Главные вкладки

    Картотека по логопедии (старшая группа) на тему:
    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    Ольга Николаевна Антонова
    Основной целью использования упражнений на координацию речи с движением у детей с нарушениями речи - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    Учитель-логопед  Антонова Ольга Николаевна

    ИГРУШКИ

            

    На большом ковре и в ряд куклы Танины стоят.

    Два медведя, Буратино и веселый Чипполино,

    И котенок, и слоненок, и пузатый поросенок.

    (Дети маршируют, останавливаются,

    изображают персонажей.)

    Раз, два, три, четыре, пять   –

    Вместе мы пойдем гулять        

    (Прыгают, маршируют.)

    Кукла Неваляшка встала, не лежит.

    Сильно раскачалась, весело звенит.

    Дили-дили-дили-дон –

    Раздается всюду звон.

    (Дети ритмично покачиваются из стороны

    в сторону.)

    Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.

    Слышен Лены громкий плач.

    ( Ритмично «покачивают куклу»)

    Неваляшка все не спит, не ложится, не сидит.

    (Ритмичные наклоны туловища вперед.)

    Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом –

    Завертелось все волчком.

    (Хлопают в ладоши)

    Лена плакать перестала и сама качаться стала.

    (Покачиваются из стороны в сторону.)

               Неваляшка

    Наклонилась неваляшка,                 повороты вправо – влево,

    Но упасть – не упадет,                     произносят “динь – дон”

    Даже, если кот мой Яшка

    Неваляшку в бок толкнет.

    В бок толкнет игрушку он

    И в ответ услышит звон:

    Динь –дон, динь – дон!

           Мишка

    Мишка милый,                                   (шагают

    Мишка славный,                                на внешнем своде стоп,

    Неуклюжий и забавный.                  держа руки, как лапы)

    Весь из плюша,        

    Мишка спит.

    Ватой пышною набит.

    Я хожу, хожу, хожу,

    (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

    Вдруг я куклу разбужу?

    (Полуприседание, удержание позы.)

    Кукле надо отдыхать,

    Кукле хочется поспать.

    (Потягивание на носочках, глубокий вдох.)

    Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

    И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

    (Руки на поясе, ходьба на носочках,

    проговаривание шепотом.)

    ТРАНСПОРТ

                Самолет

    Руки ставим все вразлет:

    Появился самолет.

    Мах крылом туда-сюда,

    Делай «раз» и делай «два».

    Раз и два, раз и два!

    Руки в стороны держите,

    Друг на друга посмотрите.

    Раз и два, раз и два!

    Опустили руки вниз,

    И на место все садись!

    (Бег врассыпную)

              Самолет

    Руки в стороны – в полет

    Отправляем самолет.

    Правое крыло вперед,

    Левое крыло вперед.

    Раз, два, три, четыре-

    Полетел наш самолет.

    (И.п.-стойка ноги врозь, руки в стороны.1-поворот вправо,

    2-и.п.; 3-поворот влево; 4- и.п.)

               Пароход

    От зеленого причала оттолкнулся пароход,

    Он назад шагнул сначала, а потом шагнул вперед.

    И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход,

    ( Дети двигаются по кругу в соответствии с текстом)

    И пускал трубой колечки белоснежный пароход.

    (Делают вращательное движение руками перед собой,

    поднимая их снизу вверх.)

    Едем, едем на машине,

    Нажимаем на педаль.

    Газ включаем, выключаем,

    Смотрим пристально мы вдаль.

    Дворники счищают капли

    Вправо, влево. Чистота!        

    Волосы ерошит ветер.

    Мы шоферы хоть куда!

    (Имитируют движения рулем. Ногу сгибают, вытягивают.

    Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

    Приставляют ладонь ко лбу. Руки сгибают в локтях перед

    собой, ладони раскрывают. Наклоняют руки влево, вправо.

    Над головой шевелят пальцами. Поднимают вверх большой палец руки.)

    Мы в автобус дружно сели

    И в окошко посмотрели.

