Использование игровых моментов на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения
статья по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Использование игровых моментов в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые моменты на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения

В последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики.

Для успешной работы по преодолению общего недоразвития речи нужна система, которая будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка. Таким образом, необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи и был доступен для дошкольника. Такая система должна включать в себя упражнения, игры, текстовый и картинный материал.

Безусловно, самой интересной деятельностью для ребёнка является игра. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Положение игры определяется не количеством  времени, которое  ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Занятия  дадут  наилучший  результат, если они  проводятся  в  форме  игры  и  интересны  для  ребёнка.

Именно поэтому целесообразно вводить в занятия различные игровые моменты:

-обыгрывание ежедневных обязательных упражнений (таких как, например, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения);

-физкультурные паузы или динамические минутки, обеспечивающие максимально возможную на занятиях двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные);

-игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры и упражнения, предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

Указанные далее игры и упражнения рекомендуется вводить в различные виды деятельности: на занятиях, во время режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулках, как часть другой игры (например, сюжетно-ролевой).

Артикуляционная гимнастика является нашим основным инструментом в работе над правильным звукопроизношением, проводить  артикуляционную  гимнастику  надо  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые  у  детей  двигательные  навыки  закреплялись,  становились  более  прочными.  

Но для ребёнка – дошкольника ежедневное повторение одного и того же материала является утомительным и скучным занятием. Поэтому необходимо подавать материал так, чтобы заинтересовать детей, побудить к самостоятельному выполнению упражнений. Для достижения цели мы используем игровые моменты на всех этапах выполнения артикуляционных упражнений, начиная с простого разучивания упражнений и заканчивая объединением их в комплексы для постановки дефектных звуков.

Для детей все эти комплексы представлены в виде алгоритмов, сказок, путешествий, весёлых заданий (например, «Свистящая полянка», «Шипящий лес» и т.д.). Все они достаточно вариативны, предназначены для разных возрастных категорий и направлены на отработку и дифференциацию разных групп звуков.

Довольно часто сказка или маршрут путешествия составляются в соответствии с лексическими темами, предусмотренными программой. Поскольку ничто так не утомляет ребёнка как однообразие,  одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение «острого» язычка («Иголочка» или «Жало») в зависимости от темы можно сравнить с морковкой, концом ножниц, ракетой, верхушкой ёлки, шпагой и др. Это даёт возможность ещё раз, совсем подчас не лишний, отработать словарь и грамматику, что в свою очередь даёт толчок к развитию самостоятельного связного высказывания.  

Фрагмент занятия «Интересная прогулка» (отработка комплекса для постановки звуков [Р], [Р’] на материале лексической темы «Транспорт»).

Логопед. – Сегодня мы с вами отправимся на прогулку на нашем новеньком автомобиле, а поможет нам карта. Итак, автоматические ворота нашего гаража открываются 1,2,3 (упражнение «Окошко»). Мы выезжаем на широкую ровную дорогу (упражнение «Блинчик»). Неожиданно стал накрапывать дождик, давайте включим «дворники» (упражнение «Часики»). Продолжаем путь (упражнение «Блинчик»). Перед нами мост, переезжаем через него (упражнение «Накажем непослушный язычок»). Мы с вами подъехали к автозаправочной станции, необходимо заправить автомобиль (упражнение «Маляр»). Теперь давайте протрём лобовое стекло (упражнение «Вкусное варенье»). Давайте попробуем завести мотор (упражнение «Дятел» со звуком «т-т-т»). Не получается, давайте попробуем ещё раз (упражнение «Дятел» со звуком «д-д-д», увеличивая скорость). Завели мотор («дж--ж-ж-ж»). Мы с вами съехали с горки и подъехали к глубокой и широкой яме (упражнение «Чашечка»). Постояли у ямы, подумали и решили её объехать («дж-ж-ж»). Мы на что-то наткнулись, у нашего автомобиля лопнула шина (дыхательное упражнение «Лопнула шина»).  Как выходит воздух из шины? («ш-ш-ш-ш») Мы как раз остановились около дома. Давайте попросим помощи  у жителей. Поднимаемся по ступенькам (упражнение «Ступеньки»). Нам дали насос (упражнение «Грибок»). Давайте накачаем шину (упражнение «Гармошка»). Возвращаем насос хозяевам (упражнение «Грибок»). Заводим мотор и трогаемся с места (упражнение «Подуй на грибок» - сочетание «тр-р-р»). Давайте посмотрим как крутятся колёса у автомобиля (дыхательное упражнение «Сдвинь палочку» с сочетанием «тр-р-р-р»). Мы с вами доехали до светофора, дождались зелёного сигнала и трогаемся дальше со звуком «р-р-р-р-р».    

