигаются в другую сторону

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю

Когда все машины проехали, один из детей, переходя улицу, произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди

«Гусеница»

Это странный дом без окон

У людей зовется кокон

Дети лежат на спинках, вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга

Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем

Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щечку

Спит без просыпа всю зиму

Переворачиваются на спину, потягиваются, лежа

Март, апрель, капель, весна

Медленно садятся

Просыпайся, соня-сонюшка!

Потягиваются сидя

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна

Стала бабочкой она!

Бегут по кругу, машут руками, как крыльями

«Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке

Прыжки на одной ноге по кругу

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри

Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты

Руки вверх, потряхивая кистями

Стали мокрыми цветы

Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый, серый воробей

Сушит перышки скорей

Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали

Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст

Яблони белили мы

Известью, белилами

Движение правой рукой вверх-вниз

Починили мы забор

Имитируют удары молотком

Завели мы разговор:

- Ты скажи,

Садовник наш, Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду

Слив лиловых
Груш медовых
Самых крупных
Спелых яблок
Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке

«За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки

Дети идут в хороводе

Белочки скакали,

Рыжики срывали

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы

Лисичка бежала

Лисички собирала

Бегут собирают воображаемые грибы

Скакали зачатки

Искали опятки

Скачут стоя, срывая грибы

Медведь проходил

Мухомор раздавил

Идут в развалку, топают правой ногой

«Игра в стадо»

Мы вчера играли в стало

И рычать нам было надо

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы рычали 6 «Р-р-р»

Встали, сделали коготки

И мычали : «Му!»

Сделали рожки

По-собачьи лаяли: «Гав-гва!»

Встали на четвереньки

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны

Идут по кругу

А она сказала строго

 – Что за шум такой у вас?

Я детей видала много –

Таких вижу в первый раз

Слова воспитателя

Мы сказали ей в ответ

Никаких детей тут нет!

Стоят в круге, поворачивают голову из стороны в сторону

Мы не Пети и не Вовы

Загибают пальцы

Мы собаки

Встают на четвереньки

И коровы!

Делают рожки

А она в ответ: -Да что вы?

Встают

Ладно, если вы коровы, Я тогда – пастух

И прошу иметь ввиду

Я коров домой веду

 Дети идут по кругу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Комплекс упражнений на координацию речи и движения по лексическим темам

Данный комплекс включает в себя упражнения на координацию речи и движения для детей средней, старшей и подготовительной групп. упражнения представлены по изучаемым дексическим темам....

Картотека "Упражнения на координацию речи с движением

В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...

Картотека упражнений на координацию речи с движением

Основной целью использования упражнений на координацию речи с движением у детей с нарушениями речи - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом ...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Спасибо!Узнала несколько новых упражнений!