    (Дети садятся на стулья, смотрят по сторонам.)

    Наш шофер педаль нажал,

    («Нажимают» на педаль.)

    И автобус побежал.        

    ( Разбегаются.)

    Би-би-би – гудит машина.

    (Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)

    Тук-тук-тук – мотор стучит.

    (Хлопают в ладоши.)

    -Едем, едем, едем, едем, -

    Он так громко говорит.

    (Топают ногами.)

    Шины трутся о дорогу,

    Шу-шу-шу – они шуршат.

    (Потирают ладони.)

    Быстро крутятся колеса.

    Та-та-та – вперед спешат.

    (Делают ритмичную «вертушку» руками.)

    Вставайте в паровозик.

    -Чух-чух-чух- мчится поезд во весь дух.

    Паровоз пыхтит,

    Тороплюсь, - кричит.

    (Дети двигаются вперед друг за другом,

    ускоряя шаг, пыхтят.)

    Как кричит паровоз?

    -У-У-У-У….

    (Останавливаются, повторяют хором.)

    Самолеты загудели                                    (вращение перед грудью согнутыми

                                                                          в локтях руками )

     Самолеты полетели                                   (руки в сторону.)                                               

     На поляне тихо сели                                  (присесть)

    Да и снова полетели                                   (руки в сторону, медленный бег) 

    ОДЕЖДА

    Ищет вещи Маша,                            (повороты туловища в сторону, а затем в         

    Маша-растеряша.                               другую сторону)

    И на стуле нет,                                    (показать обеими руками перед собой -              

                                                                    руки протянуть вперед)        

    И под стулом нет.                               (присесть)

    На кровати нет,                                   (встать, руки протянуть вперед)

    Под кроватью нет.                               (присесть)

    И на полке нет,                                   (встать, руки протянуть вперед)

    И под полкой нет.                               (присесть)

    И на столике,                                      (встать, руки протянуть вперед)

    И под столиком нет.                           (присесть)

    Вот какая Маша.

    Маша растеряша                                  (развести руками)

    В понедельник я кроила,                    Движения в соответствии с текстом.

    А во вторник – платье шила,         

    В среду фартук вышивала,

    А в четверг – белье стирала:

    Все свои платочки

    И Братишкины носочки.

    А в пятницу и субботу

    Отдыхала от работы.

           Стирка

    Стираем, стираем,                                  (дети трут кулачками друг о друга)

    Стираем мы белье.        

    Полощем, полощем,                              (руки вниз, взмахи руками налево, 

    Полощем мы белье.                                направо)        

    Теперь мы отжимаем,                           (крутят согнутыми кистями рук)

    Все крепко отжимаем.

    Встряхнули, встряхнули,                     (руки перед грудью, машут ими вверх, 

    Встряхнули мы белье.                            вниз)

    Смотрите, наши ручки                         (руки вперед, ладошки вверх, вниз)

    Смотрите, тут и там.

    Окончена работа,                                  (шагают на месте и машут рукой)

    И нам домой пора.        

    ОБУВЬ

    Посчитаем мы сейчас                               (попеременно ударяют по столу

    Сколько обуви у нас?                                и хлопают в ладоши)

    Туфли, тапочки, сапожки                        

    Для Наташи и Сережки                            

    А еще ботинки для                                    (загибают пальчики, начиная с 

    Нашей Валентинки,                                    большого пальца)                               

    А вот эти валенки для

    Малышки Галеньки.

                   Башмачки

    Шьет ежатам ежик

    (Имитировать шитье иголкой)

    Восемь новеньких сапожек.

    Каждому на ножки

    (Выставлять поочередно ноги на пятку.)

    Новые сапожки.

    Надели ежата на ноги сапожки, а ежиха новые башмачки.

    И все на радостях пустились в пляс.

    А-чки-чки-чки!

    (Стоя на месте, перекаты с пятки на носок.)

    Мы купили башмачки!

    Ой, какие мы купили

    (Не отрывая носков от пола, постукивать пятками)

    Веселые башмачки.