Работа над звукопроизношением сопровождается работой над дыханием. Можно даже сказать, что успех работы над правильным звукопроизношением во многом зависит от выработанного физиологического и речевого дыхания детей. Как и артикуляционные, дыхательные упражнения необходимо выполнять ежедневно. Наша задача – сделать эту работу разнообразной, интересной, занимательной для ребёнка. Это возможно только в игре.

Дыхательными упражнениями достигается множество разнообразных целей:

*выработка правильного физиологического дыхания;

*развитие плавного, длительного вдоха и выдоха;

*дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;

*выработка речевого дыхания;

*координация движений языка и выдоха;

* координация движений языка и челюсти и выдоха;

* координация движений языка и губ и выдоха.

В комплексы дыхательной гимнастики включены:

* дыхательные, без участия голоса, например:

''Осенние  листочки''.  На  уровне  рта  ребёнка  подвешены  на  ниточках  сухие  разноцветные  листья  деревьев.  Рассматриваем  их,  называем,  определяем  цвет.  Ребёнок  медленно  набирает  воздух  через  нос  (следим,  чтоб  не  поднимались  плечи).  Вытягиваем  губы  трубочкой,  дуем  на  листочки,  не  раздувая  щёк.  Повторяем  3-5 раз.

''Пароходы''.  На  высоком  столе  стоит  таз  с  водой.  Дети  встают  вокруг  стола,  опускают  в  воду  бумажные  кораблики.  Необходимо,  чтобы  парус  кораблика  находился  на  уровне  рта  ребёнка.  По  команде  логопеда  дети  набирают  воздух  через  нос  и  начинают  медленно  и  плавно  дуть  на  парус  своего  кораблика.  Логопед  следит,  чтобы  дети  не  поднимали  плечи,  дули,  держа  губы  трубочкой,  не  раздувая  щёк.  Делаем  3-5  вдохов  и  выдохов.  Победит  тот,  кто  перегонит  кораблик  к  противоположному  краю  таза.

''Цветочек''.  Сделать  вдох  и  задержать  дыхание:  понюхай  цветочек;  вдохни  аромат.

''Свеча''.  Сделать  выдох:  подуй  на  пламя  свечи  и  посмотри,  как  долго  оно  будет  отклоняться;  задуй  свечу  резким  выдохом.

''Не  разбуди  игрушку''.  Дети  двигаются  спокойным  шагом  под  музыку  в  четырёхдольном  размере.  На  1-2ю  доли – 2  коротких  шага  и  вдох  носом,  на  3-4ю  доли – остановка  и  долгий  выдох.

* дыхательные  с использованием звукоподражаний, например:

‘’Часики''.  Стоя,  ноги  слегка  расставить,  руки  опущены.  Размахивая  прямыми  руками  вперёд,  назад,  произносить  ''тик-так''.

''Трубач''.  Сидя,  кисти  рук  сжаты  в  трубочку,  подняты  вверх.  Медленный  выдох  с  громким  произношением  звука  ''п-ф-ф-ф-ф''.

''Петушок  машет  крыльями''.  Встать  прямо,  руки  опущены.  Поднять  руки  в  стороны,  затем  похлопать  ими  по  бёдрам.  Выдыхая,  произносить  ''ку-ка-ре-ку''.

''Каша  кипит''.  Сидя,  одну  руку  положить  на  живот,  другую - на  грудь.  Втянуть  живот  и  набрать  воздух  в  грудь – вдох,  опустить  грудь  и  выпятить  живот – выдох.  При  выдохе  громкое  произнесение  звука  ''ф-ф-ф-ф''.

''Паровозик''.  ходить  по  комнате,  выполняя  попеременно  движения  руками  и  приговаривая  ''чух-чух-чух''.

''Насос''.  Встать  прямо,  ноги  вместе,  руки  вдоль  туловища.  Вдох,  затем  наклон  туловища  в  сторону.  Выдох,  руки  скользят,  при  этом  громко  произносить  ''с-с-с-с!''  Выпрямление – вдох,  наклон  в  другую  сторону  с  повторением  звука.

''Регулировщик''.  Стоя,  ноги  расставить  на  ширину  плеч,  одну  руку  вверх,  другую  отвести  в  сторону.  Вдох  носом,  затем  менять  положение  рук  с  удлинённым  выдохом  и  произнесением  звука  ''р-р-р-р-р''.