    Разок шагнешь,

    (Шаг на месте на всей стопе.)

    Другой шагнешь,

    А потом, потом, потом

    (Кружение на всей стопе)

    Плясать пойдешь!

            В. Пикулева

    МЕБЕЛЬ

     Вот это стул,                              (левую ладонь поднять вертикально 

    На нем сидят.                              вверх, к ее нижней части приставить кулак

     Вот стол,                                     правой руки – большой палец к себе)

    За ним едят.                                 (левую руку сжать в кулак, сверху на него   

                                                           положить ладонь правой руки)

    А вот диван,                                (установить под углом 90 градусов ладони

    На нем лежат.                                одна относительно другой,  тыльными   

    Напротив вешалка стоит,             сторонами наружу)        

                                                           (поднять правую руку вверх растопырив

                                                             округленные пальцы)

    На ней пальто и плащ висит.

                                                            (расположить согнутые в локтях руки

    На  полках шляпы и шарфы

                                                             перед грудью - одна над другой)

    Пришедшей в гости детворы.

    ПОСУДА

    Кран с водою мы открыли           (одновременно со словами 4 раза произвести 

                                                             вращательные движения кистью правой                            

                                                             руки, как будто открыть кран с водой)

    И посуду перемыли                      (положить правую ладонь на левую и совер-

                                                             шить по ней круговые движения, как будто                                                            

                                                             мыть тарелку)

    Терли, терли, мыли, мыли,          (те же движения, но левой ладонью по   

    Терли, терли, мыли, мыли.            правой )

    Все кругом в воде и мыле            (развести руки в стороны, выражая                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                             недоумение)        

    Ложки,                                            (вытянуть вперед руки ладонями кверху;

                                                              каждая ладонь округлена в виде  ковша

    Вилки                                              (вытянуть вперед руки ладонями кверху. 

    И ножи                                             пальцы растопырены)

                                                             (вытянуть вперед руки. Ладони поставить

                                                               на ребро. Пальцы не разъединять)

    За столом всегда нужны.               (поднять правую руку вверх, сжать ее в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                              кулак, выставить на него только                                                                                                                                                                                                                      

                                                              указательный палец- жест, призывающий                                                                                                                                                                                                      

                                                              к вниманию)

            

    Посуда

    Вот большой стеклянный чайник,   (надувают живот, одна рука на поясе,

    Очень важный, как начальник.          другая – изогнута)

    Вот фарфоровые чашки,                   (приседают, одна рука на поясе)

    Очень хрупкие, бедняжки.        

    Вот фарфоровые блюдца,                 (кружатся, рисуя руками круг)

    Стукни – разобьются.

    Вот серебряные ложки,                    (потягиваются, руки сомкнуты над 

    Голова на тонкой ножке.                   головой)

    Вот пластмассовый поднос,            (ложатся, вытягиваются)

    Он посуду нам принес.

                    

    ЗИМА

    Снежинки, снежинки                            (Легкий бег в разных направлениях ) По ветру летят.  

    Снежинки, снежинки

    На землю хотят.

    А ветер дует сильней                            (взмахи руками)

    И сильней.

    Снежинки кружатся                              (поворот вокруг себя)

    Быстрей и быстрей.

    Вдруг ветер утих,                                  (подбежать к воспитателю и присесть 

    Стало тихо кругом.                                   около него)

    Снежинки слетелись

    В большой белый ком.  

    Пришла зима.                                  (Обведите широким жестом всю картину) 

    Стало холодно.                                (Обхватите руками себя за плечи и                  

                                                                 поежьтесь)        

    Ударили морозы,                             (Стукните правым кулаком по левой

                                                                 ладони )        

    Реки покрылись льдом,                   (Поставьте руки перед грудью и                

                                                                 горизонтальным движением разведите  

                                                                 их в разные стороны)        

    Пойдем, дети, на лужок,                   (встаньте сами и жестом пригласите за                              

                                                                  собой детей, выйдите на открытое    

    Возьмем в руки мы снежок.               пространство комнаты)

    Белый да пушистый,                         (наклонитесь и изобразите, что одной                                 

                                                                   рукой взяли снег)             

    На солнце серебристый.