* дыхательно-голосовые, например:

  1.  Глубокий  вдох  через  нос – продолжительный  выдох  через  рот.
  2. ''Заморозим  подбородок'' – втянуть  нижнюю  губу  под  верхнюю  и  длительно  подуть  холодным  воздухом  вниз  по  подбородку,  выполнять  молча  и  на  одном  выдохе.
  3. ''Заморозим  ладошку'' – растянуть  сомкнутые  губы,  тыльную  сторону  ладони  подставить  под  подбородок,  длительно  дуть  на  одном  выдохе  по  подбородку  на  тыльную  сторону  ладони.
  4. Повторить  упражнения  1  и  2  с  дополнением:  шёпотом  произносить  слог  ФА  на  одном  усиленном  выдохе.
  5. ''Погреем  ладошки'' – руки  согнуты  в  локтях,  ладони  впереди  на  расстоянии  15 – 20  см  от  рта,  дуть  тёплым  воздухом  на  ладони.
  6. Повторить  упражнение  5  с  дополнением:  шёпотом  на  одном  усиленном  выдохе  произносить  слог  ХА.
  7. Длительное  произнесение  на  одном  выдохе  гласных  звуков  сначала  тихим,  затем  громким  голосом:  А (Э), У (О), Ы, И.  Последовательность  произнесения  может  меняться.  В  течение  нескольких  дней  звуки  проговариваются  вместе  со  взрослым,  но  обязателен  контроль  положения  артикуляционной  позы  (губ)  в  зеркале.
  8. В  дальнейшем  (через  неделю,  две,  месяц …)  участие  взрослого  сводится  только  к  беззвучному  показу  ребёнку  артикуляционной  позы  гласного  звука.  Ребёнок  отгадывает  и  самостоятельно  произносит.
  9. Произнесение  на  одном  выдохе  сочетаний  из  2,  затем  3  гласных  звуков:

АУ,  УА,  АО,  ОА,  АИ,  ИА,  УИ,  ИУ …

АУИ,  АИУ,  УАИ,  УИА,  АОИ,  АИО,  ОАИ,  ОИА …

10. Произнесение  на  одном  выдохе  одинаковых  слогов:

ФА – ФА,  ХА – ХА …                                                 ФА – ФА – ФА,  ХА – ХА – ХА …

ФА – ФА ------- ФА – ФА – ФА …                              ХА – ХА ------- ХА – ХА – ХА …

 11. Произнесение  на  одном  выдохе  слогов  с  разными  гласными:

ХА – ХО – ХИ                               ФА – ФО – ФУ – ФИ                   ХО – ХИ – ХА                              ФО – ФУ – ФЫ – ФА             ХИ – ХА – ХО                                ФУ – ФЫ – ФА – ФО

  • Примечание:  звуки  Х, Ф  берутся  т к  они  наиболее  лёгкие  в  произношении  и  практически  почти  всегда  бездефектны.

  * голосовые, например:

  Успокой  куклу.  (развитие  тембра  голоса).  Дети  сидят  на  стульях  полукругом.  На  руках  у  них  куклы.  Логопед  говорит:  ''куклы  плачут,  надо  их  успокоить.  Посмотрите,  как  я  укладываю  свою  куклу  спать  (укачивает  куклу,  негромко  напевая  на  звуке  А  мотив  знакомой  колыбельной  песни).  А  теперь  вы  покачайте.''  Дети  по  очереди,  а  затем  вместе  укачивают  кукол,  произнося  звук  А.

Перебежки.  (развитие  силы  голоса;  активизация  мышц  губ).  Дети  расходятся  по  своим  домам  (стульчикам).  По  сигналу  педагога  один  из  детей  вызывает  другого  по  своему  выбору:  ''Ау,  Ау,  Петя''.  Петя  в  свою  очередь  отвечает  ему:  ''Ау,  ау,  Вова'',  и  они  быстро  меняются  местами.  Тогда  Петя  выбирает  другого  товарища  и  таким  же  образом  меняется  с  ним  местами.

Эхо.  (развитие  силы  голоса  и  речевого  дыхания).  Дети  становятся  в  два  ряда  лицом  друг  к  другу.  Одна  группа  детей  то  тихо,  то  громко  произносит:  А,  другая  тихо  отзывается:  А.  можно  играть,  употребляя  гласные  звуки,  а  также  сочетания  АУ,  УА,  ИА,  ИО  и  т.д.

Вьюга.  (развитие  силы  голоса  и  речевого  дыхания,  активизация  мышц  губ).  Педагог  показывает  сюжетную  картинку  ''Вьюга''.  Дети,  сидящие  в  ряд,  изображают  вьюгу,  воющую  в  ненастный  вечер.  По  сигналу  педагога  ''Вьюга  начинается''  тихо  говорят:  у-у-у…  по  сигналу  ''Сильная  вьюга''  громко  говорят:  у-у-у…  по  сигналу  ''Вьюга  кончается''  говорят  тише;  по  сигналу  ''Вьюга  кончилась''  замолкают.  Желательно,  чтобы  дети  меняли  силу  голоса  за  один  выдох  не  менее  2-3 раз.  в  этом  случае  удобнее  словесные  указания  педагога  заменить  дирижированием:  плавное  движение  руки  вверх – дети  говорят  громче,  плавное  движение  руки  вниз – дети  говорят  тише.