    Раз, два, три -                                     (изобразите, что лепите снежки: 

    Лепим, лепим – посмотри.                округленными ладонями хлопать сначала  

                                                                  правой ладонью по левой ,потом левой

                                                                  по правой)

                    Вьюга

    Воет вьюга: У-у-у,

    Завертеть я вас могу.

    Замести в большой сугроб,

    Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.

    Вас от дома уведу,

    В чисто – поле приведу.

    А потом улягусь спать

    В свою снежную кровать.

    (Делают круговые движения руками над головой ритмично.

    Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру,

    «подгребая» снег. Ритмично хлопают ладонями по телу.        

    Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.)

                 Мороз

    Ты мороз, мороз, мороз,

    Не показывай свой нос!

    Уходи скорей домой,

    Стужу уводи с собой.

    А мы саночки возьмем,        

    Мы на улицу пойдем.

    Сядем в саночки - самокаточки.

    (Согнутыми крест-накрест руками трут предплечья: «согреваются».

    Указательным пальцем грозят зиме: остальные пальцы сжаты в кулак.

    «Прогоняют» зиму, махая попеременно то правой, то левой рукой.

    Совершают движения руками, как будто тянут за веревку.

    Спина прямая, приседают на корточки и берут санки.

    Маршируют на месте. Приседают на корточки, одновременно вытягивают прямые руки перед собой. Совершают перевод прямых рук за спину.)

            

    Я мороза не боюсь, я с ним крепко подружусь.

    (Дети водят хоровод.)

    Подойдет ко мне мороз, тронет руки, тронет нос,

    (Дети прячут руки,  закрывают ладошкой нос.)

    Значит, надо не зевать, прыгать, бегать, танцевать.

    (Движения по тексту.)

    Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

    (Дети становятся в круг.)

    Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

    (Машут руками перед собой.)

    Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши.

    (Хлопают ладошами, ловя снежинки.)

    Руки в стороны, по швам, хватит снега нам и вам.

    (Разводят руки в стороны, опускают по швам.)

             Зима

    Мы пришли в зимний лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    (развести руки)        

    Справа березка в шубке стоит,

    Слева елка на нас глядит.

    (отвести руку и посмотреть в указанную сторону)

    Снежинки в небе кружатся,

    (покружиться на месте)

    На землю красиво ложатся.

    (присесть)

    В лесу красота и покой,

    А нам пора идти домой.

    Не боимся мы пороши,

    Ловим снег- хлопок в ладоши.

    Руки в стороны, по швам-

    Снега хватит вам и нам.

    Мы теперь метатели-

    Бьем по неприятелю!

    Размахнись рукой- бросок!

    Прямо в цель летит снежок.

    (Движения по тексту)

                Времена года

    Мы погреемся немножко,

    Мы похлопаем в ладошки:

    Хлоп- хлоп- хлоп.

    Ножки тоже мы погреем,

    Мы потопаем скорее:

    Топ-топ- топ.

    Рукавички мы надели,

    Не боимся мы метели:

    Да-да-да.                  (Движения по тексту)

               Мороз

    На дворе у нас мороз.                               (хлопают ладонями себя по плечам)

    Чтобы носик не замерз,                            (закрывают ладошкой нос)

    Надо ножками потопать                           (топают ногами)

    И ладошками похлопать.                          (хлопают в ладоши).

            

               Снежинки

    С неба падают снежинки,                         (кружатся)

    Как на сказочной картинке.

    Будем их ловить руками                           (дети поднимают руки над головой

    И покажем дома маме.                              и делают хватательные движения)

    А вокруг лежат сугробы,                          (повороты туловища влево – вправо)

    Снегом замело дороги.                             (руки согнуты в локтях, перед

                                                                         грудью, вращают руками)        

    Не завязнуть в поле чтобы,                      (ходьба на месте, колени высоко 

    Поднимаем выше ноги.                             поднимают).        

            

    ВЕСНА

    От сосулек звон, звон, звон.                  (изображается капель ; руки поднять     до уровня головы, сжать кулаки ,        выставив  из них только указательные пальцы. Пальцы направить вниз. Затем с каждым «звон» руки рывками опускать все ниже и ниже – до самого пола – в момент ,когда приседать )

    Просыпайся, клен, клен, клен.              (из положения приседа постепенно подниматься. Руки держать вверх согнутыми  в локтях. Пальцы рук растопырить, изображая ветви клена )

                     

    На лужайке поутру мы затеяли игру.

    Я – подснежник, ты – вьюнок, становитесь в наш венок.

    (Дети становятся в круг.)

    Раз, два, три, четыре – раздвигайте круг пошире.

    (Дети расходятся.)

    А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.

    Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.

    (Бегают.)

    Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть.

    (Снова становятся в круг.)

    Березка в белом сарафане весною водит хоровод

    (Дети идут ритмичным, дробным шагом.)

    Звенит сережками так нежно и птичек в гости все зовет.

    (Делают ритмичные взмахи руками к себе.)

    Раскроет свои руки-ветки, опустит ветки-пальцы вниз,

    (Разводят руки в стороны, пальцы вниз.)

    Подставит солнышку листочки, чтоб лучик на ветвях повис.

    (Ритмично покачивают руками вверху.)

         Солнышко

    Солнышко, солнышко,                  (пружинка - движения)

    Выгляни в окошко.

    Твои детки плачут,                         (прыжки на двух ногах)

    По камушкам скачут.

          Весна

    Начинается весна,                          (дети “стряхивают воду” с кистей рук)

    Кап-кап, кап-кап.

    С крыш закапала вода,                   (“подбрасывают” капли)

    Кап-кап, кап-кап.

    И сосульки на трубе                       (наклоняются вниз, опускают плечи)

    Все растаяли в тепле.

    Получается вода,                            (соединяют две ладошки черпачком и 

    Да, да, да!                                         покачивают ими)

    Но зато запели птички,                  (машут руками, как крыльями)

    Все воробушки, синички.

    Чик-чирик, чик-чирик,

    Так весну встречаем мы.

    Солнышко

    Солнышко, солнышко                    (идут по кругу, взявшись за руки)

    Ярче нам свети.

    Будут на лужайке

    Цветы цвести.

    Солнышко, солнышко                    (фонарики)

    Ярче нам свети.

    Будут все ребята                             (вращение кулачками перед грудью)

    Венки плести.

    Солнышко, солнышко,                   (фонарики)

    Ярче нам свети.

    Будет много ягод                            (собирают ягоды)

    В лесу расти.

    Подснежник

    К нам весна лишь заглянула,          (протягивают руки вперед)

    В снег ладошку окунула.                 (опускают руки вниз)

    И расцвел там нежный                    (соединяют пальцы в бутон)

    Маленький подснежник.                 (раздвигают пальцы).

    8 МАРТА

    Мы стирали, мы стирали,

    Мы белье прополоскали.             (Имитация движений стирки

                                                            и полоскания.)

    Мы белье прополоскали

    И ни капли не устали.                  (Проводят ладонью по лбу.)

    А теперь его отжали,

    Стряхнули и повесили.               (Движения отжимания, стря-

                                                           хивания и развешивания.)

    Дружно помогаем маме            (хлопки)

    Мы белье полощем сами           (покачивание руками вправо, влево)

    1, 2, 3, 4,                                       (загибать пальчики, начиная с большого)

    Потянулись, наклонились          (наклон)        

    Хорошо мы потрудились.          (вытереть лоб рукой).

    ЛЕТО

    Колокольчик

    Колокольчик голубой                 (руки на поясе, наклоны вперед, назад)

    Поклонился нам с тобой.