     Также в арсенале логопеда есть достаточно много упражнений, которые оформлены в виде коротких стихов, сказок. Эти упражнения направлены не только на развитие дыхания, но и на развитие координации речи с движением.                                                     

У детей с ТНР нарушена общая моторика, движения нескоординированы. Дети подчас просто не умеют управлять своим телом. На занятиях они устают находиться в одном положении, становятся расторможенными, невнимательными. Конечно, ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса. В этом случае нам на помощь приходят так называемые «динамические» или «физкультурные минутки».

*В этих играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. Но для нас важно, что это не только физические упражнения, но и координация движений с речью, либо собственной, либо с речью логопеда.

*Почти всегда динамические минутки подбираются в соответствии с лексической темой, таким образом, частично затрагивается словарь и грамматика, что в свою очередь даёт толчок к развитию самостоятельного связного высказывания.                          

*Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время участия в игре делают ее эффективным средством воспитания, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы проводить игру живо, интересно, эмоционально.

Можно отдельно выделить мимические упражнения:

  • Весёлые  лягушки. Изобразите  лягушек, которые  охотятся  за  комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.
  • Заводная  кукла. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. (дети изображают заводную куклу) Заводная кукла сломалась. (дети застывают в определённой позе) Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
  •  Овощи. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. (повторить расслабление) На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-''толстячки'', превратились в овощи-''худышки''.

Физкультурные минутки, или динамические паузы, можно проводить как в начале занятия (как организационный момент), так и в середине (как зарядка), и в конце занятия (как итог занятия, расслабление).

У детей с ТНР страдает не только общая моторика, но и мелкая. У  преобладающего большинства  детей  с  проблемами  развития  речи  неверные,  нескоординированные  движения  пальцев.  Справиться с этой проблемой нам помогают игры, направленные на развитие мелкой моторики, а также пальчиковые игры и упражнения.  

Хорошо влияют на развитие мелкой моторики игры со счётными палочками или спичками.  Картинки из спичек можно выкладывать как по образцу, так и по представлению.            

Простые  движения  кистей  рук,  пальцев  помогают  убрать  напряжение  не  только  с  самих  рук,  но  и  с  губ,  снимают  умственную  усталость.  Также эти   движения  способны  улучшить  произношение  многих  звуков.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения, как с речью, так и без речевого сопровождения.

Упражнения без речевого сопровождения:

  • Сложить  бумажную  салфетку  вчетверо  и  дать  ребёнку,  чтобы  он  повыщипывал  двумя  пальцами  маленькие  кусочки  со  сгибов.  После  завершения  процедуры  оцените  полученный  узор,  развернув  салфетку.
  • Попросите  ребёнка  перекатывать  в  ладонях  гранёный  карандаш  (на  прогулке – палочку),  неторопливо  перемещая  его  от  основания  ладоней  к  кончикам  пальцев.
  • Отличное  занятие – нанизывание  различных  по  цвету  и  по  размеру  пуговиц.  Их  можно  нанизывать  на  нитку  произвольно,  получая  красивые  бусы,  можно  нанизывать  сначала  большие  пуговицы,  а  потом  поменьше,  поменьше. Можно  чередовать  по  размеру,  по  цвету,  по  форме.
  • Подвесить  на  ниточке  бусину  или  небольшую  пуговицу.  Задача:  каждым  пальцем  поочерёдно  щёлкать  по  мишени.

При выполнении статичных упражнений перед ребёнком стоит задача сложить из пальчиков фигурки, изображающие предметы, животных, птиц. Фигурки сопровождаются небольшим стихотворным текстом и картинками. Таким образом, у ребёнка возникает не только зрительный образ, но и слуховой. В упражнение вовлекаются все пальчики и левой, и правой руки.

Когда ребёнок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить:

*обыгрыванием стихов, сценок, многие из которых подобраны с учётом лексических тем;    *пересказом  коротких рассказов с сопровождением фигур из кисти и пальцев рук.

Итак, необходимо постоянно помнить о том, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника, и что научить чему-либо ребёнка можно, только играя с ним. Поэтому для достижения высоких результатов и положительной динамики в обучении  необходимо использование игровых моментов на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...

Тренинг: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".

Тренинг:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".(для педагогов)...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. К ним относятся: пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, песочная терапия, ...

«Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»

laquo;Использование игровых упражнений для развития речи дошкольников, имеющих речевые нарушения»...

«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Работая в комбинированной группе, с дошкольниками с нарушениями речи постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с данной патологией испытывают определённые трудности. Наблюдается отставание в развитии мелк...