    Колокольчики – цветы                (наклоны головы вверх – вниз)

    Очень вежливы, -                         (развести руки в стороны)

    А ты?

    За ягодами

    Солнечным погожим днем         (ходьба на месте)

    Мы с друзьями в лес идем.

    Мы с собой несем корзинки.      (руки лодочкой)

    Вот хорошая тропинка,               (руки вытянуты вперед)

    Собираем землянику.                  (наклон вперед)

    Ищем вкусную чернику,             (повороты головы вправо, влево)

    Голубику, костянику,                  (ходьба на месте)

    Кисловатую бруснику.

    На лугу

    На лугу растут цветы                  (руки в стороны)

    Небывалой красоты.

    К солнцу тянутся цветы,            (руки вверх, потянулись)

    С ними потянись и ты.

    Ветер дует иногда,                     (махи руками на себя)

    Только это не беда.

    Наклоняются цветочки,             (наклоны в стороны)

    Опускаются листочки.

    ПТИЦЫ. НАСЕКОМЫЕ

    Гуси серые летели,                 (Плавно машут руками)

    На лужайке тихо сели.             (Приседают)

    Походили, поклевали,             (Ходят, наклоняя голову)

    Потом быстро побежали.        (Прыгают на месте)

                         Грачи

    Мы лепили куличи,                 («Лепить пирожки»)

    Прилетели к нам грачи.          (Помахать крыльями-ладошками.)

    Первый грач испек пирог,

    А второй ему помог,               (Поочередно массировать каждый палец,

                                                       начиная с большого)

    Третий грач накрыл на стол,        

    А четвертый вымыл пол,

    Пятый долго не зевал

    И пирог у них склевал.           (Постучать пальцами по коленям)

    Раз, два, три, четыре, пять,     (Поочередно загибать пальчики)

    Выходи грачей считать!

                 (Т. Коти)

                     Бабочки

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    Крылья пестрые мелькают,

    В поле бабочки летают.

    Раз, два, три, четыре,

    Полетели, закружились.

    (При передвижении выполняются различные виды ходьбы.

    Дети должны передвигаться легко, бегом на носках: по кругу или на месте,

    делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек,

    кружатся)

           Птичка

    Птичка песенку поет

    Тинь-тинь-тинь.                         (Постукивают подушечками пальцев

                                                         одной руки о пальцы другой.)

    Скоро солнышко взойдет

    Тинь-тинь-тинь.                         (Хлопают в ладошки)

    Комары проснуться скоро         (Похлопывают по плечам скре-

    Тинь-тинь-тинь.                           щенными руками)

    Вот тогда наемся вволю

    Тинь-тинь-тинь.                         (Ритмично пощелкивают пальцами)

            Лебеди

    Лебеди летят, крыльями машут.             (плавные движения руками с

                                                                        большой амплитудой)

    Прогнулись над водой,                            (наклоны вперед)

    Качают головой.                                       (наклоны головы)

    Прямо и гордо умеют держаться,           (приседания, руки отвести назад)

    Очень бесшумно на воду садятся.        

             Вороны

    Вот под елочкой зеленой

    Скачут весело вороны:

    Кар, кар, кар!

    (Прыгают на месте)

    Целый день они летали,

    Спать ребятам не давали:

    Кар, кар, кар!

    (Бегают, взмахивая руками, как крыльями)

    Только к ночи умолкают

    И все вместе засыпают

    Кар, кар, кар. (Тихо)

    (Садятся на корточки, руки под щеку.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

    Упражнения на координацию речи с движением.

    Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам....

    Картотека игр на координацию речи с движением

    Игры на координацию речи с движением...

    Картотека "Упражнения на координацию речи с движением

    В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...

    Упражнения на координацию речи с движениями

    Подборка речедвигательных упражнений и имитационных игр,  позволяющих «собрать» внимание детей и активно включать их в совместную деятельность. Эти игры и упражнения отличаются эмоциональной зажи...

    Система упражнений на координацию речи с движением

    Использование в деятельности всех специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения коррекционной р...